Развернутое описание ОНКН
Русская Православная Церковь имеет множество праздников и дней памяти святых, что говорит о великой истории Церкви. Но есть мученики, о жизни которых известно не так много и их имена зачастую вызывают недоумение у людей, которые нечасто посещают службы.
В III веке в Римской империи при правлении жесткого императора Диоклетиана(был мучителем и гонителем христиан), в Иконии жил богатый сенатор. Семья эта была глубоко верующими христианами, они не только искренне верили в Христа, но и старались исполнять все предписания Церкви и соблюдать таинства и обряды.
В те времена, христиане особо чтили пятницу, как день недели, в которой был распят Господь Иисус. Поэтому семья сенатора соблюдала пост в пятницу и среду. Поскольку у сенатора не было детей, они с женой в пятницу так же совершали молитвы – прощения, чтобы Господь даровал им детей. В одну пятницу жена сенатора родила девочку, которую решили назвать Параскевой в честь пятницы.
Параскева в юном возрасте осталась сиротой, но была привержена христианской вере и решила стать невестой Христовой. Поэтому всем сватавшимся к ней женихам она давала отказ.
Оставленное же родителями состояние она раздавала всем нуждающимся, при этом молясь и проповедуя Евангелие. Она много послужила Христу проповедуя Его, многие ее соседи и горожане обратились в христианство, но при этом были и те, кто завидовал девушке. Такие люди клеветали на нее и всячески ее притесняли. В результате постоянной клеветы девушку бросили в темницу.
Это был период гонений на христиан, поскольку император решил поностью искоренить веру в Господа и дать место язычеству. Город Икония относился к Лаконии, где правил эпарх Аэтий, который решил тщательно исполнить приказ императора об уничтожении христианства и обратил свое внимание на проповедующую девушку Параскеву.
Не смотря, на то, что ее обвиняли в колдовстве, эпарх влюбился в прекрасную деву и предложил ей стать его женой в обмен на отречение от Христа и поклонении языческим богам. Но Параскева ответила решительным отказом, Епарха отказ крайне разозлил, и он приказал наказать девушку – ее обнажённую должны были отстегать сырыми жилами.
В процессе пытки Аэтий несколько раз останавливал палача и вновь делал девушке предложение, которое она презрительно отвергала и молилась Христу. Аэтий стал хулить всех христиан, а Параскева в ответ плюнула ему в лицо. Это настолько разгневало правителя, что он отдал приказ пытать деву железными когтями, подвесив ее при этом вверх ногами.
Девушка вытерпела все молча, но ее мучители не допустили ее смерти прямо на площяди, а бросили в тюрьму, чтобы она умерла от кровопотери.
Послал в утешении ей и для исцеления ангела, поэтому, когда утром в темницу пришли стражники, они увидели не труп, а цветущую молодую девушку, которая пела гимны своему Господу. На ее теле не было и следа ран.
Аэти решил, что это боги исцелили Параскеву и вновь предложил ей поклониться Капишу. Девушка попросила отвести ее в храм, что было принято за согласие. Но в капище дева коснулась статуй и приказала им превратиться в прах во имя Господа. В тот же момент земля затряслась и капище словно провалилось под землю.
За это девушку вновь неоднократно пытали: жгли огнем, подвешивали на дыбу, резали ножами. Девушка все принимала молча и со смирением. Это привело к тому, что множество людей, наблюдавшими за пытками, покаялись и приняли Господа своим спасителем.
В конце концов, Аэти решил казнить ее путем отрубания головы, чтобы избежать народного восстания. В момент, когда голова Параскевы отделилась от тела, в воздухе разлился аромат цветов, что стало символом Господнего присутствия на том месте.
Аэтий же не прожил долго Господне наказание постигло и его – он выехал на охоту, а конь поднялся на дыбы и опрокинул правителя, котрый сломал шею и тот же момент испустил дух.
Образ мученицы находит отражение и в мифологии других народов:
- у таджиков есть миф об образе «госпожи вторник», которая покровительствует семье и сельскому хозяйству, в частности обработке хлопка;
- у немцев это богиня Фригг, которая помогала роженицам и младенцам;
- у греков – это мойры;
- у исландцев – норны и п.р.
Важно! Святая Параскева ничего общег не имеет с языческими богинями является мученицей, которая умерла за имя Христа, поэтому она заслуживает почитания, как любой святой.
Память Святой Параскевы у православного народа облечена особой любовью, они с трепетом ее почитают множеством обычаев в день ее памяти – 10 ноября.
В честь Святой Параскевы Пятницы называют множество храмов. Обычно такие храмы стоят у дорог или водоемов, некоторые из них так же называли в честь мученицы. Таковым и является родник в селе Старая Письмянка. В послереволюционные годы с закрытием Богородитского монастыря были постепенно уничтожены скит и часовня. В послевоенные годы местные власти многократно пытались стереть память не только о явлении иконы, но и самого источника, где ежегодно на девятую пятницу собиралось множество паломников с разных мест. При этом в ход шли бульдозеры, нефтепродукты: источник заливали бетоном, мазутом и т.п. Накануне для праздника и в самый день праздника всегда выставлялся специальный наряд, чтобы не допускать верующих к этому святому месту. И только после празднования тысячелетия Крещения Руси и с открытием прихода в городе Лениногорске (бывшем селе Новая Письмянка) было восстановлено свободное паломничество на источник. С 1988г. началось благоустройство этого источника. Трудами и стараниями Троицкого прихода г.Лениногорска расчищен источник, установлен крест, оборудована купальня и восстановлена традиция ежегодного богослужения на источнике, на который собирается множество паломников. К 2000 летию Рождества Христова на старинном источнике, трудами Казанско – Богородицкой церкви, была построена кирпичная часовня, и в день переходящего празднования памяти великомученицы Параскевы, в Девятую пятницу по Пасхе, освящена его преосвященством Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием.
7 декабря 2014г, в Неделю двадцатьшестую по Пятидесятнице управляющий Альметьевской епархией епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий совершил водосвятный молебен и освящение новой часовни – купельни с купелью. История родника, которой находится около села Старая Письмянка, уходит корнями в давние времена. С этим местом связанно несколько приданий. В роднике являлась икона и женщина в белой одежде. Вот оттуда и пошла икона явленная – Параскева Мученица. На том месте, где была найдена икона, поставили люди часовню, через которую протекает ключ. В благодатном месте, где спокойно бежит чистый ключ и веет прохладой, уже через несколько минут все горести и беды, все, что тревожило, просто исчезает становится спокойно. В святых источниках, освященных в честь Параскевы – Мученицы, множество, и везде иконы являлись именно на Девятую или Десятую пятницу после Пасхи. В этот день святая великомученица была замучена до смерти.
Каждый год приходят сюда жители окрестных сел и деревень к Святому ключу на праздник Девятую Пятницу, это церковный праздник, посвященный Параскеве – Мученице. Икону Параскевы Пятницы несут крестным ходом к Святому ключу. Вода здесь считается святой. За тем проходят под святой иконой, прикладывается к ней – это обязательный ритуал. Совершается служба. За тем священник освящает воду, и люди берут ее с собой по тому, что существует поверья о чудодейственной силе святой воды. Почти все набирают святой воды с собой домой, хранят, а когда болезнь, какая нападет пьют ее. Во время богослужения к роднику приходят много народу, приезжают даже из других регионов.
Поют ручьи Девятой Пятницы,
Как будто молятся за нас,
И к воде Святой склоняемся,
И просим, чтоб Господь нас спас.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
Служебная информация
- Лениногорский