- г. Казань
Развернутое описание ОНКН
Обряд имянаречения связан непосредственно с повитухой. Как известно, раньше в деревнях рожали при помощи повитух, которые были самыми почитаемыми женщинами и славились своими целительскими способностями. Они помогали рожать, помогали выхаживать новорожденного и купать его в бане в течение пяти дней. В литературном языке повитуху принято называть «кендек әбисе» / «повивальная бабка». Повивальная бабка давала новорожденному «временное имя», которое в татарском языке называется «кендек аты» / «пуповинное имя». «Бала туа, исемсез тормасын дип, кендек аты кушалар. Мулла китерәләр дә йакшы ат кушалар. Мулла кушкан исем белән гомер итәләр. Бусы кендек исеме, ә бала йакшыргач, азанчы китереп исем бирә. Ике исем бирәләр» / «Ребенок рождается, и чтобы он не был без имени, его нарекают «пуповинным именем» (д. Аю Мензелинского района, информант: Ганиев Ильдар, 1925 г.р.).
Считалось, что ребенка опасно оставлять без имени, иначе: «җен исем куша» / «черт именем наречет». К примеру, в нукратском говоре зафиксирован случай подмены ребенка якобы мифическим существом.
В настоящее время обряд имянаречения состоит из следующих этапов:
- Приглашение муллы. Только мулла имеет право нарекать именем, с которым младенец предстанет перед Аллахом в Судный день. Также процедуру могут проводить отец, дед, брат новорожденного, если они имеют религиозное образование;
- Процесс имянаречения. Оптимальным считается наречение именем на седьмой день, однако данное условие не является обязательным. Процедура допускается и в случае, когда ребенок спит. Сам ритуал совершается в следующей последовательности:
- ребенка поворачивают в сторону кыйбла (голову ребенка кладут на подушку, ноги протягивают в сторону кыйбла и ставят перед муллой);
- чтение азана;
- озвучивание имени вслух (мулла наклоняется над правым ухом ребёнка и троекратно произносит негромко его имя).
Завершающим этапом имянаречения считается «бәби туе», то есть праздничное застолье. В нем могут принимать участие родители, дедушки и бабушки, члены семьи, повитуха (кендек әби). Сначала звали родственников-мужчин, через несколько дней созывались женщины. Именно этот этап обряда наиболее ярко, подробно описан в этнографических источниках. Вообще, совместная трапеза является центральным эпизодом и двух других свадеб в жизни человека (бракосочетание и похороны). Возможно, это связано с тем, что совместное принятие пищи, помимо утилитарной, имеет целый ряд иных функций: оно скрепляет социальные связи, представляя собой «магический консолидирующий акт», «в высшей степени актуальную», «богоугодную» форму социальной связи».
День имянаречения считался большим семейным праздником. Родители ребенка приглашали муллу, а также родственников и знакомых. Иногда приезжали гости и из соседних деревень. Все приглашенные приносили для новорожденного подарки: продукты и одежду. Одаривание начиналось с момента подачи на стол меда с маслом. Подарков набиралось большое множество, особенно у богатых татар, которые отмечали день наречение имени ребенка весьма торжественно и пышно.
Д.М. Исхаков обряд имянаречения описывает следующим образом: «Исем кушу», «ат кушу» / обряд наречения имени проводился с приглашением муллы и почтенных старцев-родственников, соседей. Сама церемония заключалась в том, что младенца на подушке подносили к мулле, и он, читая выдержки из Корана, несколько раз произносил имя новорожденного, и тут же делал запись в книге регистрации новорожденных. Церемонию наречения завершало «аш» / «угощение». Это было единственное застолье, куда приглашались мужчины, да и то в основном пожилые. Более многолюдным был званый обед для женщин. Женщины всегда приходили с подарком для новорожденного».
Обряд имянаречения сопровождался не только застольем и дарением подарков, но и пожеланиями новорожденному, которые составляют богатый фольклорный материал. В благопожеланиях отражены умозаключения и миропредставления татарского народа о чести, благородстве, о святом долге перед родителями и наставления о мирской жизни:
Ата-анаңа игелекле бул.
Олыны олы ит,
Кечегә киңәш ит!
То есть:
К отцу-матери добрым будь!
Старших почитай!
Младшим советом помогай!
В некоторых благопожеланиях запечатлены отголоски архаичных верований: к примеру, вера в оберег или на сакральность ритуальных предметов. Даже их перечисление считалось самодостаточным, то есть «обеспечивало» некую безопасность для младенца.
Кортбаш, акбаш!
Исемеңә – баш.
Үзеңә –яшь!
То есть:
Раковинки, камни белые!
Имени твоему – начало.
Тебе самому – многие лета!
Нередко встречается у татар этап перемены имени. По религии, у татар менять имя не запрещается. Прежде всего это делается, когда ребенок часто болеет, считается, что «имя не подошло». Либо у ребенка имеется родинка или же родинку обнаруживали по прошествии значительного времени с момента рождения ребенка, то ему давали новое имя, в состав которого входило слово минле (минне).
У татар принято нарекать именем даже мертворожденного ребенка. Считается, что ребенок, погребенный без имени, сразу превращается в злое мифическое существо – «Атсыз» / «Безымянный».
В настоящее время наблюдается возвращение к историческим корням, к религии, данная церемония проводится по всем правилам с приглашением муллы и гостей или семья с новорожденным сами идут в мечеть. В то же время встречается отклики советской идеологии, довольно основательно пропагандировавшей вред религии. Они находят отражение и поныне: живущие вдали от родных молодые родители часто не проводят ни «исем кушу», ни «бәби туе». Проведение «исем кушу» они считают не нужным, ведь ребенок уже зарегистрирован в ЗАГСе, имя наречено. А проведение бәби туе, как любого праздничного застолья, сопряжено с большими хлопотами, которые не всегда под силу молодой маме.
Дополнительная информация
Библиография
- Азнабаева А.Ф. Современное состояние и тенденции имянаречения в полиэтническом социуме (на материале русского, башкирского, татарского и немецкого языков): автореферат дис. … канд. филол. наук. – Уфа, 2006 – 26с.
- Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. – Л., 1990 – 159 с.
- Баязитова Ф.С. Гомернең өч туе (татар халкының гаилә йолалары). – Казан: Татар. кит. нәшр., 1992 – 295 б.
- Баязитова Ф.С., Хазиева-Демирбаш Г.С. Лексика обрядов имянаречения в татарском языке (по материалам диалектологических экспедиций) // Вестник СПбГУ. – Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2016 – Вып. 2 – С. 99-111.
- Воробьев Н.И., Хисамутдинов Г.М. Татары Среднего Поволжья и Приуралья: монография. – М.: Наука, 1967 – 537 с.
- Исхаков Д.М. Этнография татарского народа. – Казань: Магариф, 2004 – 287 с.
- Насыйри К. Сайланма әсәрләр. Ике томда. Беренче том. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1974 – 339 б.
- Саттаров Г.Ф. Исемең матур, кемнәр куйган? – Казан: Татар. кит. нәшр., 1989 – 256 б.
- Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа (историко-этнографическое исследование). – Казань: Татар. кн. изд-во, 1984 – 144 с.
- Фукс К. Казанские татары в статисическом и этнографическом отношении / переложение на современный русский язык А. Г. Хорошавиной. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013 – 108 с.
- Хазиева-Демирбаш Г.С. Татарские личные имена этнокультурном пространстве в сравнении с другими тюркскими антропонимами: дис. … д-ра филологических наук, 2017 – 495 с.
Служебная информация
- Сабинский
Государственное научно-исследовательское учреждение «Государственный центр сбора, хранения, изучения и пропаганды татарского фольклора»
2004 – З.М. Арикеева (З.М.Брусько), Леронова Л.Л..