- Елабужский
Развернутое описание ОНКН
Марийцы являются одним из народов, относящихся к финно-угорской группе. На сегодняшний день они являются населением Республики Марий Эл, но и в Республике Татарстан марийцев немало. В Елабужском районе в Старокуклюкском сельском поселении проживают марийцы. У жителей села (марийцев) есть своя уникальная и самобытная культура, свой язык, свои традиции. Но особенно интересно, что у марийцев есть и своя религия, отличная от других народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Марийцы проводят разного рода ритуалы (в том числе и жертвоприношения), обряды, массовые моления. Обычно это делают в лесах, в Священных рощах.
Моления имеют свои разновидности:
- случайные (например, просьба у природы дождя или солнца),
- общинные (во время крупных праздников),
- деревенские, уездные,
- частные, или семейные (во время свадьбы, похорон),
- мировое моление.
Моление начинается с приготовления жертвенного обеда в Священной роще. В Священных рощах, или Кюсото, молились высшим богам - Кугу-Юмо, Мланде-Ава и другим. В рощах всегда поддерживается чистота и порядок. Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (опять же, не ритуальные), справлять нужду, сюда запрещено заходить женщинам в известный период. Запрещено здесь, конечно, пьянство и мусор.
В роще все атрибуты моления очень просты, никаких излишеств. Это делается для того, чтобы подчеркнуть, что перед Богом все равны. Самое ценное в этом мире - мысли и поступки человека. Священная роща – это открытый портал космической энергии, центр Вселенной. С каким настроем войдет мариец в священную Рощу, такой энергией она его и наградит.
Сердце Священной рощи – Онапу, то есть дерево-алтарь, дерево-канал, по которому проходит энергия между людьми и Богами.
Первый этап молебна – жертвоприношение. В жертву приносят животных: гусей, кур, коз, овец. В Старокуклюкском поселении жертвенное животное заранее откармливают и приносят в дар, прося карта (жреца традиционной марийской культуры) особое желание, и для этой семьи читают благодарственную молитву за здравие.
В целом жертвоприношение животных происходит так: их разделывают, и несъедобные части (кости, перья, шкуры) сжигают, а съедобные готовят. Ведь боги питаются не плотью, а духом, и главное здесь - дым и пар, который уходит к небесам. Для этого несъедобные части сжигают в определенном месте, следят, чтобы все сгорело до пепла.
Жители села приносят на молебен жертвенный хлеб, продукты (национальные лепешки, блины, пироги, крупы, конфеты, пряники, квас, медовый напиток), предметы одежды (платки, шарфы, платья, носки), полотенца, платочки и т.д. Жертвенный хлеб и другие продукты просто лежат весь молебен у алтаря, а полотенца и все жертвенные предметы висят у жертвенника. В конце их возвращают владельцам. Также прихожане делают пожертвования деньгами, кто сколько желает. Но в этом есть своя особенность. Жертвенные деньги ни карт, ни прихожане голыми руками не берут. Прихожане кладут деньги на подол одежды, либо через полотенце или платок. А карт принимает все пожертвования в перчатках. Эти деньги в конце обряда передают той семье, которая сделала пожертвование живностью.
В определенном месте стоят три котла, где готовится трапеза. В одном котле готовится мясной бульон, в другом – каша из разных круп, в третьем - чай с травами.
Пока готовится трапеза, прихожане могут качаться на качелях, которые установлены неподалеку. Качели олицетворяют связь земли и неба – чем быстрее и выше ты на них качаешься, тем лучше.
Перед тем, как начать молитву, карт определяет каждому из своих помощников имя божества, которое они будут повторять во время коллективного моления.
В начале молитвы карт и его помощники зажигают свечи, и начинают молебен. Прихожане опускаются на колени и приступают к молитве. Во время моления люди поднимают руки ладошками к небу и молятся, они считают, что в священных рощах очень сильная энергетика и таким образом они заряжаются ею. Молитва длится недолго. После молитвы карт с помощниками бросают в костёр кусочки хлеба. Затем верующие расходятся, чтобы вкусить приношения. В первую очередь марийцы кладут в мисочки выбранные косточки, символизирующие перерождение всего живого. Все угощаются приготовленной пищей, благодарят богов за милость.
После трапезы снова читают определенную молитву божеству, затем все прихожане по очереди подходят к дереву и общаются с ним. Обычно марийцы благодарят его, просят донести их молитвы до Богов, просят здоровья своим близким и себе, благополучия и процветания всей земле и всему марийскому народу. В завершении моления, карт со своими помощниками начинает шествие вокруг алтаря, к ним присоединяются все прихожане. Во время шествия один из помощников карта осуществляет обряд очищения звуком: ударяет ножом по лезвию топора. Считается, что вибрация воздухом прогоняет зло, и ничто не мешает человеку насыщаться чистой космической энергией. Затем карт, похлопывая по всем частям тела прихожанина и приговаривая пожелания, возвращает жертвенные предметы владельцам. В конце обряда благодарят карта за проведенное моление, прощаются с ним до следующего прихода в рощу. Оставшуюся трапезу раздают нуждающимся, немощным и больным людям, всем, кто не мог посетить молебен.
Молебен в священной роще – Кусото в селе Старый Куклюк был мною (Колчиной Татьяной Павловной) выявлен 14 октября 2018 года. От жителей села узнала, что будет проходить молебен и обратилась к карту (жрецу) Кудрявцеву Семену Дмитриевичу. По разрешению карта впервые присутствовала на этом обряде. Оказалось, что на молебен может прийти любой человек, любой веры, главное верить в силу природы. Два раза в год проводятся моления: весной и осенью. По словам карта (жреца), последний молебен проходил 1924 году и возобновился только 2009 году. Прежний карт Леонид Васильевич Шабалин (учитель истории) стал созывать народ на молебен, но большинство населения проигнорировали его, но были и сторонники, которые начали вместе с ним проводить обряд моления. С каждым годом на молебен стали приходят все больше и больше людей, приезжают даже из городов.
Этот обряд заинтересовал меня тем, что еще 2012 году в селе Старый Куклюк проводился марийский республиканский праздник «Семык». За неделю до праздника шли проливные дожди, село ждало гостей. Но дожди могли помешать этому празднику. Пожилые люди собрались в роще и стали молиться своим богам, прося у природы, чтобы на праздник была хорошая погода, чтобы мать-природа перестала «лить слезы». На следующий день, в день праздника выглянуло солнце, и целый день стояла ясная погода. После окончания праздника снова начались дожди. Это «чудо» оставило в моей душе глубокое впечатление. В последние годы марийцы нашего села больше стали обращаться к своим богам, к которым обращались их предки.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
Служебная информация
- Елабужский
Фольклорно-этнографическая экспедиция:
- Дата год, собиратели: 2018г., Колчина Татьяна Павловна
- Место фиксации: с. Старый Куклюк, Елабужского района Республики Татарстан
- Место хранения: Старокуклюкский сельский Дом культуры, МБУ «Централизованная клубная система Елабужского муниципального района»