
Развернутое описание ОНКН
Праздник летнего солнцестояния был известен многим народам мира. Отмечали его примерно в одно и то же время. Безусловно, каждый народ имеет уникальные традиции. Но когда речь идет о праздновании летнего солнцестояния, можно отыскать и немало сходств. Многие народы издревле почитали в этот день богов плодородия, совершали ритуалы для защиты своих родных, обращали к высшим силам просьбы об урожае, приплоде скота, здоровье. Солнце в течение нескольких дней до и после солнцестояния (с 20 по 23 июня) склонения почти не меняет, его полуденные высоты в небе чуть ли неизменны. Отсюда и название - солнцестояние.
22 июня наступает самый долгий световой день и самая короткая ночь в году. С языческих времен этот день отмечается многими народами: славянскими, финно-угорскими, романскими и т.д. С распространением христианства у многих славянских народов ко дню солнцестояния и связанным с ним ритуалам был приурочен день рождения Иоанна Крестителя, откуда закрепились названия Иванов день, Иван-купальник, Иван Купала, Ян Купальны и т.д. И сегодня празднование этого дня приходится в ночь с 6 на 7 июля по православному и 24 июня по католическому календарю, а не в день астрономической даты солнцестояния. Однако истинный день солнцестояния продолжает оставаться значимым для людей, которые верят в чудодейственную силу солнца. Считается, что это время максимального расцвета всех жизненных сил природы.
Поклонение Солнцу являлось одной из важнейших составляющих и мордовского мировоззрения. В традиционных мифах эрзи и мокши Солнце представляется Верховным Богом. Культ Солнца отразился во многих обрядовых ритуалах (свадебных, календарных праздниках), в бытовой традиции, украшениях. В фольклоре Солнце персонифицируется, представляется в образе девушки Солнце (Шись), наделяется эпитетами «мазы», (красное), «лямбе» (теплое).
Свое почтительное отношение Солнцу, как Верховному божеству, народ выражал через поклон небесному светилу. По словам жителей с. Кильдюшево Тетюшского района РТ, в котором проживают мордва-мокша, в прошлом люди каждое свое утро начинали с поклона солнцу, а в день летнего солнцестояния выходили для этого в центр села. Каждый житель села старался принять участие в этом мероприятии, чтобы засвидетельствовать свое почтение и уважение Солнцу – вечному источнику света, тепла и благоденствия. Кланяясь, благодарили его за те блага, которые преподносит жизнь, за его бесценные дары и обращались с просьбой о покровительстве в будущем.
Обращения человека, чья жизнь была неразрывно связана с землей, с ее возделыванием, были сориентированы на выспрашивание у Бога Солнца благоприятной погоды для получения богатого урожая, хорошего приплода скота [Николаева И.И., 1978, г. Тетюши РТ]. Со временем данный обычай начал терять свою актуальность и практическую ценность – с наступлением индустриальной эпохи вера людей исключительно только в силу совершаемых молений и ритуалов в получении хорошего урожая постепенно ослабевала. Но вместе с тем, уходила не только вера, но и обычай, демонстрирующий своеобразие народа, опыт ведения хозяйства, налаживания отношений с социумом, природой и т.д.
Осознание утери ценного достояния, стремление восстановить и сохранить основы традиционной культуры мордовского народа сподвигло жителей Тетюшского района РТ организовать праздник (фестиваль) «Валда шинясь».
Праздник приурочен ко дню летнего солнцестояния, отражающего мифологические представления мордовского народа. В переводе на русский язык «валда шинясь» означает «светлый день» и ассоциируется именно с ярким, светлым солнцем, изобилием и плодородием.
Свое начало Республиканский фестиваль мордовской культуры «Валда шинясь» берет с 2014 года, когда был разработан проект на получение гранта Правительства Республики Татарстан («Грант Правительства Республики Татарстан для поддержки проектов творческих коллективов муниципальных учреждений культуры и искусства»). С тех пор ежегодно на проведение данного мероприятия район получает финансовую поддержку правительства в виде гранта, благодаря чему имеет возможность организовывать яркий и самобытный праздник мордовской национальной культуры. Реализация проекта дала возможность организаторам создать этноплощадку, позволяющую максимально ярко и красочно раскрыть мордовскую национальную культуру – быт, обряды, национальную кухню.
Главным и раскрывающим содержание фестиваля символом выступает солнце. Солнце присутствует везде. Специально разработанный логотип с изображением солнца размещен на баннерах, большом флаге, расположенных на территории проведения праздника, маленьких флажках, а также подвесных значках-сувенирах, раздаваемых почетным гостям, буклетах и программе фестиваля, карте навигации, ориентирующей и знакомящей гостей с основными точками и площадками праздника. Яркие, лучезарные «солнышки» наполняют все вокруг теплом и светом, придают празднику атмосферу добра и веселья.
Фестиваль традиционно проходит на большой поляне, расположенной в центре села Кильдюшево, что является особенно важным фактором в вовлечении в мероприятие всех возрастных категорий села, особенно старшее поколение. Они – хранители этнических традиций, способные передать следующим поколениям свои знания, при помощи которых каждый может организовать и вести правильную, достойную жизнь.
Большой гордостью села являются участницы ансамбля «Кильдюшевские бабушки», которые, несмотря на свой преклонный возраст, продолжают радовать зрителей своими песнями не только на фестивале «Валда шинясь», но и во время других многочисленных выступлений.
Открывается праздник с пролога, во время которого жителям села и гостям рассказывают об истории мордовского народа, его культуре и дружбе народов, которые проживают в Тетюшском районе. Большое количество артистов в разнообразных мордовских костюмах, а также в образах мордовских мифологических персонажей и эпических героев представляют зрителям зрелищные сцены, народные танцы и песни. На оборудованной сцене проходят выступления фольклорных коллективов. Среди них много как местных, так и приехавших из других районов Республики Татарстан, а также из республик Мордовия, Чувашия, Краснодарского края, Ульяновской, Оренбургской, Самарской областей РФ.
Фестиваль рассчитан на презентацию всего многообразия мордовской культуры. Поэтому гостям предоставляется возможность ознакомиться с ней через многочисленные тематические площадки. Так, на площадках «Гостевая поляна» и «Мордовское подворье» гости праздника могут угоститься различными блюдами мордовской национальной кухни, в том числе свежеприготовленной ухой и рыбой горячего копчения, познакомиться с традиционным укладом крестьянской жизни. На площадке «Тюштянская ярмарка» желающие могут купить изделия народного творчества, приобрести навыки изготовления этих изделий в ходе мастер-классов по различным традиционным ремеслам. А на музыкальной завалинке «Играй, гармонь мордовская» гармонисты, фольклорные коллективы завлекают всех игровыми и плясовыми припевками, скоморошьими прибаутками, веселыми шуточными песнями и танцами. Не проходят гости и мимо местного святого источника Кереметь, из которого можно испить целебной воды.
Фестиваль «Валда шинясь» предоставляет уникальную возможность узнать больше о мифологических представлениях, мифологических персонажах мордвы.
Например, в качестве первоосновы мироздания выступает вода, несущая зародыш мира, а также образ мирового древа (береза, осина, клен). Согласно народным верованиям, корни дерева уходят в подземный мир, отождествляемый в народных верованиях с миром умерших предков, крона – в мир мифологических покровителей, а ствол находится в земном мире, соединяя миры покровителей и предков. Именно эти представления отражает обычай завязывать ленточки с пожеланиями на дерево желаний – березу во время фестиваля.
Также гости узнают, что у каждого объекта или территории существует свой покровитель-божество. К примеру, водой управляет богиня Ведява, лесом – богиня Вирява, жилищем – Кудава, баней – Банява и т.д., а также что медведь является тотемом-прародителем мордовского народа. Образ медведя может присутствовать и в рамках фестиваля, когда жители села наряжают одного или нескольких человек кленовыми листьями наподобие медведя. По словам жителей села, традиция наряжать и водить медведя по селу была одним из составляющих Троицких обрядов. В каждой части села ходил свой «медведь», его ждали в каждом дворе, перед домом для него накрывали стол с угощениями. «Медведь» участвовал и в обливаниях, совершавшихся в этот день. По окончании обхода «медведя» вели к реке, чтобы выбросить снятые с него ветки в воду с пожеланиями очиститься от всего плохого [Николаева И.И., 1978, г. Тетюши РТ].
Традиция ряженья была неотъемлемой частью структуры весенне-летних ритуальных церемоний многих культур. Ряженые символизируют «потусторонний», вывернутый мир, а контакт с зеленью осмысляется как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.
Увлекательной, зрелищной зоной фестиваля становятся площадки для проведения детских игр, а также национальных спортивных состязаний. Желающие могут испытать свои силы в толкании бревна на дальность, поднятии бревна, бое мешками на бревне, перетягивании палки и др.
Фестиваль «Валда шинясь» представляет собой проект, который презентует яркую, самобытную культуру мордовского народа, создает атмосферу сопричастности к жизни предков. Богатая программа мероприятия знакомит гостей с мировоззренческими представлениями, обычаями и обрядами, бытовым хозяйством, национальной кухней, народными играми, музыкальным, хореографическим и эпическим творчеством мордвы. Фестиваль способствует консолидации, единению и сплочению мордовского народа, обмену опытом в проведении национальных праздников, становится ареной для проявления радушия и гостеприимства.
Фестиваль на сегодняшний день стал успешным проектом, который смог получить развитие и прочно войти в культурную жизнь Тетюшского района.
Изображения ОНКН
Аудио ОНКН
Видеоматериалы ОНКН
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
- 1. Бояркин Н.И. Мокшанские неприуроченные долгие песни междуречья Мокши и Инсара // Памятники мордовского народного музыкального искусства. – Саранск, 1984. – 320 с.
- 2. Виноградова Л.Н., Усачева В.В. «Зелень» // Славянские древности: Этнолингвистичексий словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать) – К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. – Москва: Международные отношения, 1999. – 697 с.
- 3. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. «Иван Купала» // Славянские древности: Этнолингвистичексий словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать) – К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. – Москва: Международные отношения, 1999. – 697 с.
- 4. Девяткина Т.П. Мифология мордвы (традиционная картина мира и образ мышления) / Т. Девяткина // Инженерные технологии и системы. – Саранск: ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», 1997, – № 2-3. – С. 92-97.
- 5. Валда шинясь 2020. Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch?v=nT-6dmj7wGs (дата обращения: 03.07.2020).
Служебная информация
- Тетюшский