Развернутое описание ОНКН
Проживая в районах, богатых сосновыми и лиственными лесами, на берегах полноводных рек Волги и Камы, татарский народ и его предки издавна занимались художественной обработкой древесины. Практически все породы деревьев, растущие в регионе, использовались в качестве рабочего материала при сооружении жилищ и хозяйственных построек, а также служили сырьем для домашних ремесел.
Татарские плотники (балтачы, от татарского «балта» - топор) использовали как твердые (дуб, береза, клен), так легкие и мягкие (липа, осина, сосна) породы древесины [2, С. 199]. Изготовление посуды и другой бытовой утвари производилось из разнообразных частей дерева - из ствола и наростов на нем, бересты, луба, лыка, прутьев, корней деревьев [5, С. 174]. Из березы вырезали ковши и чаши, ложки, декоративные деревянные цепи, вазочки, седла, стремена, дуги и хомуты, коромысла, прялки. Шишковатый нарост на березе - кап - использовался для производства художественных изделий и посуды. Деревья хвойных пород шли на изготовление лыж, лодок, некоторых частей телег и саней.
Важное место в быту татар занимали занятия по гнутью коромысел (көянтә), дуг (дуга), санных полозьев (чана табаны) и колесных ободьев (тәгәрмәчнең агач тышлыгы). Санные полозья делали из березы, дуба, ильма, а для коромысла применялись клен, вяз, черемуха [5, С. 184]. Самое подходящее время для подготовки сырья - это поздняя осень или ранняя весна. Именно в этот период древесина наиболее гибкая, следовательно, и пригодная для выгибания из нее дуги для коромысла. А хорошее коромысло должно быть прочным и вместе с тем максимально легким и пружинистым.
Интересную технологию изготовления коромысла у башкир-катайцев описывает исследователь башкирской этнографии З.Ф. Хасанова. «В процессе производства коромысел …важным этапом являлось гнутье (бөгү). Древесину гнули в размягченном состоянии. Башкиры-катайцы раньше использовали специальные парильни для ее распаривания, которые были заимствованы у русского населения. Парильня состояла из кирпичной печи с котлом емкостью 100-120 ведер и специального парника-сруба из трех венцов. Стены и потолки были утеплены таким образом, чтобы пар не выходил из котла наружу.
Современные башкиры-катайцы Инзерского бассейна, продолжая традиции, для размягчения дерева используют металлическую трубу, длина которой обычно достигает 2 м, диаметр составляет 35-45 см. Мастера внутри трубы размещают бруски, затем наливают воду, заполняя трубу (2-3 ведра), и кипятят: березу – 4 часа, дуб – 5-6 часов, черемуху (для коромысла) – 15-20 минут. После распаривания заготовку кладут на специальный стан. …Стан представляет собой обрубок дерева с дугообразным выступом сверху. Сегодняшние мастера используют традиционные деревянные станы, однако встречаются и металлические, имеющие такую же форму» [5, С. 184].
Примерно также происходит процесс изготовления коромысла у татар. Для начала подбирают подходящее дерево диаметром не менее 80 мм и длиной примерно 1,5 м. Из него делают заготовки. Каждую заготовку топором стесывают в середине до определенной толщины, а затем распаривают. Распарить заготовку можно в горячей воде. После распаривания заготовку вставляют в гнущее приспособление, которое представляет собой массивный щит с набитыми на нем брусьями. Брус, одна из кромок которого соответствует изгибу коромысла, называют шаблоном, а с прямой кромкой - упором. Вставив заготовку в гнущее приспособление, между ней и упором с двух сторон забивают два клина. Вместо двух широких можно забить несколько более узких клиньев. При расклинивании заготовка согнется и плотно прижмется к бруску-шаблону. Согнутую заготовку сушат в гнущем приспособлении. Когда через несколько дней заготовка подсохнет, наплечная часть коромысла приобретает дугообразную форму. Также коромысло изгибают до нужного радиуса с помощью бечевки. Массивные концы заготовки стесывают с двух сторон так, чтобы образовавшиеся «пласти» шли под прямым углом к изогнутой наплечной части. Затем на каждом конце коромысла шурупами из металлических полосок к древесине привинчивают крючки для подвешивания ведер. Готовое коромысло обрабатывают циклями или кусочками оконного стекла, шлифуют наждачной бумагой. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают, что придает ему нарядный и праздничный вид. Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести, которую прибивают к коромыслу гвоздями или приворачивают шурупами.
Коромысла, как рассказывают старожилы, служили в отдельных случаях 50 и более лет. В домашних условиях коромысло хранили в сенях, повесив на гвоздик, в вертикальном положении, либо укладывали на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.
Ныне изготовлением коромысел на заказ занимается фабрика «Ива мебель». Это уникальное производство плетеной мебели ручной работы в селе Янгулово Балтасинского района Республики Татарстан, которое с 2012 г. активно занимается возрождением и сохранением традиционных промыслов на месте их бытования.
Уникальные изделия, производимые руками мастеров на фабрике «Ива мебель», вошли в Реестр товаров народного художественного промысла РТ. Также эти производители состоят в Реестре экспортеров РТ. В 2014 г. фабрика получила звание «Предприниматель года. Золотая сотня – 2014». В 2016 г. «Ива мебель» была награждена дипломом I степени в номинации «Лучший товар» от ГУП РТ «Национальная Торговая Марка», а также сертификатом соответствия знаку «Национальная Торговая Марка».
Они являются участниками Санкт-Петербургского международного ремесленного конгресса (2016-2017 гг.), лауреатами конкурса «Лучшие товары и услуги РТ» (2017 г.), участниками конкурса «Туристический сувенир РТ» (2016-2017 гг.), Дней культуры Республики Татарстан в Астане (Казахстан), в Костроме (Костромская область) (2017 г.).
На первый взгляд, коромысло – очень простой предмет, служащий только для облегчения переноса тяжелых предметов. Тем не менее, оно участвовало во многих обрядах, праздниках татарского народа. Например, существовал интересный обряд, известный под названием «су юлы күрсәтү» (досл.: показать путь к воде). В день своей свадьбы молодая невеста должна была принести на плечах с коромыслом полные ведра и не пролить ни капли воды. Все жители деревни выходили наблюдать за возвращением новобрачной с родника, чтобы оценить ее умение не плеская носить воду [1, С. 101-102].
Любимым игровым состязанием на празднике Сабантуй является бег с коромыслом. Участники, водрузив на плечи коромысла с ведрами, полными воды, должны добежать до финиша. Победителем становится тот, кто финиширует первым и у кого в ведрах остается побольше воды. Эта игра, имеющая житейское значение, требует определенного опыта. Так как человек, впервые взявший в руки коромысло, вряд ли сможет рассчитывать на победу [4, С. 9].
В татарском народе существуют и народные поверья, связанные с коромыслом. Вот некоторые из них, которые записаны из уст старожилов с. Учили Арского муниципального района РТ:
- Нельзя перешагивать через коромысло, а то судорога сведет (Көянтә аша атлап узсаң, көзән җыера).
- Нельзя коромыслом бить домашнюю скотину: дети будут рождаться такие же кривые как коромысло (Мал-туарны көянтә белән кыйнасаң, көянтә кебек кәкре балалар туа).
- Встретить на пути женщину с пустыми ведрами – к неудачному дню, к пустым хлопотам, а с полными водой ведрами – значит день будет успешным (Юлда буш чиләкле хатын очраса – юлың уңмый, чиләкләре тулы булса – юлың уңа).
- Во время омовения в пятницу нельзя ходить за водой на родник, в это время берут воду ангелы (Җомга көнне тәһарәт вакытында чишмәгә суга төшәргә ярамый, ул вакытта фәрештәләр су ала).
Также мы можем выделить многочисленные крылатые выражения, связанные с коромыслом.
- «Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца».
- «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет».
- «Пыль столбом, дым коромыслом – не то от тоски, не то от пляски!»
- «Тугой лук – коромыслице, калены стрелы – веретеньица»
- «Не шагай через коромысло, корча потянет».
- «Поднял весь дом коромыслом».
- «Пыль столбом, дым коромыслом – а изба не топлена, не метена!»
- «Сам несет тяжелое коромысло, а уступает дорогу тому, кто идет порожняком».
- «Туда и сюда, как бабье коромысло».
- «Ум подхалима, что коромысло: и криво, и зубристо, и на оба конца».
- «Делай коромысло себе по плечу».
В настоящее время старинное ремесло у татар, как технология изготовления коромысла, является утрачивающимся видом. В быту коромысла все-таки применяются, но изготовленные ранее, несколько десятков лет назад. Сегодня коромысла изготавливают не для практического применения, а, в основном, для фольклорных, театральных коллективов.
Аудио ОНКН
Рассказ о коромысле. Мастер по изготовлению коромысел Акмалиев Зуфар Садыкович (1946 г.р.), житель с. Учили Арского района РТ. Аудиозапись фонда МБУ «Арский районный Дом культуры» Арского муниципального района
- Арский
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
1. Брусько З.М., Завгарова Ф.Х. В круге жизни. – Казань: Ихлас, 2013. – 224 с.
2. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.У. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. – М.: Советский художник, 1990. – 210 с.
3. Исәнбәт Н.С. Татар халык мәкальләре: 3 томда. Казан: Татар. кит. нәшр., 1959-1967.
4. Сабантуй: методическое пособие / под ред. Ф.Х. Завгаровой. – Казань, 2012. – 76 с.
5. Хасанова З.Ф. Домашние производства из дерева у башкир Инзерского бассейна // Ватандаш. – 2017. – С. 174-193
6. Мәрданова Ф.Ф. Алмалы көянтәсенә кунмаган кош калмады // Түгәрәк уен. - № 4. – 2021. – Б. 28-30
Служебная информация
- Арский