- г. Казань
Развернутое описание ОНКН
Первым фактическим подтверждением существования охотничьего промысла на казанской земле является находка типичного аксессуара соколиной охоты – клобучка. Это кожаная шапочка, которая одевается на голову ловчей птицы.
В 2000 году во время археологических исследований на территории Казанского кремля обнаружен кожаный клобучок.
Он происходит с раскопки XV в., заложенного у подошвы склона в восточной части Кремлевского холма. На раскопе выявлена деревянная улично-усадебная застройка ханского периода (середина XV – первая половина XVI вв.) с сохранившимися жилыми домами, хозяйственными постройками, ремесленными мастерскими, оградами, уличными настилами и прочими объектами. Клобучок обнаружен в культурном слое у одного из объектов (сооружение 26), обозначенного исследователями как жилой дом [10, 11].
В ходе работы по восстановлению артефакта было проведено исследование по технологии идентификации видовой принадлежности археологических объектов из кожи методом оптической микроскопии, разработанной на базе КНИТУ и Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ [1]. Полученные микрофотографии сравнивались и сопоставлялись с микрофотографиями, содержащимися в каталоге кожевой ткани различной видовой принадлежности.
Клобучек выкроен из цельного листа кожи крупного рогатого скота толщиной 1,7 мм, танидного дубления хорошего качества. Длина раскроя 14,4 см, ширина 8,9 см (рис. 2). При сборке заготовка (выкройка) сгибалась по середине мереей во внутрь, и торцы сшивались тачным швом в одну строчку. При таком сшивании краев место их сшивания не доставляет беспокойства ловчей птице [2].
Судя по размеру данного клобучка, он использовался при охоте с ловчими птицами среднего размера. К таковым относятся ястреб-тетеревятник (Accipiter gentilis) и сокол балобан (Falco cherrug).
В отличие от современных клобучков, данный образец интересен своими уникальными особенностями.
Судя по отсутствию специальных крепежных отверстий в центре выкройки, на нем не было так называемого «султанчика», который изготавливается из тонких полосок кожи и небольших перьев различных видов птиц. Султанчик придает клобучку эстетичный вид, а также используется для его одевания и снятия с головы ловчей птицы.
Представленный клобучок имеет как отверстия для кожаных затяжек на затылке птицы, так и аналогичные отверстия для затягивания клобучка под клювом птицы. Как в современных клобучках, так и в клобучках времен расцвета соколиной охоты на Руси периода правления царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, клобучки затягивались только сзади [3, 4]. Нам не удалось найти в специальной литературе ссылок, указывающих на наличие затяжек клобучков под клювом птицы [2].
В 2015 году клобучок поступил в реставрационно-аналитическую лабораторию Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ. Работа по восстановлению редкой находки началась с органолептического осмотра, так как предмет долгое время находился в хранилище, его состояние можно было оценить как удовлетворительное. Кожа сухая, жесткая, в мелких трещинах, первоначальная форма не просматривалась.
Такие изменения кожи связаны с множеством факторов. Во-первых, в течение многовекового пребывания в земле предмет разрушается. Когда в системе «предмет – окружающая среда» устанавливается термодинамическое равновесие, разрушение материала, из которого изготовлен предмет, практически прекращается. В культурном слое затруднен доступ кислорода к предмету, нет резких перепадов температуры, влажность более или менее постоянна. Однако в грунте легко просачивается вода, кожа подвергается вымыванию танина - распаду. Происходит процесс раздубливания кожи [9]. Во-вторых, при извлечении из почвы, в археологическом объекте процессы разрушения начинают протекать намного быстрее, чем при нахождении его в культурном слое. Оказавшись в атмосферных условиях, предмет активно взаимодействует с кислородом и испытывает резкие температурно-влажностные колебания [17].
Восстановление такого уникального артефакта можно разделить на две стадии. Первой стадией является консервация, целью которой является восстановление физико-механических свойств объекта. Вторая стадия, непосредственно, реставрация. Ее цель - придать объекту экспозиционный вид.
Работа по восстановлению физико-механических свойств (консервация) клобучка из археологической кожи проводится по технологии реставрации археологической кожи с помощью полиэтилен гликоля, по рекомендациям художника-реставратора высшей категории Синицыной Н.П. [14]. Предмет очищают механически с помощью дистиллированной воды и мягких флейцев. На следующем этапе консервации артефакт помещается в водный раствор низкомолекулярного и высокомолекулярного полиэтилен гликоля, происходит процесс пластификации кожевой ткани. Процесс консервации считается завершенным, когда кожевая ткань объекта достигла состояния пластичности (рис.1). В данном случае, учитывая не очень хорошее состояние кожи, процесс длился 2 года. Данный клобучок передан на ответственное хранение в музей Казанского Кремля.
Археологические находки клобучков известны с раскопок Московского кремля [12] и Новгорода Великого [15]. Московский клобучок происходит с постройки второй половины XVI в. и изготовлен в виде шапочки с затяжкой сзади. В Новгороде выявлено семь клобучков, которые происходят из напластований конца XIII – середины XV вв. Артефакты подобного рода являются редкими и представительными находками. Их изготовляли на заказ единичными экземплярами. Казанский клобучок, скорее всего, принадлежал представителю местной знати ханского периода, который участвовал в соколиной охоте, и мог обеспечивать содержание ловчих птиц [2].
Вне всякого сомнения, этот образец из археологической кожи представляет собой именно соколиный клобучок. Никакого другого применения в быту или на охоте у клобучка нет. Достоверность видовой принадлежности этого археологического объекта установили московские эксперты Федоров В.М и Осипов Д.О. Упоминание о дальнейшем развитии соколиной охоты на Казанской земле мы находим в книге профессора Казанского императорского университета Н.П.Загоскина. В своем историческом обзоре «Спутник по Казани» он пишет: «В 1624-1626 гг. на возвышенном берегу р. Свияги казанскими помытчиками были основаны Введенская и Петропавловская слободы, названия которым были даны по названию находящихся там церквей «Введение во храм» и «Петра и Павла». В их обязанности входило ловить, содержать и обучать соколов, вероятнее всего – сапсанов, для царской соколиной охоты» [7]. Герб Верхнеуслонского р-на Республики Татарстан, где изображен сокол, готовый к полету и сидящий на высоком берегу, указывает на историческую составляющую района, где когда то проходили ханские и царские соколиные охоты.
С этой даты прошло примерно 150 лет, прежде чем искусство соколиной охоты на Казанской земле начало возрождаться. В начале 80-х годов прошлого столетия в Казани возникла инициативная группа молодых сокольников. «В самом начале возрождения татарстанской соколиной охоты стояли три человека: Вадим Мартьянов, Ильдар Еналеев и Альберт Мухаметзянов» [13]. Они занимались изучением хищных птиц и их подготовкой к соколиной охоте. Среди пернатых хищников, используемых в соколиной охоте, наибольший интерес вызывал ястреб-тетеревятник. Эта птица была доступна и достаточно хорошо распространена в г. Казани и пригородной зоне. Ястреб-тетеревятник не является «краснокнижным» видом, то есть не редок. Современные казанские сокольники изымали из гнезд птенцов (гнездарей) тетеревятника, либо отлавливали слетков и более взрослых особей на осеннем пролете. Подготовка ястребов к соколиной охоте велась путем проб и ошибок, так как на тот момент объем литературы по этой теме состоял из раритетной книги Г.П. Дементьева «Охота с ловчими птицами» [3] и нескольких статей из охотничьей периодики. Постепенно ряды казанских энтузиастов-сокольников расширились. Возрождением давно забытых приемов вынашивания ловчих птиц и их использованием в соколиной охоте увлеклись еще несколько молодых людей.
В конце 80-х годов прошлого столетия казанскими сокольниками была внедрена практика использования ловчих птиц в качестве биорепеллента для отпугивания стайных птиц на различных объектах народного хозяйства. Таким образом, была урегулирована сложная орнитологическая обстановка на звероферме «Бирюлинская», в аэропорту «Казань - 2» и на нескольких объектах зернопрома [6]. Практика применения специально обученных пернатых хищников в качестве средства отпугивания городских птиц проводится по сегодняшний день. Казанские сокольники регулярно проводят ежегодные полевые слеты, а также участвую в международных сокольнических фестивалях и ежегодных полевых слетах российских сокольников.
В современной Казани можно обнаружить культурные объекты, так или иначе связанные с историей соколиной охоты. Казанские улицы Павлюхина и Салимжанова в древности назывались улицей Соколовой в честь первых ее жителей – сокольих помытчиков. Как уже говорилось выше, сокольи помытчики составляли особое сословие в городе. Символично, что именно улицу Павлюхина выбрал известный казанский скульптор Игорь Башмаков для установки своей композиции, где всадник на коне «Тулпар», с ловчей птицей на руке устремился в небо. По словам мастера, при воплощении этой композиции в металл, он был воодушевлен уникальной находкой, сделанной археологами на территории Казанского кремля – соколиного клобучка. В восточной оконечности улицы Павлюхина недавно был построен современный жилой комплекс «Сокольники». На сайте застройщиков указано, что название ЖК несет историческую основу. Здесь когда-то располагалась Сокольническая слобода, в честь которой и был назван жилищный комплекс.
Изображение ханской соколиной охоты можно увидеть на одном из декоративных панно, украшающих станцию метро «Кремлевская» Казанского метрополитена. На нем изображены два сокольника с ловчими птицами на руках. Данное панно выложено цветной мозаикой. Известно, что над этим панно трудились художественные мастера из Узбекистана. 20 ноября 2016 г. в г.Казани была зарегистрирована единственная в России общественная организация, объединяющая российских сокольников НКО Союз сокольников «Русский сокол». Ее основная задача – это возрождение искусства соколиной охоты.
Возрождение соколиной охоты – это глобальный процесс. 16 ноября 2010 г. комиссия ЮНЕСКО внесла соколиную охоту в репрезентативный список объектов нематериального культурного наследия Человечества. На протяжении 10 лет эта дата отмечается мировым сокольническим сообществом, как «Международный день сокольника».
Соколиная охота или охота с ловчими птицами – это добывание наземной и пернатой дичи с использованием специально обученных хищных птиц. Таким образом, человек, используя охотничьи инстинкты прирученных пернатых хищников, напускает их на различные виды дичи. Ловчих птиц средних размеров (ястреб-тетеревятник, соколы) напускаются на пернатую дичь: тетеревов, куропаток, уток, гусей и т.д. На наземную дичь охотятся с орлом беркутом. Орлов напускают на зайцев, лис и в редких случаях – на волков.
Необходимо понимать, что в процессе соколиной охоты ловчая птица ловит добычу для себя. Она не приносит дичь хозяину, как это делает, например, охотничья собака. Ловчую птицу всегда держат полуголодной, в так называемом «рабочем весе». Сокольник управляет поведением ловчей птицы, умело поддерживая ее рабочий вес таким образом, чтобы она не ослабла от недоедания и, одновременно, была в хорошей физической форме. Если ловчая птица будет перекормлена и ее рабочей вес будет завышен, то ловчая птица сокольника слушаться не будет. В такой кондиции с ловчими птицами не охотятся, дабы не потерять их на охоте. Здесь необходимо заметить, что ловчие птицы целенаправленно от своего хозяина не улетают.
Ловчие птицы теряются на соколиной охоте в двух случаях:
- когда сокольник правильно не рассчитал рабочий вес ловчей птицы, перекормив ее. В таком случае ловчая птица, не мотивированная голодом, к своему хозяину после неудачного напуска не вернется.
- когда ловчая птица плохо выношена и боится человека. Например, после удачного напуска ловчая птица с добычей в лапах может улететь от своего хозяина только потому, что она его боится.
На всем протяжении существования соколиной охоты ловчих птиц, как уже указывалось выше, отлавливали или изымали птенцами из гнезд. На современном этапе большинство ловчих птиц являются редкими, занесены в Красную книгу. Их изъятие из естественной среды обитания запрещено Законом. Соответственно, современные сокольники приобретают вольерно разведенных ловчих птиц из специализированных питомников. Тем не менее основы «вынашивания», то есть приручения ловчих птиц, остаются неизменными на протяжении многих столетий.
На первом этапе вынашивания ловчую птицу носят на перчатке заклобученной на протяжении всего дня и даже ночью, если птица плохо привыкает к человеку и окружающей его обстановке. Первые несколько дней птицу не кормят и лишают ее сна. Таким образом, ускоряется процесс адаптации ловчей птицы к человеку. Когда ловчая птица перестает опасаться человека на столько, что начинает есть предложенное ей мясо с перчатки сокольника, то можно переходить ко второму этапу выноски.
На втором этапе ловчую птицу приучают прилетать на перчатку сокольника, демонстрируя при этом ей кусочек мяса, расположенный на перчатке. Этот прием отрабатывается с ловчей птицей для того, чтобы подманить ее к себе в случае, когда она не смогла поймать дичь или, как говорят сокольники, «проловила». Когда ловчая птица летит к сокольнику на перчатку с расстояния более 100 м., то можно переходить к завершающему этапу подготовки ловчей птицы к соколиной охоте, которая называется «притравкой».
Притравка – это напуск ловчей птицы по подсадной (выпускной) дичи для отработки ловчей птицей навыков охоты. Данный этап актуален для ловчих птиц, которые были взяты из гнезда птенцами. Так называемыми «гнездарями». В случае, когда вынашивается взрослая ловчая птица, имеющая собственный охотничий опыт, от притравки можно отказаться и сразу начинать охотиться.
В целом соколиная охота – это искусство управления поведением ловчей птицы на соколиной охоте. Для этого необходим опыт, специальные знания, а также умение понять все тонкости поведения ловчей птицы. Умение поддерживать ее в рабочие (охотничьи) кондиции значительно снижает вероятность потери птицы на соколиной охоте и повышает ее добычливость.
Специальные ремешки, сдерживающие ловчую птицу на перчатке при ее попытках слететь с руки. Путы изготавливаются из натуральной кожи и имеют длину от 20 до 25 см. На концах пут есть специальные прорези, с помощью которых они крепятся к должнику. В парадном наряде ловчих птиц использовали путы, прошитые золотыми нитями и бисером. В арабской соколиной охоте путы изготавливались из тонких, но прочных шнуров. Вероятнее всего русские сокольник позаимствовали кожаные путы и способ их привязывания к лапам ловчих птиц у азиатских сокольников.
Как правило, русские сокольники использовали трехпалые соколиные рукавицы чисто из практических соображений. Летом в ней руке было не жарко, а зимой рука в них не мерзла. Надо заметить, что русские сокольники, как правило, носили ловчих птиц на правой руке. Арабские и европейские сокольники – на левой.
Клобучки – это изделия из натуральной кожи, предназначенное для закрывания глаз ловчей птицы. Одевается ей на голову в неохотничье время: во время транспортировки, для успокоения птицы и во многих других случаях. Чаще всего клобучат птицу от нежелательных слетов на дичь во время групповых охот или когда городской сокольник находится в местах скопления городских птиц (голуби, врановых птиц). Также ловчих птиц клобучат при их транспортировке в транспорте или при езде верхом.
Должник представляет из себя ремешок из натуральной кожи длиной примерно один метр, одним концом привязанный к путам, другим – к перчатке. В современной СО должники изготавливают из прочного, капронового шнура. Его главное предназначение – это предотвращение улета ловчей птицы, если при слете с руки пупы выскользнули из перчатки, то должник не даст птице улететь окончательно.
Вабило – макет птицы в натуральную величину. Изготавливается из кожи и высушенных крыльев. Голубиное крыло с грудной мышцей, зажатой в перчатке сокольника, иногда также называют вабилом.
Вачик (вощага) – сумка сокольника.
Взыгрывание – когда хищная птица постепенно набирает высоту, поднимаясь на кругах очень высоко. И не реагирует на дичь и на призывы сокольника. В основном это бывает в жаркую погоду, когда птица стремиться попасть в более прохладные слои атмосферы или высмотреть с высоты место, где можно искупаться и безопасно отдохнуть.
Вловившаяся птица – втянувшаяся в работу (охоту) ловчая птица, набравшая определенные практические навыки.
Воззриться – заметить что либо. Ястреб чаще всего зрит боковым (бинокулярным) зрением, вытянув шею и всматриваясь в заинтересовавшее его место. При этом он характерно кивает головой, как бы фокусируя взгляд в это место. Сокол, всматриваясь, начинает «клевать» головой, как рыбачий поплавок, осматриваясь фронтальным или боковым зрением. По частоте «клевания» головы можно определить момент, когда сокол слетит.
Вынашивание – процесс приручения ловчей птицы к своему хозяину и окружающей его обстановке. Процесс дрессировки ловчей птицы также можно назвать вынашиванием, так как при этом происходит адаптация ловчей птицы к собакам, машинам, людям, окружающим ее.
Вязкость – одно из наиболее ценных качеств ловчей птицы, в особенности у ястребов, проявляющееся в способности долго и неотступно гнаться за жертвой. Либо караулить затаившуюся дичь, даже не реагируя на призывы сокольника. Вязкость сокола определяется длинной дистанции, на протяжении которой он преследует свою жертву.
Гнездарь – птенец хищной птицы, добытый из гнезда в нелетном возрасте для использования в соколиной охоте. Обычно берут трех недельных птенцов, на половину уже оперившихся. Выноска гнездаря во многом отличается от вынашивания взрослой птицы, отловленной в естественной
Емь – в соколиной охоте означает лапу хищной птицы.
Колодка – простейшая присада для ловчей птицы, сделанная из обрубка дерева. Например, увесистое полено.
Кутня – стационарная ловушка для ловли ястребов. Имеет вид птичьей клетки с двумя или более дверцами, открывающимися только вовнутрь. В нее в качестве манных помещаются мелкие воробьиные птицы для отлова перепелятников, и голуби - для отлова тетеревятников.
Лихая птица (лихач) – птица, обладающая максимальной резвостью. Птиц уловистых, вязких и имеющих высокую стартовую скорость, называют лихими.
Мыть – линька ловчей птицы. В старину мытью также называли сбор дани или помыти.
Нателивание – возвращение худой птице рабочего веса, путем ее интенсивного кормления.
Отбыть – когда ловчая птица улетает от сокольника с места напуска и теряется.
Откинуть – элемент напуска ловчего сокола путем сбрасывания его с руки или подкидывая вверх рукой.
Подперивание – восстановление сломанных рулевых и хвостовых перьев. Существует специальная методика протезирования сломанных перьев.
Подсадные – животные, пойманные заранее и используемые для обучения ловчих птиц, называемого притравкой.
Садка – травля подсадных животных, Этот способ применяется для тренировки ловчих птиц и при показательных выступлениях.
Седбища - места гнездования ловчих птиц.
Сокольничий – высший начальствующий чин в царской охоте, заведующий птичьей потехой, учрежденный наряду со званием ловчего в 1550 году Иваном Грозным. К этому же времени относится и учреждение сокольнического приказа.
Стамо держаться, то есть «быть в струне» – это когда птица сидит ровно вертикально с плотно прижатыми крыльями. Это присущая здоровой птице манера держать себя.
Султанчик – пучок из перьев на теменной части клобучка.
Тайник – снасть для ловли птиц в виде прямоугольной сети.
Усиживание – нежелание по разным причинам ловчей птицы идти в атаку на дичь. Заметив дичь, ловчая птица сидит на руке, не собираясь слетать. Иногда, чувствуя превосходство дичи, птица только провожает ее взглядом, оценивая бесполезность преследования.
Хождение на руку – полет ловчей птицы на перчатку сокольника.
Изображения ОНКН
Аудио ОНКН
Видеоматериалы ОНКН
Автор фильма Еналеев И.Р., 2007 г.
- г. Казань
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
1. Богатова Л.Ф., Кулевцов Г.Н., Степин С.Н. Разработка методики идентификации археологических объектов из кожевенных материалов // Вестник Казан. Технол. ун-та., – Казань, 2014 – № 19. – С. 65 -70.
2. Богатова Л.Ф., Еналеев И.Р., Валиев Р.Р. Находка клобучка XV в. на территории Казанского кремля // Материалы Всероссийской конференции, посвященной 120-летию профессора Г.П.Дементьева – М. :«КМК», 2018 – С.49-53.
3. Дементьев Г.П. Охота с ловчими птицами – М.:КОИЗ, 1935 – 95с.
4. Дементьев Г.П. Сокола-кречеты – М.:МОИП,1951 – 187с.
5. Еналеев И.Р., Самарина М.В. История соколиной охоты на территории современной Республики Татарстан. // «Орнитология» – М., 2008, Вып. 35. – С. 124.
6. Еналеев И.Р. Современная соколиная охота в России – Казань, 2016 – 129 с.
7. Еналеев И.Р., Сергеев С.А. Экологические основы применения ловчих птиц борепеллента. – Чебоксары, 2020. – С. 252.
8. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города – Казань: Изд. Казанского ун-та, 1895. – 808 с.
9. Кутепов Н.И. Императорская охота на Руси. – СПб, 1898 – Том 4. – 1820 с.
10. Кутянин Г.И. Исследование физико-химических свойств кожи – М., 1956 –39 с.
11. Набиуллин Н.Г. Охранно-спасательные раскопки в северо-восточной части Казанского кремля (раскоп XIII). // Археологические открытия в Татарстане: 2000 год – Казань: Изд-во «Мастер-Лайн», 2001. – С. 20-23.
12. Набиуллин Н.Г. Новые данные по археологии средневековой Казани (обзор материалов некоторых охранно-спасательных раскопов) // Татарская археология (Казанское и другие татарские ханства: археология, эпиграфика и искусство) – Казань, 2004. – №1-2 (10-11) – С. 32-46.
13. Осипов Д.О. К истории соколиной охоты (по материалам раскопок в Московском Кремле) // Московский Кремль XIV столетия. – М., 2009. – 85 с.
14. Рахимов И.И., Павлов Ю.И. Хищные птицы и совы Республики Татарстан – Казань, 1999 – 210 с.
15. Синицына Н.П., Соломатина Н. В. Реставрация кожаных предметов археологического происхождения – Москва, 1997 – 39с.
16. Федоров В.М., Матехина Т.С., Осипов Д.О. К истории соколиной охоты в Новгородской земле // Записки Института истории материальной культуры. – СПб., 2011. – С. 199-211.
17. Флинт В.Е., Сорокин А.Г. Сокол на перчатке. – М.: «Эгмонт Россия ЛТД», 1999. – 328 с.
18. Stambolov T., Manufacture, Deterioration and Preservation of Leather. A Literature Survey of Theoretical Aspecta and Ancient Techniques. // ICOM. Plenary Meeting / Amaterdam, 1969. – р. 67-70.
19. Еналеев И.Р., Сергеев С.А. Экологические основы применения ловчих птиц борепеллента. – Чебоксары, 2020. – С. 252.
20. Правила полевых испытаний ловчих птиц. – М.-СПб., 2020. – 13 с.
21. I.R.Enaleev, J.I.Pavlov, R.G.Sharafutdinov. Die Geschichte der Falknerei im Raum Kazan // Jahrbuch des Deutschen Falcenordens. 2020 – P. 56-63.
Служебная информация
- г. Казань