Всего записей: 110
На территории Зеленорощинского сельского поселения Бугульминского района существует традиция почитания родника вблизи деревни. В свое время здесь был сооружен храм в знак благодарности Богу и святому Архистратигу Михаилу.
«Бельгы» - обрядовый праздник, посвящённый поминкам защитников Родины и всех тех сельчан, чей прах не придан Сырьинскому кладбищу. Место проведения - открытая лесная поляна в полукилометрах от южной окраины д.Сырья Балтасинского района Республики Татарстан.
Расплете́ние косы́ /расплета́ние косы, розплети́ны — свадебный обряд, во время которого девичью косу расплетают на две и укладывают в женскую причёску. Один из обрядов над волосами как средоточием жизненной силы. Расплетание косы происходит на второй день свадьбы. Крестные жениха и невесты, расплетали косу на две половинки, укладывали вокруг головы, надевали сеточку, обруч, кисейку. И завязывали фатку (платок) особым способом. В это время невеста должна была плакать, прощаясь, таким образом, с девичеством.
Такмак - разновидность песни, припевка к пляскам или плясовая песня, разновидность поэтического состязания, шуточного, комико-иронического характера, распространенная преимущественно в молодежной среде. Исполняются в сопровождении ударных инструментов, народных музыкальных инструментов (тальянка, шакылдык - колотушка), предметов быта (ложка, скалка, ведро, поднос).
«Нардуганда йөзек салу» обрядовый праздник кряшен, проживающих в с. Бахта Чистопольского муниципального района. Праздник приурочен периоду зимнего солнцестояния. Основное место в обряде занимает хождение ряженых за водой на родник и гадание на кольцах.
«Ашык уены» - татарская народная игра в кости, распространенная в с. Татарские Сарсазы Чистопольского района. В свое время игра была очень популярной игрой среди детей и молодежи, так как основная деятельность народа в те далекие времена была связана в первую очередь с животноводством (в большинстве случаев, разведением овец)
Валенки изготавливают специальным способом — валяют (то есть катают и разминают, одновременно паря) из овечьей шерсти. От глагола валять и происходит название этой распространенной в прошлом русской зимней обуви. Валенки — легкая, мягкая и очень теплая обувь, удобная в условиях суровой русской зимы. Чтобы валенки не промокали в сырую погоду, на них надевают резиновые галоши или подшивают резиной или кожей. В старину валенки носили зимой все: и в деревне, и в городе. В наши дни валенки в основном носят жители деревни. В городе в них обувают только маленьких детей.
Рогожа первоначально производилась из волокон рогозы, а затем из луба старых лип (мочала), соответственно в тех местностях (краях, странах), в которых находилось их естественное распространение, отсюда и появились рогожный или мочальный промыслы, которые занимали много рабочих рук местного населения. Из такой ткани изготавливались кули (рогожные мешки, большой рогожный куль — рогозина), половики, грубая упаковочная плетёная ткань из мочала.
Обрядовый праздник мордвы (эрзя) «Овтонь чи» - «День медведя». В основе его лежат языческие моления в честь хозяина леса – медведя.
Весенний праздник почитания солнца Çăварни (Масленица) отмечают на 7-й или 9-й неделе после Сурхури. По древним чувашским поверьям, если достойно проводить зиму, она не обидится, не омрачит радость обновления, не помешает встречать весну, потому и старались его провести как можно веселее. В старину Çăварни длился две недели: Мăн Çăварни - большая Масленица, Кĕçĕн Çăварни - малая Масленица. С распространением христианства он совпал с русской Масленицей, и его начали праздновать в течение одной недели, от воскресенья до воскресенья.
Марийский национальный музыкальный инструмент шӱвыр относится к категории аэрофонов. Шÿвыр (волынка, пузырь) является одним из древнейших музыкальных инструментов. Образовано от слова «Шÿвыр» («мочевой пузырь» животного). Инструмент состоит из пузыря домашнего скота и двойной деревянной трубки. На нижний конец этих трубок надет коровий рог и при игре пузырь сжимается локтями рук. Мочевой пузырь является главной частью инструмента, а главной звукопроизводящей частью является деревянная колодка с двумя пищиками из тростника (камыша) с раструбом.
Тамбурным швом называют ручной стежок, напоминающих дорожку из одинаковых петель. Этот вид получил несколько наименований: некоторые рукодельницы могут называть его тамбурной цепочкой, колоском, бабочкой, простой цепочкой. Выполняют его сверху вниз или справа налево, неустанно следя за натяжением нити.
Игра 12 палочек очень подвижная, динамичная, уличная игра( разновидность игры «прятки»). В неё играют с весны (когда площадки для игры просохнут) и до глубокой осени, пока не наступят холода. Как правило, в игре принимают участие дети от 7 до 14 лет.
Игра бытовала повсеместно на всей территории Татарстана, не зависимо от этнической и конфессиональной принадлежности, и России в целом, но в каждом локальном месте свои особенности и отличия. Игра «Чиж» - это игра с цифрами на гранях, либо личное первенство либо командное состязание с набором очков. Для игры «чиж» нужен специальный инвентарь - брусок и бита. На каждой из четырёх сторон необходимо начертить либо написать цифры I, II, III, IV. Цифры означают количество набранных очков. Задача игрока или команды набрать очков больше других.
Масленица – праздник восточных славян. Существует несколько названий этого праздника: мясопустой Масленицу называют из-за того, что в период празднования воздерживаются от употребления мяса; сырной – потому что на этой недели едят много сыра, Масленицей – потому что употребляют большое количество масла.
Одна из самых популярных народных игр в Верхнеуслонском районе – игра «Тетёра». В разных регионах существует свой вариант текста, но суть игровых действий остается постоянной- сохранить своих «деток». Данные игровые действия развивают координацию движений, ловкость, быстроту реакции. В «Тетеру» круглый год с удовольствием играют как дети разного возраста, так и их родители, старшие братья и сестры. Атрибутов для этой игры не требуется.
Родник, освященный в честь великомученицы Параскевы Пятницы, расположен на левом берегу реки Письмянка, в 4 км севернее – северовосточнее села Старая Письмянка, Лениногорского района, Республики Татарстан. Святой источник хорошо обустроен, построена кирпичная часовня, кирпичная закрытая купельня с купелью. Ежегодно в Девятую пятницу по Пасхе, на святом источнике проходят торжества посвященные памяти святой Параскевы. Многочисленные верующие собираются у почитаемого родника, где священнослужители совершают молебен и водосвятие.
Обряд «Кугусуй» включает моление с жертвоприношением в священной роще. По воспоминаниям старожилов, трактуется как «Большое угощение». Цель обряда - собрать всех марийцев в одном месте. По традиции, такие моления проходят только в священных рощах. На территории Кукморского района с.Починок-Кучук находится такая роща, где можно проводить данный древний обряд.
Чуклеме – обряд в честь благополучного завершения годового цикла земледельческих работ и нового урожая, проводится в благодарность за урожай Божеству Тура. Суть обряда заключается в том, что перед употреблением первый хлеб полагалось посвятить высшим божествам и духам.
Кукла – оберег издревле считалась хранительницей домашнего благополучия. Изготавливали такие куклы собственноручно, но обязательно с хорошим настроением. Если настрой будет негативным, считалось, что кукла вберет его в себя и оберег не принесет желаемого результата и всегда старались читать молитву, заговор или просто проговаривать вслух, для кого предназначается изготавливаемая кукла.
В древности же замужество приравнивалось к таким явлениям, как рождение и смерть. Все это – действия инициации, то есть перехода человека из одного состояния в другое. Девушка как бы умирала и рождалась уже женщиной. Всем тонкостям свадебного обряда, поэтому, придавалось огромное сакральное значение. Подружки невесты придумывали различные препятствия жениху, считалось, что, чем больше и сложнее испытаний пройдет жених, тем прочнее будет семья. Каждый этап обряда «опевался», в соответствии с выполняемыми  действиями. Пели под гармонь, а чаще без сопровождения.
Русский народный праздник «Троица» - это народный праздник «Семик», который отмечался до принятия христианства в седьмой четверг после Пасхи и завершал весенний праздничный цикл, который открывала Масленица. После принятия христианства, Семику, как и другим языческим праздникам, стала соответствовать одна из церковных знаменательных дат – Троица. Но, несмотря на это, праздник смог сохранить многие языческие традиции. Дата празднования, как и у многих других церковных праздников, плавающая, и напрямую зависит от того, на какой день выпадает Пасха. Троица наступает на пятидесятый день после этого светлого и великого для всех христиан праздника. Непременным условием является день недели - это всегда воскресенье.
Баурсак – обжаренные в масле воздушные кусочки теста в меду. Этот десерт играет важную роль в свадебных обрядах у татар. Издавна по татарской традиции родители жениха приносили в подарок на свадьбу баурсаки. Приготовлением данного блюда занимались в основном очень умелые мастерицы деревни.
«Горизонтальный многострунный хордофон – гусли (гөслә)» – это щипковый музыкальный инструмент, который применяется в этническом искусстве кряшенского населения Среднего Поволжья и Приуралья. Имеет свой оригинальный репертуар, ладовую настройку, приемы игры, конструктивные особенности. По типологии сопоставим с европейской средневековой горизонтальной арфой-псалтериум и схожими инструментами народов Поволжья: русские – гусли, чуваши – кĕсле; удмурты – крезь, быдзым крезь, мари – кӓрш, кӱсле. Гусельное искусство кряшен уникально тем, что сохранило преемственность с живыми старинными гусельными традициями.
Кузнечное дело – одно из древнейших ремесел ковки предметов из металлов. Издавна главными материалами для работы кузнеца служили: железо, чугун, сталь; позже – бронза, медь, свинец.
Территория земли волжских булгар, их предков и потомков была богата залежами руд различных металлов, что способствовало развитию технологии выплавки металла и материалов кузнечного производства. Это условие позволило ковать качественное оружие, а также трудовые инструменты в большом количестве, что послужило важным фактором возвышения тюрков в Центральной Азии и Европе.
Изготовление рогожи – один из древних ремесел у татар, распространенный в местах, где много древесины. Рогожа – это довольно прочная, грубая ткань из мочальных лент. Для изготовления рогожи, в основном, использовали мочальные ленты из липы. Раньше из нее делали мешки, подстилки и прочее.
Курай представляет собой продольную флейту длиной до 80 см. с несколькими отверстиями для пальцев на одной стороне и одним – на другой (тыльной стороне). Свое название курай получил от «кура көпшә» (полый стебель зонтичных растений) – материала, из которгого изготавливались первые древние инструменты [1, С. 56]. Диапазон курая достигает 3 актов. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
Шишару выпекали перед праздником Пасхи. В день праздника их раздавали детям вместе с крашенными яйцами.
Шишара – одна из утрачивающихся выпечек в деревне Биктяшево Балтасинского района Республики Татарстан.
«Йомырка күмәче» или же «чокыр таба» – татарская национальная выпечка, которая готовится на специальном углубленном противне (чокыр таба) как лепешка без начинки.
Ежегодно в мае проводится мероприятие у могилы «Абыз бабая», куда приезжают жители района, гости из соседних регионов, городов Казани, Ульяновска и даже из стран СНГ. В помещении для молитв читаются Намаз, проводится в специально отведенном месте Корбан-ашы.
С давних пор у русского народа существовал мудрый обычай помощи друг другу в различных работах. Так, соседи договаривались по очереди помогать друг другу в разных видах работы, например, рубить капусту. А капусту в деревнях квасили в больших количествах, потому что семьи были большими.
В селе Высокая Гора соление капусты начиналось с наступлением первых статичных заморозков.
Кубыз – удмуртский трехструнный смычковый инструмент типа скрипки. Традиция игры на кубызе (народной скрипке) зафиксирована только на территории проживания шошминских удмуртов - Балтасинский район Республики Татарстан, Мари-Турекский район, Марий Эл.
В прошлом у удмуртов бытовала скрипка с двумя струнами и смычком из конских волос, аналогичный древнерусскому струнному инструменту – гудок.
Как показывают последние экспедиционные материалы (1987–2008 гг.), кубыз сохранился за пределами основного проживания удмуртов.
Юка – традиционное чайное блюдо татарской кухни, готовящееся к особым праздникам: новоселье (өй туе), свадьба, рождение ребёнка (бәби ашы). Относится к разряду популярных блюд и готовится как в праздничные, так и будничные дни; распространено в Кайбицком, Аксубаевском, Апастовском, Буинском районах республики Татарстан.
Национальное татарское блюдо кыстыбый представляет собой пресную печёную лепёшку, начинённую кашей (чаще пшённой), а с недавнего времени и картофельным пюре. Начинка кладется на одну половину лепёшки, закрывается сверху второй половиной, сверху обмазывается топлёным маслом. В татарских деревнях кыстыбый готовили практически ежедневно, теперь же кыстыбый входит в разряд традиционных праздничных блюд.
Кош теле – сдобное обжаренное в кипящем масле фигурное печенье в виде длинных ромбиков. Лакомство готовят на праздники (традиционные – сабантуи, свадьбы, никахи, юбилеи; религиозные – Ураза-байрам, Курбан-байрам) или в качестве гостинца в гости.
Шәңгә (дучмак) – открытая выпечка из сдобного дрожжевого теста в виде лепёшки c начинкой из картофельного пюре. Традиционно татарский дучмак готовится круглой формы.
Талкыш калеве — татарское национальное кондитерское изделие в виде легких волокнистых небольших пирамидок с душистым ароматом и сливочно-медовым вкусом. Является одним из национальных кулинарных символов Республики Татарстан.
В старину у татар в деревнях был такой обычай: перед тем, как приступить к уборке конными лобогрейками (жнейками) (тат. ургыч), деревенские старейшины вместе со старшими бабушками и сестрами и молодежью разбивали поле жатвой c целью облегчения работы на лобогрейках и сохранения цельных колос.
«Айкай веран» – национальный праздник удмуртов, проживающих в селе Покровский Урустамак Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.
Праздник «Айкай веран» проводится в честь прихода весны. Проводится только в период с Пасхи до Троицы (В течение 40 дней). Дата проведения меняется в зависимости от даты Пасхи.
Монисто представляет из себя ожерелье из нескольких рядов нитей, на которые нанизаны монеты, бусины и другие украшения. Монисто было признаком знати, поэтому украшения выглядели очень богато. Обычно монисто делали из серебряных монет, порой украшение весило до 5 кг, но это не мешало женщине лебединой походкой пройтись по улице деревни или исполнить удмуртский «тыпыртон» (дробушка). Монисто передавали из поколения в поколение, и было это украшение одним из важных для женщины-удмуртки. Считалось, чем массивнее монисто, тем богаче семья. Но не только состояние показывало украшение, оно несло и более глубокий, сакральный, смысл – это оберег. Говорили, что звон серебряных монет отпугивает злые силы.
Праздник Пасхи – главное событие года для православных христиан. В день Пасхи завершается Великий сорокадневный пост. Накрываются богатые и щедрые столы. Ликует природа, ликует народ. Люди приветствуют друг друга со словами: «Христос воскресе!», на что так же трижды слышат в ответ — «Воистину воскресе!» Дети ходят по домам, славят Христа «Христос воскресе!». Хозяйки угощают детей пасхальными яйцами, конфетами, печеньем. Но на этом праздник не завершается. Все собираются на холме и устраивают игры с праздничными яйцами, а вечером молодежь устраивает уличные игры, пляски и исполняют песни.
Ткачество (туку, сугу) – изготовление вручную тканей на ткацком станке путем переплетения продольных (основа) и поперечных (уток) нитей.
Татарские лапти – это обувь, сплетенная чаще всего из древесного лыка, типа сандалий, которую привязывали к ноге длинными шнурами (опоры), для тепла к лаптям пришивали или привязывали опушку - полоску из холщовой ткани. Татары носили их чаще всего с суконными или вязаными чулками белого цвета. Веками в каждой татарской деревне шерсть били, кули шили, рогожи ткали, лапти плели детям и жили.
Изготовление решета (сита) - самый распространенный промысел в Нижней Мактаме, своеобразная визитная карточка села, т.к. треть мужского населения в начале XX века занималась этим ремеслом.
В татарской вышивке наиболее распространенным является тамбурный шов. Он активно используется в вышивке еще с булгарских времен. Тамбурная вышивка (элмәле чигү) в искусстве татар, татар-мишар традиционный способ декорирования тканей. Вышивкой украшались как отдельные элементы одежды грудь, подол, рукава женской рубахи, концы полотенцеобразного головного покрывала замужней женщины, всевозможные калфачки, женские нагрудники у татар-мишар, так и предметы быта (полотенца, подзоры, настенные украшения).
Значительное место в рукоделии татарских женщин занимала вышивка. Вышивали главным образом бытовые предметы: полотенца, скатерти, покрывала, специальные коврики (намазлык) занавески, свадебные онучи. Вышивали тамбурным швом, гладью. В настоящее время из всех видов народного искусства вышивка наиболее развита. В обиходе татарских семей - вышитые наволочки, занавески, подзоры, салфетки, покрывало, полотенца, платки и.т.д. Самая распространенная техника - гладь, популярен цветочный орнамент.
Баит рассказывает о борьбе за землю и волю, национальную и религиозную свободу.
В жанровом составе татарского фольклора XVIII—XIX вв. существенное место занимают баиты и исторические песни, которые именно в рамках этой исторической эпохи достигают своего расцвета.
Баиты этого периода делятся на ряд важных тематических групп, каждая из которых нередко объединяет десятки, а иногда и сотни произведений. Среди них — баиты о крупных исторических событиях, о войнах, о крестьянских восстаниях и волнениях и о нелегком труде лашманов-заготовителей леса для адмиралтейства.
Марийцы относятся к финно-угорской группе, они верят в духов и поклоняются деревьям. Марийцы считают себя детьми природы и поэтому молятся в роще, в специально отведенном месте. Они чувствуют себя частью природы, и общение с Богом проходит через дерево и через жертвоприношение. Священные рощи специально никто не высаживал, они существуют с древних времен. Рощи для молений выбирали еще предки мари. Считается, что в этих местах очень сильная энергетика и люди заряжаются этой энергетикой.