Развернутое описание ОНКН
Обряд начинается испечением хапарту "каравая из пшеничной муки" в количестве девяти штук. В основном обряд проводится осенью.
Чуклеме – одно из значительных мероприятий в кругу родовых обрядов. Женщины в чуклеме занимали свое определенное место. Жена хозяина, например повторяла те же действия и слова, что и муж. В обряде ее сажали за стол вслед за супругом. Женщины, как правило, находились около печки. Молитву произносил (а) вата “старик”. Разумеется, молельщиком мог быть только человек, знающий порядки и вербальный текст. Во время моления вата держал в руке миску с кашей. Во многих случаях молельщика выбирал хозяин дома, где проводили чуклеме. Сажали выбранного в кереке “красный угол”. Он вставал, брал в руки чашку с кашей, а сверху клал непочатый хлеб. Разрешалось вести ритуал и самому хозяину, который держал слово от имени всех родственников.
Известно, что в чуклеме все приглашенные ставили свечи в доме к бревенчатой стене. Можно полагать свечу за рудимент огня, культивировавшегося в данном обряде. Перед началом молитвы у чувашей на столе находился хлеб, а на нем – сырок чакат. Каждому участнику дается ковш с пивом сара. У каждого из участников обязательно должны быть ритуальная еда и питье, поднесенные хозяином дома.
К молению готовится жертвенная пища из растительных продуктов нового урожая. Особым украшением стола была цельносваренная птица, как правило гусь.Чуклеме начинал хоязин дома, держа в одной руке шапку, а в другой – ковш пива. Обращаясь к тому или иному духу, он каждый раз переливал пиво из полного ведра в пустое. Готовое для жертвоприношения пиво преподносится присутствующим более сорока раз каждому.
Обрядовой пищей служили каша пата, пшеничный хлеб хапарту, лепешку пашлу, домашний сыр чакат, соль, питьем – пиво сара.
Все молятся Богу Тура, просят полный хлев скота, полный дом детей, полное поле хлеба.
Весь комплекс чуклеме необходимо было завершать в четверг, ибо в пятницу предстоят обрядовые хлопоты, связанные с духами предков.