Всего записей: 8
Родник, освященный в честь великомученицы Параскевы Пятницы, расположен на левом берегу реки Письмянка, в 4 км севернее – северовосточнее села Старая Письмянка, Лениногорского района, Республики Татарстан. Святой источник хорошо обустроен, построена кирпичная часовня, кирпичная закрытая купельня с купелью. Ежегодно в Девятую пятницу по Пасхе, на святом источнике проходят торжества посвященные памяти святой Параскевы. Многочисленные верующие собираются у почитаемого родника, где священнослужители совершают молебен и водосвятие.
Обряд «Кугусуй» включает моление с жертвоприношением в священной роще. По воспоминаниям старожилов, трактуется как «Большое угощение». Цель обряда - собрать всех марийцев в одном месте. По традиции, такие моления проходят только в священных рощах. На территории Кукморского района с.Починок-Кучук находится такая роща, где можно проводить данный древний обряд.
Чуклеме – обряд в честь благополучного завершения годового цикла земледельческих работ и нового урожая, проводится в благодарность за урожай Божеству Тура. Суть обряда заключается в том, что перед употреблением первый хлеб полагалось посвятить высшим божествам и духам.
Алба (тат. - әлбә) – десерт, который традиционно готовится в честь рождения ребенка.
Марийцы относятся к финно-угорской группе, они верят в духов и поклоняются деревьям. Марийцы считают себя детьми природы и поэтому молятся в роще, в специально отведенном месте. Они чувствуют себя частью природы, и общение с Богом проходит через дерево и через жертвоприношение. Священные рощи специально никто не высаживал, они существуют с древних времен. Рощи для молений выбирали еще предки мари. Считается, что в этих местах очень сильная энергетика и люди заряжаются этой энергетикой.
Уяв («Çимек уявӗ») — весенне-летний период молодежных игрищ и хороводов, проходящий по окончании посевных работ. В основе его лежит обращение к силам природы с просьбой о богатом урожае, обильном дожде. Празднество сопровождалось определенными обрядами, хороводами, гуляниями. В хороводных песнях выражалось благодарение животворящим силам природы. Считалось, что чем больше песен исполнялось на хороводах и чем громче их пели, тем легче будет сельчанам в страдную пору.
«Каравон» – своеобразный хоровод, который водится в особой манере, хороводным шагом, где исполняются 3 исконные обрядовые хороводные песни, заканчивая народными играми, кулачными боями, забавами, молодежными гуляниями.
В 1988 г. «Каравон» был возрожден на основе бытовавшего еще с XVII века праздника весенне-летнего цикла села Никольское Лаишевского района. Праздник в селе Русское Никольское уникален тем, что традиция «играть каравон» в первозданном виде сохранилась только там. К тому же, в селе еще живут не только свидетели, но и носители данного обряда.
Издавна считалось, что наречение новорожденного красивым, благозвучным и осмысленным именем – одна из главнейших обязанностей родителей, так как именно имя, согласно многим поверьям, обуславливает наличие тех или иных качеств в человеке и даже предопределяет судьбу. Татары издревле, даже в доисламском периоде внимательно относились к имянаречению. Принятие ислама внесло свои коррективы в обряд имянаречения. В татарских семьях обряд имянаречения представляет общность исламских традиций и включает в себя локальные культурные особенности.