В 1988 г. «Каравон» был возрожден на основе бытовавшего еще с XVII века праздника весенне-летнего цикла села Никольское Лаишевского района. Праздник в селе Русское Никольское уникален тем, что традиция «играть каравон» в первозданном виде сохранилась только там. К тому же, в селе еще живут не только свидетели, но и носители данного обряда.
Развернутое описание ОНКН
Село Русское Никольское в Лаишевском районе Республики Татарстан имеет долгую историю. Оно известно со времен Казанского ханства. Со второй половины XVII века местность заселили православные переселенцы из центральной России. До этого село носило название Караево, потом – Татарские Тарлаши и Ильинское. В 1734 году в Караево был образован первый приход, который положил начало новому названию села в честь иконы Николая Чудотворца. В 1848 году на средства прихожан был построен один из самых лучших храмов, который и в настоящее время считается подлинной достопримечательностью села – Никольская церковь.
Хороводы на Руси водили издавна, ещё до принятия христианства, символизируя ими вечное движение Солнца. Православная церковь не отвергала древних славянских традиций, и патриархальная народность прочно и органично привязала архаичный обряд к церковному календарю. В селе Русское Никольское в старину данный праздник отмечался в течение трех дней. Начавшись с церковной службы в сельском храме, он переходил в дома к семейным праздничным столам, а затем на улицу, где устраивались веселые игрища. Праздник объединял всех жителей села: люди общались, вели хороводы и пели песни, женихи выбирали себе невест, а вечером все собирались на специально отведенном месте – зеленой лужайке в центре села и «играли каравон». Так в близлежащих селах уезда называли своеобразный хоровод с определенными песнями.
Каждый каравон имел свои три песни, которые исполнялись по три раза три дня подряд. «Как по морю синему», «При долу-долочке», «Как по речке» – именно в таком порядке они и исполнялись и исполняются в Никольском по настоящее время.
Как утверждал известный фольклорист А.С. Кабанов, эта традиция идет из глубины веков, а в наших краях – с ХI века [6, c. 9.]. Руководила действием «запевала» - женщина, имеющая высокий голос и знающая в совершенстве эти песни, передаваемые из поколения в поколение [10].
По старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники встают в хоровод и идут особым, «каравонным» шагом по кругу, медленно переставляя ноги. Хороводный шаг отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного содержания. Круг, то сжимаясь, то расширяясь, одновременно двигается по часовой стрелке. Круг таким магическим образом стимулирует производительные силы человека, земли и скота. Этим и объясняется активное присутствие хороводов и танца в обрядах календарного цикла, а также в бытовых и ритуальных ситуациях [7, c. 232].
Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие солнца – и движение по ходу солнца, хождение за солнцем – «посолонь» – берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле [4, c. 5].
В далекие языческие времена хороводы носили культово-обрядовый характер. Постепенно освобождаясь от языческих элементов, хоровод утрачивает языческо-культовое значение.
В процессе танца участники могли выстраиваться свободно или в соответствии с социальным и возрастным статусом, а также по половому признаку. Сначала всегда звучат протяжные, немного даже печальные, заунывные песни, которые словно напоминают участнику хоровода о безвозвратно утраченной традиции крестьянского песнопения, о принадлежности его к этому древнему славянскому этносу, пробуждают в глубоких слоях подсознания воспоминания давно ушедшего прошлого, настолько далекого, что даже и непонятно, откуда берется этот напев. Напев этот и его аутентичное исполнение, настолько не похоже на народные песни современного исполнения, что до сих пор вызывает удивление – словно «нечто красивое и непонятное одновременно, найденное в глубине человеческой души».
«Каравон» – устаревшая форма слова хоровод (танец, пляс, бел, карагол и т.д.) – это вид ритмически организованного движения; в традиционной культуре форма обрядового и магического поведения и ритуализированного досуга.
Танец был знаком веселья и формой выражения радости, т.е. оказывал стимулирующее воздействие. [7, c. 231]. Хоровод считается одним из основных жанров русского народного танца. Это самый распространенный и самый древний вид русского танца. У славян вождение хороводов было строго регламентировано: они начинались после Пасхи, а заканчивались после Троицы.
Основной формой исполнения первобытного танца был круг, который являлся, с одной стороны, наиболее удобной формой исполнения массового обрядового танца, а с другой стороны, имел символический, магический смысл, связанный с культами Солнца и Луны. В различных племенах исполнение кругового танца связывалось с предстоящей охотой, с вызываемым плодородием, с магией всеобщего благополучия. В некоторых случаях круговой танец символизировал брак и совершал его. Также есть сведения о существовании в первобытную эпоху парных или «любовных» танцев и даже индивидуальных танцев, «в которых каждый исполнитель танцевал отдельно и в которых, однако, вырисовывалась форма круга» [5, c. 4].
По местной традиции «Каравон» проводится в конце мая на престольный праздник Николы Вешнего (Переселение мощей Святого Николая, 22 мая). До сегодняшнего дня он сохранил в себе все основные старинные традиции.
По христианскому календарю 22 мая отмечают перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари (1087 г.). Никола Вешний – один из самых почитаемых святых в православии. День Николы Вешнего (или Николы Летнего, т.к. 22 декабря День Николы Вешнего – зимнего) – это народный праздник начала сельскохозяйственного сезона, так как он считается покровителем плодородия.
И как любой православно-народный праздник, этот день полон разного рода обычаями, обрядами, запретами и предписаниями, способными улучшить жизнь крестьянина. «Каравон» относится к таким обрядам.
К сожалению, в 1955 году народные праздники в русских селах в целях борьбы с религией были запрещены. Многовековая традиция «играть каравон» на Николу Вешнего была прервана на десятки лет и была восстановлена лишь в 1988 году. Таким образом, сельский праздник превратился во всероссийский фестиваль. В мае 2003 г. было принято постановление Кабинета министров Республики Татарстан о проведении праздника «Каравон». В том же году по Закону РТ «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан» он был включён в перечень официальных праздников в республике с указанием, что даты проведения татарского народного праздника Сабантуй и «Каравона» ежегодно устанавливаются Указом Президента РТ. Тем самым празднику был придан статус общереспубликанского мероприятия. В 2003 г. праздник «Каравон» был включён в Федеральную целевую программу «Культура России (2001–2005 годы)» [9].
Ежегодно празднование открывается божественной литургией – как это здесь и велось исстари. После этого начинается красочный театрализованный музыкально-хореографический Пролог. Завершается праздник общим хороводом, импровизированными песенными, частушечными, игровыми пятачками, конкурсами на Зеленой поляне. Символикой праздника «Каравон» является пылающее Солнце – символ жизни, тепла и доброты.
В ходе праздника все фольклорные коллективы и отдельные исполнители выступают на специально оборудованных сценических площадках. В результате проведения «Каравона» в селе Никольское и в Лаишевском районе стали возрождаться традиции декоративно-прикладного творчества. В дни проведения «Каравона» в селе устраивается историко-этнографическая выставка «Русское подворье», мастера народных промыслов и ремесел представляют свои изделия на Ярмарочной площади.
В 2011 г. открылся музей истории праздника «Каравон».
С 1988 г. в селе Никольское функционирует ансамбль самодеятельных исполнителей «Каравон». В его репертуаре обрядовые, лирические и плясовые народные песни (руководители – Сергей Алексеевич и Светлана Алексеевна Трусовы) [9].
Сегодняшний масштаб праздника поражает своим размахом: в нем принимают участие более 130 ансамблей из всех районов и городов Республики Татарстан, а также регионов Российской Федерации, и тысячи зрителей.
Подготовка к фестивалю начинается с предварительного отбора фольклорных ансамблей для выступления на центральной и фольклорной (аутентичной) площадках. Организовываются также площадки для проведения традиционных молодежных игрищ, выступлений фольклорных театров, детских и аутентичных вокальных коллективов, традиционных мужских игр на силу и ловкость («стенка на стенку», «ягодка», «слоны» и др.).
В рамках фестиваля проводятся мастер-классы для руководителей фольклорных ансамблей, круглые столы, происходит общение участников детских и молодежных фольклорных ансамблей с носителями традиций.
Наши предки оставили нам интересные обычаи и традиции, огромное словесное, песенное и танцевальное богатство. Мы обязаны знать, бережно сохранять это наследие и передавать его из поколения в поколение. «Каравон» – это один из уникальнейших аутентичных традиций народа, который способствует развитию традиционной русской культуры на основе духовного возрождения и приобщения к истокам фольклорных традиций, популяризации фольклорного движения.
Аудио ОНКН
"Как по морю синему..."
Запевает Котелова Екатерина Павловна, 1926 г.р. Запись 1990 года
- Лаишевский
"При долу, долочке..."
Запевает Котелова Екатерина Павловна, 1926 г.р. Запись 1990 года
- Лаишевский
"Как по речке, речке"
Запевает Котелова Екатерина Павловна, 1926 г.р. Запись 1990 года
- Лаишевский
Видеоматериалы ОНКН
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
1. Бачинская Н.М. Русские хороводы и хороводные песни: Науч.- попул. очерк – М.: Гос. муз. изд-во: «Музгиз», 1951. – С. 112.
2. «Каравон» – душа народная: методическое пособие / Министерство культуры РТ, Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы. – Казань, 2006. – 26 c.
3. «Каравон» – душа народная: методическое пособие / Министерство культуры РТ, Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы – Казань, 2007. – 31 c.
4. Климов А.А. Русский народный танец: учебное пособие. Выпуск 1. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1996. – 44 c.
5. Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977 – С. 127.
6. Русские праздники Лаишевского края: Каравон в Рус. Никольском / Бордюг Н.Д. и др. – Казань: ПиФ, б. г. – С. 52.
7. Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под общей ред. Н.И.Толстого. – Т. 4. П (Переправа через воду) – С (Сито) – М.: Международные отношения, 2009. – С. 656.
8. Русские праздники Лаишевского края. Каравон в Русском Никольском. – Казань: Издательский дом «ПИФ», 1998. - 52 с. – Серия «Прогулки по Казани».
9. Сабирзянов Г.С. Онлайн - энциклопедия Tatarica. - Режим доступа https://tatarica.org/ru/razdely/narody/russkie/karavon
10. Традиции русских народных праздников в Республике Татарстан. – Казань: ООО «Мир без границ», 2019. – 106 с.
11. Каравон – фестиваль русского фольклора. – Режим доступа: https://glazelki.livejournal.com/17779.html
Служебная информация
- Лаишевский