Развернутое описание ОНКН
Праздник летнего солнцестояния был известен многим народам мира. Отмечали его примерно в одно и то же время. Безусловно, каждый народ имеет уникальные традиции. Но когда речь идет о праздновании летнего солнцестояния, можно отыскать и немало сходств. Многие народы издревле почитали в этот день богов плодородия, совершали ритуалы для защиты своих родных, обращали к высшим силам просьбы об урожае, приплоде скота, здоровье. Солнце в течение нескольких дней до и после солнцестояния (с 20 по 23 июня) склонения почти не меняет, его полуденные высоты в небе чуть ли неизменны. Отсюда и название - солнцестояние.
22 июня наступает самый долгий световой день и самая короткая ночь в году. С языческих времен этот день отмечается многими народами: славянскими, финно-угорскими, романскими и т.д. С распространением христианства у многих славянских народов ко дню солнцестояния и связанным с ним ритуалам был приурочен день рождения Иоанна Крестителя, откуда закрепились названия Иванов день, Иван-купальник, Иван Купала, Ян Купальны и т.д. [3, с. 363]. И сегодня празднование этого дня приходится в ночь с 6 на 7 июля по православному и 24 июня по католическому календарю, а не в день астрономической даты солнцестояния. Однако истинный день солнцестояния продолжает оставаться значимым для людей, которые верят в чудодейственную силу солнца. Считается, что это время максимального расцвета всех жизненных сил природы.
Поклонение Солнцу являлось одной из важнейших составляющих и мордовского мировоззрения. В традиционных мифах эрзи и мокши Солнце представляется Верховным Богом. Культ Солнца отразился во многих обрядовых ритуалах (свадебных, календарных праздниках), в бытовой традиции, украшениях. В фольклоре Солнце персонифицируется, представляется в образе девушки Солнце (Шись), наделяется эпитетами «мазы», (красное), «лямбе» (теплое) [4, с. 92].
Свое почтительное отношение Солнцу, как Верховному божеству, народ выражал через поклон небесному светилу. По словам жителей с. Кильдюшево Тетюшского района РТ, в котором проживают мордва-мокша, в прошлом люди каждое свое утро начинали с поклона солнцу, а в день летнего солнцестояния выходили для этого в центр села. Каждый житель села старался принять участие в этом мероприятии, чтобы засвидетельствовать свое почтение и уважение Солнцу – вечному источнику света, тепла и благоденствия. Кланяясь, благодарили его за те блага, которые преподносит жизнь, за его бесценные дары и обращались с просьбой о покровительстве в будущем.
Обращения человека, чья жизнь была неразрывно связана с землей, с ее возделыванием, были сориентированы на выспрашивание у Бога Солнца благоприятной погоды для получения богатого урожая, хорошего приплода скота [Николаева И.И., 1978, г. Тетюши РТ]. Со временем данный обычай начал терять свою актуальность и практическую ценность – с наступлением индустриальной эпохи вера людей исключительно только в силу совершаемых молений и ритуалов в получении хорошего урожая постепенно ослабевала. Но вместе с тем, уходила не только вера, но и обычай, демонстрирующий своеобразие народа, опыт ведения хозяйства, налаживания отношений с социумом, природой и т.д.
Осознание утери ценного достояния, стремление восстановить и сохранить основы традиционной культуры мордовского народа сподвигло жителей Тетюшского района РТ организовать праздник (фестиваль) «Валда шинясь».
Праздник приурочен ко дню летнего солнцестояния, отражающего мифологические представления мордовского народа. В переводе на русский язык «валда шинясь» означает «светлый день» и ассоциируется именно с ярким, светлым солнцем, изобилием и плодородием.
Свое начало Республиканский фестиваль мордовской культуры «Валда шинясь» берет с 2014 года, когда был разработан проект на получение гранта Правительства Республики Татарстан («Грант Правительства Республики Татарстан для поддержки проектов творческих коллективов муниципальных учреждений культуры и искусства»). С тех пор ежегодно на проведение данного мероприятия район получает финансовую поддержку правительства в виде гранта, благодаря чему имеет возможность организовывать яркий и самобытный праздник мордовской национальной культуры. Реализация проекта дала возможность организаторам создать этноплощадку, позволяющую максимально ярко и красочно раскрыть мордовскую национальную культуру – быт, обряды, национальную кухню.
Главным и раскрывающим содержание фестиваля символом выступает солнце. Солнце присутствует везде. Специально разработанный логотип с изображением солнца размещен на баннерах, большом флаге, расположенных на территории проведения праздника, маленьких флажках, а также подвесных значках-сувенирах, раздаваемых почетным гостям, буклетах и программе фестиваля, карте навигации, ориентирующей и знакомящей гостей с основными точками и площадками праздника. Яркие, лучезарные «солнышки» наполняют все вокруг теплом и светом, придают празднику атмосферу добра и веселья.
Фестиваль традиционно проходит на большой поляне, расположенной в центре села Кильдюшево, что является особенно важным фактором в вовлечении в мероприятие всех возрастных категорий села, особенно старшее поколение. Они – хранители этнических традиций, способные передать следующим поколениям свои знания, при помощи которых каждый может организовать и вести правильную, достойную жизнь.
Большой гордостью села являются участницы ансамбля «Кильдюшевские бабушки», которые, несмотря на свой преклонный возраст, продолжают радовать зрителей своими песнями не только на фестивале «Валда шинясь», но и во время других многочисленных выступлений.
Открывается праздник с пролога, во время которого жителям села и гостям рассказывают об истории мордовского народа, его культуре и дружбе народов, которые проживают в Тетюшском районе. Большое количество артистов в разнообразных мордовских костюмах, а также в образах мордовских мифологических персонажей и эпических героев представляют зрителям зрелищные сцены, народные танцы и песни. На оборудованной сцене проходят выступления фольклорных коллективов. Среди них много как местных, так и приехавших из других районов Республики Татарстан, а также из республик Мордовия, Чувашия, Краснодарского края, Ульяновской, Оренбургской, Самарской областей РФ.
Фестиваль рассчитан на презентацию всего многообразия мордовской культуры. Поэтому гостям предоставляется возможность ознакомиться с ней через многочисленные тематические площадки. Так, на площадках «Гостевая поляна» и «Мордовское подворье» гости праздника могут угоститься различными блюдами мордовской национальной кухни, в том числе свежеприготовленной ухой и рыбой горячего копчения, познакомиться с традиционным укладом крестьянской жизни. На площадке «Тюштянская ярмарка» желающие могут купить изделия народного творчества, приобрести навыки изготовления этих изделий в ходе мастер-классов по различным традиционным ремеслам. А на музыкальной завалинке «Играй, гармонь мордовская» гармонисты, фольклорные коллективы завлекают всех игровыми и плясовыми припевками, скоморошьими прибаутками, веселыми шуточными песнями и танцами. Не проходят гости и мимо местного святого источника Кереметь, из которого можно испить целебной воды.
Фестиваль «Валда шинясь» предоставляет уникальную возможность узнать больше о мифологических представлениях, мифологических персонажах мордвы.
Например, в качестве первоосновы мироздания выступает вода, несущая зародыш мира, а также образ мирового древа (береза, осина, клен). Согласно народным верованиям, корни дерева уходят в подземный мир, отождествляемый в народных верованиях с миром умерших предков, крона – в мир мифологических покровителей, а ствол находится в земном мире, соединяя миры покровителей и предков [1, с. 7]. Именно эти представления отражает обычай завязывать ленточки с пожеланиями на дерево желаний – березу во время фестиваля.
Также гости узнают, что у каждого объекта или территории существует свой покровитель-божество. К примеру, водой управляет богиня Ведява, лесом – богиня Вирява, жилищем – Кудава, баней – Банява и т.д., а также что медведь является тотемом-прародителем мордовского народа [4, с. 96]. Образ медведя может присутствовать и в рамках фестиваля, когда жители села наряжают одного или нескольких человек кленовыми листьями наподобие медведя. По словам жителей села, традиция наряжать и водить медведя по селу была одним из составляющих Троицких обрядов. В каждой части села ходил свой «медведь», его ждали в каждом дворе, перед домом для него накрывали стол с угощениями. «Медведь» участвовал и в обливаниях, совершавшихся в этот день. По окончании обхода «медведя» вели к реке, чтобы выбросить снятые с него ветки в воду с пожеланиями очиститься от всего плохого [Николаева И.И., 1978, г. Тетюши РТ].
Традиция ряженья была неотъемлемой частью структуры весенне-летних ритуальных церемоний многих культур. Ряженые символизируют «потусторонний», вывернутый мир, а контакт с зеленью осмысляется как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур [2, с. 309].
Увлекательной, зрелищной зоной фестиваля становятся площадки для проведения детских игр, а также национальных спортивных состязаний. Желающие могут испытать свои силы в толкании бревна на дальность, поднятии бревна, бое мешками на бревне, перетягивании палки и др.
Фестиваль «Валда шинясь» представляет собой проект, который презентует яркую, самобытную культуру мордовского народа, создает атмосферу сопричастности к жизни предков. Богатая программа мероприятия знакомит гостей с мировоззренческими представлениями, обычаями и обрядами, бытовым хозяйством, национальной кухней, народными играми, музыкальным, хореографическим и эпическим творчеством мордвы. Фестиваль способствует консолидации, единению и сплочению мордовского народа, обмену опытом в проведении национальных праздников, становится ареной для проявления радушия и гостеприимства.
Фестиваль на сегодняшний день стал успешным проектом, который смог получить развитие и прочно войти в культурную жизнь Тетюшского района.
Изображения ОНКН
Аудио ОНКН
Видеоматериалы ОНКН
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
- 1. Бояркин Н.И. Мокшанские неприуроченные долгие песни междуречья Мокши и Инсара // Памятники мордовского народного музыкального искусства. – Саранск, 1984. – 320 с.
- 2. Виноградова Л.Н., Усачева В.В. «Зелень» // Славянские древности: Этнолингвистичексий словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать) – К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. – Москва: Международные отношения, 1999. – 697 с.
- 3. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. «Иван Купала» // Славянские древности: Этнолингвистичексий словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать) – К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. – Москва: Международные отношения, 1999. – 697 с.
- 4. Девяткина Т.П. Мифология мордвы (традиционная картина мира и образ мышления) / Т. Девяткина // Инженерные технологии и системы. – Саранск: ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», 1997, – № 2-3. – С. 92-97.
- 5. Валда шинясь 2020. Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch?v=nT-6dmj7wGs (дата обращения: 03.07.2020).
Служебная информация
- Тетюшский