Всего записей: 41
Борьба «Корэш» – это вид спортивного единоборства на кушаках (поясах), в котором перед борцом стоит цель положить соперника на спину с применением какого-либо из разрешенных приемов. История борьбы корэш уходит корнями в древность, где ее использовали в качестве вида развлечения и досуга во время крупных общественных мероприятий. Позже ее применяли как один из способов физической подготовки воинов. В настоящее время состязания по корэш занимают центральное место на национальном празднике Сабантуй.
Республика Татарстан
Губадия — сдобный круглый пирог с многослойной начинкой. Начинка состоит из корта (сушеного творога) и (или) говяжьего фарша с пассерованным репчатым луком, отварного рассыпчатого риса, рубленого яйца, распаренного изюма (урюка или чернослива).
Для приготовления губадии можно использовать как дрожжевое, так и пресное сдобное тесто.
Республика Татарстан
Балтай – это древний языческий праздник мордовского народа. В основе празднования лежит обряд и моления в честь хозяина леса – медведя. Из односельчан выбирают трех парней, которых наряжают «медвежьей семьей»: медведь, медведица и медвежонок. Их обвязывают кленовыми ветками так, чтобы получилась пышная шуба, а головной убор делают из папоротника, любовно украшая его цветами. Праздник проводится в начале июня, в воскресенье, через неделю после Троицы – когда закончены посевные работы.
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан
Навруз (Науруз) является праздником весеннего равноденствия у некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, у персоязычных, а также у башкир и татар.
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан
Недалеко от села Татарское Маматкозино Верхнеуслонского района Республики Татарстан, примерно в трехстах метров от поселения, посреди хлебного поля находятся надгробные камни. Данный памятник был известен уже в XVI веке. В настоящее время реликвия состоит из плоских, прямостоящих камней прямоугольной формы. Расстояние между камнями около 3 метров, высота камня составляет один метр, а ширина - полметра. Надписи на арабской вязи. В 1987 году надгробные камни были занесены в книгу «Археологические памятники Татарской АССР».
Конфессиональные практики в народной культуре
Республика Татарстан
Коромысло - деревянная плоская дуга с выемками или крючками на концах для ношения ведер или иных тяжестей на плечах. Данный предмет широко использовался в бытовой культуре многих народов.
Республика Татарстан
Ткачество – от лат. texere – «сплетать, соединять, строить, составлять». Это процесс получения ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) путем переплетения двух систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно.
Республика Татарстан
Во́йлок (от тюрк. ojlyk — «покрывало») — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти, который обладает уникально низкой теплопроводностью и достаточно хорошо пропускает воздух. Татары с давних времен владели технологией войлоковаляния овечьей шерсти, не теряя навыки и по прошествии столетий. Внесшие достойный вклад в возрождение и сохранение народного ремесла, жители села Татарская Дымская Бугульминского муниципального района, художники Роза и Дефак Рахматуллины одними из первых в республике восстановили процесс изготовления войлочных ковров, совместив древние традиции и творческую индивидуальность.
Республика Татарстан
Тюбетейка / түбәтәй – один из древних и традиционных головных уборов татар. Она представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы шапочку.
Республика Татарстан
Изү – матерчатый нагрудник, имеющий четырехугольную форму с закругленными нижними углами, крепящийся к груди при помощи завязок. Татарские женщины носили нагрудники, чтобы скрыть грудной разрез платья. Изү украшался полосками позумента, красивых тканей, разноцветных лент, а также монетами, бляшками, пуговицами, бусинами и т.д. Нагрудники данного типа не имеют аналогов у других народов региона, за исключением башкир.
Республика Татарстан
Ушковая техника («тырнак алмалау» / «колак сыман чигү» / «тасмалардан элмәкле аппликация») - это вид аппликации, предполагающий создание рельефных цветочных композиций из кусочков ткани, свернутой в лепестки, так называемые «ушки». Данная техника применялась для декорирования женских головных уборов казанских татар. В художественном творчестве других народов Среднего Поволжья и Приуралья ушковая техника не встречается.
Республика Татарстан
Золотное шитье – техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Золотошвейная вышивка применялась в основном при расшивке головных уборов, обуви из бархата, деталей мужского и женского костюма.
Республика Татарстан
«Казанский (татарский) шов» – это способ соединения вручную узорно выкроенных деталей кожи встык. Эта технология не зафиксирована ни в древнем, ни в современном искусстве других народов. В создании шва одновременно используются две нити – тачная и вышивальная. Тачная нить соединяет детали кроя, а вышивальная – украшает шов разноцветными нитками (золотые и серебряные нити, шелк, хлопок). Таким образом, шов играет двойную роль – соединяющую и украшающую. Особенность этого кроя в том, что конструктивные швы не видны, поэтому создается впечатление бесшовного изделия. «Казанский шов» по своему происхождению является производственным, в первую очередь, обувным швом, обладающим высоким декоративным свойством. Сохранился он в ичижном ремесле казанских татар.
Республика Татарстан
«Каравон» – своеобразный хоровод, который водится в особой манере, хороводным шагом, где исполняются 3 исконные обрядовые хороводные песни, заканчивая народными играми, кулачными боями, забавами, молодежными гуляниями.
В 1988 г. «Каравон» был возрожден на основе бытовавшего еще с XVII века праздника весенне-летнего цикла села Никольское Лаишевского района. Праздник в селе Русское Никольское уникален тем, что традиция «играть каравон» в первозданном виде сохранилась только там. К тому же, в селе еще живут не только свидетели, но и носители данного обряда.
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан
Сабантуй – это древний праздник, знаменующий торжества, посвященные весенне-полевым работам. Татарский праздник представляет собой синтез кочевой и оседлой культур, прошедший сложный и длительный путь развития. Он генетически связан с земледельческими праздниками тюркских и финно-угорских народов. В современных условиях праздник «Сабантуй» является общенациональным праздником татар.
Название праздника связано с атрибутами весеннего земледельческого праздника, в котором «сабан» является символом «весны», пробуждения природы», «пашни», «плуга», «первой борозды», «сева яровых культур», а «туй» – связан с «празднованием», «торжеством».
Сабантуй не имеет точной календарной даты проведения. Празднование состоит из трех частей: длительной подготовительной части (комплекс обрядов), кульминации праздника (день состязаний на майдане), проходящей в течение одного дня, и менее продолжительной заключительной части (молодежные игрища).
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан
Шамаиль – картина религиозного содержания с кораническими изречениями, выполненными масляными красками на обратной стороне стекла и подсвеченные фольгой, обретает популярность в народном искусстве татар-мусульман Среднего Поволжья и Приуралья на рубеже ХIХ – ХХ вв. (первое упоминание о шамаиле встречается в трудах татарского просветителя второй пол XIX века Каюма Насыйри). Наряду с текстом, роль сакральных знаков в шамаилях могли играть и символические изображения святых для мусульман мест – Каабы, мечетей Мекки и Медины и т.д.
Республика Татарстан
«Карга боткасы» – календарный обряд татарского народа. Обряд проводился ранней весной, с прилетом грачей. В основе обряда лежит почитание высших сил с целью получения их благословения и богатого урожая в предстоящем году. Согласно обряду в один из дней ранней весны, чаще всего с появлением проталинок, дети отправляются по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Из собранных продуктов готовится каша для коллективного угощения.
Республика Татарстан
Старинный чувашский обряд «Çĕнĕ пўрт хăтлани» (новоселье) был сформирован еще в далеком IV веке и сохранился до наших времен. Данный обряд включает в себя исполнение старинных обрядовых песен, танцев, вручение подарков новоселам. Все жители села включаются в обрядовые действия, готовят угощение в виде национальных мучных, мясных блюд и напитков.
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан
«Учук» – календарный обряд некрещеных чувашей. Обряд проводится после весеннего сева до взмета пара в начале лета, т.е. в конце июня. «Учук» представляет собой общенародное полевое моление чувашей.
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан
Объемная резьба по дереву – это художественная обработка дерева, которая подразумевает изготовление различных изделий - украшений для помещений, мебели в разных стилях, садово-парковых скульптур.
Республика Татарстан
Вӧсяськон - удмуртский обряд молений. Данный вид молений проходит после завершения весенне-полевых работ «Гершыд» (Геры - плуг, шыд - суп). Обряд проходят в удмуртском селе Варклед-Бодья Агрызского муниципального района Республики Татарстан.
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан
Кесаретский поросенок является традиционным блюдом на столе в День Василия Святого. Святого Василия считали «свинятником» – покровителем свиноводов и продуктов из свинины. Люди верили, что если в эту ночь на столе будет много свинины, то эти животные будут плодиться в хозяйстве в изобилии и приносить хозяевам хорошую прибыль. Блюдо готовится всей семьей вечером 13 января, а съедается всей общиной. Поросенка к столу выносит самый старший в семье мужчина.
Республика Татарстан
Коромы́сло - деревянное приспособление в виде длинной палки или дуги для ручного ношения двух ведер с водой или других грузов. В настоящее время в быту применяются изготовленные ранее коромысла. Данное ремесло является утрачивающимся видом, коромысла уже не изготавливаются.
Республика Татарстан
Сурхури — это старинный чувашский праздник зимнего цикла, отмечаемый в период зимнего солнцестояния, когда день начинает прибывать.
Сурхури обычно празднуется в течение одной недели. После принятия христианства, этот национальный праздник нового года совпал с христианским рождеством (чуваш. раштав) и продолжается до крещения (чуваш. кăшарни, шуçи)). Во время празднования сурхури проводятся обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан
«Учук» (уй «поле» + чÿк «жертвоприношение, моление») - общесельское моление, сопровождающееся обрядом жертвоприношения главному богу Тура (верховное божество), его семейству и окружению. Проводился в период празднования «Синсе» (тонкий, изнеженный - чув. (время отдыха)) или «Уяв» (праздник) и приурочивался ко времени летнего солнцестояния. Относился к наиболее важным общественным обрядам. Структура и традиционное место проведения «Учук» связаны с космологическими представлениями чувашей, в которых отражалось осознание необходимости восстановления и поддержания вселенской гармонии, общественного благополучия.
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан
Колыбельные песни (бишек җырлары) – один из традиционных фольклорных жанров, активно бытующих на сегодняшний день у татар в структуре родильного обряда, детской игровой культуре, а также культурно-досуговой и образовательной сферах. В них сосредоточены и заключены принципы народной педагогики, этнопсихологии, они раскрывают особенности национальной культуры (менталитет, язык, мелодию), этические и эстетические представления татарского народа.
Республика Татарстан
Обрядовая кукла «Стригушка» делалась в честь богатого урожая. В красный угол усаживали незамужнюю девушку, оказавшуюся проворнее других в уборке урожая. Ей доверяли сделать из первого снопа несколько стригушек. Делали подобные куклы из соломы или лыка. Иногда кукла была одета, но нередко ее украшали только яркими шерстяными нитками. Обряд сопровождался песнями. После сбора урожая украшенный сноп носили по деревне. Из него пекли первый хлеб. Кукла оставалась в красном углу избы до следующего урожая.
Республика Татарстан
Традиционный обрядовый праздник жителей села Куш-Елга Заинского района Республики Татарстан
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан
Традиционное блюдо татарской кухни, готовящееся на мясном или курином бульоне, которое подается в качестве основного блюда. Относится к разряду популярных блюд, и готовится как в праздничные, так и будничные дни.
Республика Татарстан
Соколиная охота – разновидность охоты с использованием прирученных хищных птиц преимущественно из семейства соколиных и ястребиных для ловли добычи. Охотников, занимающихся соколиной охотой, называют сокольниками.
Республика Татарстан
Шыйлык – обряд, проводимый жителями д. Малые Карамалы Камско-Устьинского района Республики Татарстан в целях вызывания дождя в засушливое лето. По древнему обычаю в оговоренный день жители села, в основном, женщины и абыстай, после утреннего намаза отправляются в специальное отведенное для молений (келәү куагы) место, где совершается обряд жертвоприношения, приготовление блюда и всеобщая трапеза участников обряда.
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан
«Марийская восьмерка» – это самый массовый танец марийцев длиной более километра. В этом линейном хороводе танцующие плетут восьмерки или знак бесконечности, символизирующий совершенство и гармонию.
Исполнительское искусство
Республика Татарстан
Кумган – узкогорлый сосуд, кувшин для воды. Изделие является обязательным предметом быта у татар-мусульман, который используется в быту и для совершения традиционного омовения по канонам исламской религии.
Республика Татарстан
«Кәлүк уены» - старинная татарская народная игра. По словам представителей старшего поколения, в прошлом была очень популярной игрой среди детей и молодежи. «Кәлүк уенын» играли на лугу, на открытом воздухе с ранней весны до поздней осени. В настоящее время является утрачивающимся объектом нематериального культурного наследия. По данным, хранящимся в фонде МБУ «Арский районный Дом культуры», можно утверждать, что данная игра сохранилась только в с. Субаш-Аты. В других населенных пунктах Арского района носителей данного объекта не выявлено.
Игровая культура
Республика Татарстан
Основным продуктом питания татар всегда был хлеб – ипи, икмяк. Татары выпекали хлеб в печи. Выпечка хлеба с использованием печи имеет некоторые особенности, соблюдение которых позволяет получить вкусный и ароматный хлеб. Правильная растопка печи обеспечивает равномерное выпекание, а соблюдение пропорций для закваски позволяет сделать продукт более пышным и воздушным.
Республика Татарстан
«Боз озату» – весенний календарный обряд, в рамках которого проводятся различные ритуалы, связанные с мифологическими представлениями и верованиями татар. В настоящее время обряд бытует в модернизированной форме в некоторых селах и деревнях Республики Татарстан.
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан
Валда шинясь – мордовский праздник, приуроченный ко дню летнего солнцестояния, который проводится в с. Кильдюшево Тетюшского района Республики Татарстан.
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан
Свадебный обряд – это комплекс обычаев и обрядов, в котором находят отражение как социально-правовые нормы данной эпохи, так и сохранившиеся пережитки предшествующих стадий развития того или иного народа. В свадьбе наиболее четко отразились мировоззрение и мораль народа, его поэтический и музыкальный талант, артистизм, история семьи и брака. Свадьба представляет собой своеобразную народную драму, в которой развивается тема взаимодействия двух семей (в прошлом, родов). Каждый этап этого обряда обставляется соответствующими магическими действиями, заговорами, оберегами, песнями, приговорами, загадками и предстает как своеобразный комплекс словесных и песенных текстов, подчиненных веками отработанным законам свадебного действа.
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан
Бишек (колыбель) – подвесное устройство для раскачивания ребенка. Слово восходит к древнетюркскому «beśik» / «колыбель» / «люлька».
В мировоззрении татарского народа колыбель является одним из наиболее важных символов и находит глубокое отражение в традиционной культуре, в частности, в родильной обрядности. Запреты и предписания, связанные с изготовлением и внутренним убранством, первым укладыванием и раскачиванием колыбели, имеют обережно-магическую направленность и ориентированы на создание благоприятного и безопасного пространства для роста и развития ребенка.
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан
Чак-чак - традиционная татарская сладость. Это национальное блюдо является изысканным угощением для встречи особо почитаемых гостей, а также готовится для таких празднеств, как никах, рождение ребенка, ураза, курбан-байрам.
Чак-чак готовят из мягкого теста, которое нарезают на тонкие короткие палочки, обжаривают на масле и поливают сладким медовым сиропом. Блюду придают нужную форму (обычно выкладывают в виде горки) и украшают его в соответствие с праздником, для которого он готовится.
Республика Татарстан
Издавна считалось, что наречение новорожденного красивым, благозвучным и осмысленным именем – одна из главнейших обязанностей родителей, так как именно имя, согласно многим поверьям, обуславливает наличие тех или иных качеств в человеке и даже предопределяет судьбу. Татары издревле, даже в доисламском периоде внимательно относились к имянаречению. Принятие ислама внесло свои коррективы в обряд имянаречения. В татарских семьях обряд имянаречения представляет общность исламских традиций и включает в себя локальные культурные особенности.
Обрядовая и необрядовая культура
Республика Татарстан