Развернутое описание ОНКН
Один из самых значимых в религии марийцев обряд – всемирные моления. Исконно моления всегда считались языческим обрядом марийского народа. Большие моления проводятся редко - раз в 3 года. Их история такова, что долгое время марийцам не разрешалось проводить свой обряд. Еще в 19 веке они тайно целыми семьями ходили в священные рощи. В начале 20 века произошло массовое обращение марийцев в язычество. После чего были официальные съезды марийских картов или жрецов.Только лишь в 90-х годах моления были официально разрешены властям и стали проводится регулярно. На священную рощу в с.Починок-Кучук на моления съезжаются марийцы близлежащих территорий: Кировская область, Удмуртия. На таком молении марийский народ чувствует себя единым целым.
Несмотря на запреты марийцы сумели сохранить и довести до сегодняшнего дня самую древнюю на земле веру-почитание и поклонение силам природы. Многие сложили свои головы, защищая свой традиционный образ жизни, основанный на почитании сил божественной природы, по другому, её называют «чимарий» религия, ныне «Традиционная марийская религия».
В начале 21 века священная роща «Кугусуй» была в запущенном состоянии. Туда мог каждый заходить, а молодёжь около рощи устраивала гулянья. Но после распада Советского союза, этот обычай возвратился в нашу жизнь.
В один год было сухое лето
Бригадир второй бригады колхоза «Дружба» Мулюков Халиль пришёл к старцам деревни и попросил провести на священной роще моления, пообещав дать на жертвоприношение барана. Старцы согласились и провели всеобщие моления. Картами выступили Афонькин Милубай, Яканаев Самар, Ерусланов Милубай, Исмаев Юрий, Помошниками были Ямбулатов М.Я., Сагитов А.С., Искаков Л.А. После этого моления грянули дожди.
В настоящее время на данной территории есть три ворота: через западные ворота люди заходят на моления, через восточные ворота приводят дарственных животных, через южные ворота приносят родниковую воду. Роща расположена внутри лесной поляны, окружена священными деревьями: в основном липы, берёзы. На против «шаге»-это длинный стол, куда принято класть гостинцы. Напротив стола главное священное дерево – это Белый Большой Бог (Ош Кугу Юмо). С правой стороны от главного священного дерева в 2- 3 метрах "место", куда вешают принесённые в дар богу подарки. Они могут там висеть год или больше, а потом принято их сжечь. Якобы дым становится своеобразным проводником. Посередине имеются места для костров с котлами, где варятся супы из мяса. Вокруг рощи есть священная дорожка, которая опоясывает её, чтобы туда не вошли злые духи. После всех ритуалов моления и угощения с приготовленным супом, кашей и гостинцами все, кто может ходить совершают три круга по этой дорожке. При этом всё время ударяют ножом о топор, имитируя металлический звук. Это моление с жертвоприношением ежегодно проходит в священной роще в с.Починок-Кучук Кукморского района. На моления люди должны приходить в чистой одежде, обязательно помыться в бане или в душе. А вечером народ собирается около клуба д.Княгор: пляшут, поют песни, играют в разные марийские игры.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
Служебная информация
- Кукморский