Территория земли волжских булгар, их предков и потомков была богата залежами руд различных металлов, что способствовало развитию технологии выплавки металла и материалов кузнечного производства. Это условие позволило ковать качественное оружие, а также трудовые инструменты в большом количестве, что послужило важным фактором возвышения тюрков в Центральной Азии и Европе.
Развернутое описание ОНКН
Одним из древних ремесел предков татар является кузнечное дело, известное по археологическим памятникам и находкам булгаро-татарского производства в IX-XVI вв. Уровень развития металлургии железа и кузнечного дела с древнейших времен напрямую влиял на состояние практически всех отраслей народа: военное дело, обороноспособность, земледелие, скотоводство, на бытовую жизнь [13, С. 250-251].
Согласно археологическим раскопкам, еще в Бронзовом, Железном веках до н.э. обитатели Волжско-Уральского региона преуспели в кузнечном промысле, о чем свидетельствуют погребения кузнецов-литейщиков. Погребальный инвентарь представлен в основном деталями предметов вооружения (топоры, наконечники копий) и украшения. [2, С. 50].
ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ
Из письменных источников, оставленных в основном арабскими путешественниками и географами следует, что в домонгольский период железообработка Волжской Булгарии[1] достигла весьма высокого уровня развития [13, С. 249].
Потребности складывающегося государства в изделиях из металла (орудия труда, вооружения) стимулировали развитие металлургического и кузнечного производств. Широкое распространение на землях Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья болотных и луговых руд, наличие лесов, выходы известняка обеспечивали производство и кузнечную обработку железа необходимым сырьем: рудой, топливом (древесным углем), флюсами [Там же, С. 253-254].
По результатам археологических исследований, которые активно начали проводиться после 1917 года, на территории земель бывших древних городов Волжской Булгарии были найдены медеплавильные печи, мастерские медников, собраны обрезки листовой меди, фрагмент мерного сосуда и гирька-развеска также мерный сосудик цилиндрический формы и бронзовая плиточка с полусферическими углублениями – матрица для изготовления шариков из золотой фольги или листовой меди, служивших деталями украшений [14, С. 168; 14]. Последнее дает понять, что к тому же, здесь развивалось ювелирное производство. Все это убедительно доказывает, что города Биляр, Сувар, Болгар считались ремесленными центрами Булгарского государства, где основное население этих городов составляли ремесленники [4].
Исследованная коллекция кузнечных изделий раннебулгарского периода включает: ножи (31 экз.), топоры (20 экз.), мотыжки (6 экз.), серпы (1 экз.), скобели (2 экз.), наконечники стрел (32 экз.) наконечники копий (4 экз.), сабли (9 экз.), перекрестия сабель (1 экз.), колчанные крючки (4 экз.), «ножи» с волютообразнымнавершием (2 экз.), стремена (11 экз.), удила (19 экз.), кольца от удил (3 экз.), скобы от удил (1 экз.), пряжки (18 экз.), кресала (5 экз.), стержни (2 экз.), скобы от колчанов (1 экз.), скобы (1 экз.). [13, С. 250-251].
ЗОЛОТАЯ ОРДА
Появление производства чугуна в Европе обуславливалось широким развитием кузнечного ремесла в Золотоордынскую эпоху[2]. [6, С. 413-415] В Улус Джучи[3] был известен целый ряд кузнечных технологий — изделия изготавливались не только из кричного железа, но и из сырцовой и цельной стали, из пакетного металла, применялись техники кузнечной сварки, вварки стальной пластины в основу лезвия, торцовой, боковой и У-образной наварки стальной пластины на лезвие, цементации, закалки и пайки медью.
Ассортимент изделий кузнецов был широким — чересла, лемехи, сошники, полицы, мотыги, кетмени, оковки лопат, топоры, ножи, ножницы, сверла, резцы, пробойники, шилья, иглы, пинцеты, кочедыки, чапельники («сковородники»), приспособления для клеймения скота, рыболовные крючки, удила, стремена, подковы, кольца от сбруи, обкладки седел, ледоходные шипы, кресала, кольчуги, пластинчатые доспехи, шлемы, наконечники стрел, копий и дротиков, втоки, сабли, булавы, кистени, кинжалы, крючки от колчанов, пряжки, сюльгамы, накладки, нашивки, бляхи, обоймы, наконечники ремней, дужки ведер, подсвечники, светцы, коробочки, цепи, проволока, клинья, гвозди, скобы, пробои, защелки, ручки, дверные накладки, замки и ключи. Из чугуна отливались котлы, чаши, втулки для осей повозок [11, С. 165].
Была высокоразвитой и цветная металлургия. Из серебра и золота золотоордынскими ювелирами изготавливались чаши, кубки, ковши (в т.ч. поясные), блюда, подносы, шаровидные сосуды, ложки, детали поясных наборов, навершия шапочек, амулеты, филактерии, пайцзы, пуговицы, бусины, серьги, перстни, браслеты, шпильки, заколки, цепочки, расчески и их футляры, пластины, гвоздики, фольга, проволока, медальоны, подвески и бляхи. Широко применялись в ювелирном деле техники зерни, скани и филиграни.
Несмотря на то, что с первой половины XV века начался постепенный распад Золотой Орды и основные городские центры государства отделились в самостоятельные ханства, о том, что воины золотоордынской армии были хорошо вооружены, отмечает венецианский купец, дипломат, путешественник и государственный деятель Иосафат Барбаро. В 1436 г. в своем сочинении «Путешествие в Тану» он пишет: «В их войске есть ремесленники — кузнецы, оружейники и другие, и вообще есть все необходимые ремесла» [9, C. 147].
КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО
В эпоху Казанского ханства[4], когда определяется оседлый образ жизни, земледелие и сельское хозяйство играли для татар первостепенную роль. Необходимость изготовлять пахотные орудия (к основным видам которых относятся соха (тат. – сука́), плуг (тат. – саба́н), значительно повышается роль и значение мастеров по металлургии и металлообработке [7, С. 409].
Кузнечное ремесло отделилось от металлургического и начало существовать как узкая специализация, во многом связанная с рыночным спросом на ту или иную продукцию домашней утвари, орудия земледелия и т.д. В силу своей сложности, кузнечное ремесло стало основным видом деятельности и доходом для ремесленников. Обмен товарами или операции купли-продажи происходили, вероятнее всего, в натуральной форме, т.е. с кузнецом расплачивались за работу продуктами сельского хозяйства – зерном, мясом, рыбой и др. Ассортимент был широк: лемехи, сошники, мотыги, серпы, косы, топоры, ножи, приспособления для клеймения скота, удила, наконечники стрел, копий, сабли. [15, С. 427]
КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ В 16-18 ВВ.
В периоды с середины XVI – начала XIХ вв. Казанская губерния претерпевала значительные изменения во всех сферах жизнедеятельности. После присоединения Казанского ханства татарам, как и всем «инородцам», во избежание изготовления оружия, было запрещено производство изделий из металла горячим способом. Почти повсеместно в Казанской губернии прервалась местная традиция кузнечного ремесла, которое перешло в руки переселившихся в Казанский край русских мастеров [16, С. 152]. Московское государство ввело список заповедных (запрещенных к вывозу) товаров: к ним относились оружие, доспехи и в целом ремесленные изделия из металла, вещества для изготовления пороха [15, С.427].
КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ В19-20 ВВ.
В XIX в. кузнечное ремесло продолжало возрождаться в татарских селах и городских слободах в Поволжье, Приуралье и Сибири. Образовались крупные центры, например, в современном Арском районе РТ была известна д. Тимерче (Чемерцы), дословно «кузнецы»; в современном Зеленодольском, Апастовском и Тетюшском районах РТ д. Бакырче (Бакрче), дословно «медники». Потомственные мастера обычно работали семьями, в каждой деревне были одна-две кузницы, находившиеся у реки на окраине деревни [3, С. 44.]
В XIX в. мастера-медники и кузнецы работали с медью, железом и его сплавами, латунью, производили предметы бытового назначения, посуду, украшения для конской сбруи и упряжи и другие изделия, которые украшали несложными узорами в технике чеканки, гравировки, тиснения и резьбы (тазы, самовары, чайники, подносы, ковши, ведра, кованые сундуки, щипцы для печных углей, воротные и дверные ручки).
Массово изготовлялись кузнецами кумганы, обычно медночеканенные (часто из латуни), характерной приземистой формы. Центрами их производства были Казань и деревни Заказанья (Б. Атня, Тимерче-Чемерцы и др.) [Там же, С. 45]. Про посуду для умывания и омовения кумган (комган) у татар и технологии его изготовления можно ознакомиться, перейдя по ссылке https://tatcultresurs.ru/onkn/posuda-dlya-umyvaniya-i-omoveniya-kumgan
КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
В первой половине XX в. постепенно сложились профессиональные артели, объединения, монополизировавшие все производство в крае. Таковы были поселки Аки, Вознесение, Самосырово, с. Чебакса близ Казани, где в 1911 г. открылась учебно-художественная мастерская, что оказало поддержку в подготовке ремесленных кадров и, как следствие, продолжение развития ремесла. Как отмечает М. С. Глухов «Чебаксинские кустари работали по подрядам казанских каретников и торговцев из Казани», это даёт основание утверждать о том, что сбыт, поступление заказов и обеспечение материалами в основном осуществлялись через представителей столицы [5, 104с].
Изначально сложная технология кузнечного дела, требующая многолетнего обучения подмастерьев, дорогостоящих инструментов, необходимости закупки металла и угля, в советское время исчерпало свою актуальность, поскольку времена диктовали свои условия: развивающая промышленность и технологическая революция постепенно отодвинули кузнечное ремесло на второстепенные роли (развитие автомобильной промышленности определило невостребованность экипажей; строящиеся здания тяготели к упрощению и минимизации декора). И первым ударом для художественной ковки (впрочем, как и для других промыслов края) стала Первая Мировая война. Мастера, ориентируясь на нужды военного времени, занялись изготовлением транспортных средств, кроватей для госпиталей; при этом кузнецы и кузницы сохранились. Следующим фактором, нанесшим значительный урон деятельности и преемственности мастеров обработки металла, стало «раскулачивание» в 1930-е гг. ряда ремесленников, которых целыми семьями высылали из родных мест на север страны.
Великая Отечественная война оказала неоднозначное влияние на сохранение промысла. С одной стороны, кузнецов отстраняли от непосредственного участия в боях (ремесло их было слишком редко и ценно), привлекали к активной профессиональной деятельности на благо армии, что позволяло поддерживать умения и навыки кузнечного дела. С другой стороны, послевоенное время требовало активизации жизненно важных видов деятельности: молодые кузнецы вынуждены были переквалифицироваться в трактористы, механики, водители. В кузницах производили только ремонт инвентаря и оковку колес.
В конце XX–начале XXI вв. наступает время «ренессанса», восстановления художественных традиций в кузнечном промысле: открываются «школы» художественной ковки в основном в виде отдельных небольших кузниц и частных производств, работающих по индивидуальным заказам.
СНОСКИ
[1] Волжская Булгария (Булгарское ханство, Волжско-Камская Булгария; тат. – Идел Болгар ханлыгы) – государство волжско-камских булгар, финно-угорских народов в Среднем Поволжье и бассейне Камы, образовавшееся в результате падения Великой Булгарии, просуществовавшее с X по XIII вв.
[2] При раскопках Казанского Кремля в слоях XV–XVIII вв. найдено около 50 обломков чугунных котлов.
[3] Улус Джучи (Золотая Орда) – феодальное государство на территории Ср. Азии (ныне территории совр. Казахстана, Сибири и Вост. Европы в 13–15 вв.), основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем – внуком Чингисхана – в результате завоевательных походов монголов. С первой половины XV в. в результате распада Золотая Орда перестала существовать как государство.
[4] Казанское ханство (тат. - Казан ханлыгы) – татарское феодальное государство в Среднем Поволжье, образовавшееся в процессе распада Золотой Орды в 1438 г. Население Казанского ханства составляли казанские булгары и чуваши, а также финно-угорские народы: марийцы, удмурты, мордва. Основное население в связи с установлением на ханском престоле татарской династии ханов (основатель династии – Улу Мухаммед) Золотой Орды постепенно приобретает название «татары».
Работы, связанные с металлургией железа, включают в себя ряд самостоятельных операций: 1) разведку и добычу железной руды; 2) заготовку топлива – рубку дров и выжигание древесного угля; 3) изготовление металлургического горна, его сушку и обжиг; 4) разжигание и протапливание горна, его загрузку углем и рудой (шихтой); 5) регулирование подачи воздуха и слежение за протеканием сыродутного металлургического процесса; 6) извлечение из горнового пространства образовавшейся крицы, ее первичная проковка с целью уплотнения железа и выжимания из нее шлаков [8, С. 244-245].
Ковка включает вытяжку, рубку, осадку, прошивку, гибку, торсирование (скручивание), отделку, насекание рисунка, набивку рельефа и фактуры, а кроме того, кузнечную сварку, литьё, горновую пайку медью, термическую обработку изделий и проч.
Горячий метод ковки
Как уже отмечалось, выполнение горячей ковки осуществляется при нагреве металла до температур, при которых он изменяет свои прочностные характеристики и приобретает пластичность, которая позволяет его относительно легко обрабатывать, используя ударный инструмент и различные приспособления. Горячая обработка металла предполагает использование некоторых технологий обработки металла, позволяющих разнообразить готовые изделия.
Холодный метод ковки
Большая часть работ холодной ковки выполняется на специально спроектированном для этих целей оборудовании. Можно назвать определенный перечень оборудования, который применяют для холодной обработки металла. Как правило, такое оборудование показывает свою эффективность при выполнении больших объемов работ при архитектурном оформлении зданий и сооружений.
Литье – это способ производства заготовок изделий с помощью заполнения литейной формы, которая имеет полость необходимой конфигурации, предварительно расплавленным материалом. После того как материал затвердеет и охладиться, получается заготовка детали, которую называют отливкой.
Материалы, которые используются для производства отливок, должны иметь хорошие литейные свойства: жидкотекучесть, небольшая литейная усадка, низкая склонность к образованию трещин и поглощению газов, невысокая температура плавления. Самыми распространенными литейными сплавами являются: серый и ковкий чугун, углеродистая и легированная сталь, силумин (сплав алюминия), бронза и латунь (сплавы меди).
Технология литейного производства состоит из таких основных процессов:
-производство литейной формы;
-плавка литейного материала и заполнение полости рабочей формы этим материалом;
-затвердевание материала в форме и охлаждение заготовки;
-извлечение отливки из формы — если форма одноразовая — ее разрушают, если многоразовая – отливку извлекают без разрушения формы;
-удаление прибылей и литниковой системы;
-очистка поверхности отливки при необходимости.
После этого отливка подвергается термической обработке (если это предусмотрено техническим заданием или требованиями чертежа), и вероятней всего, направляется на механическую обработку для получения заданных размеров и необходимой чистоты поверхности отливки.
В архитектурном убранстве города Казани ещё сохранились элементы художественной ковки: на зданиях музея ИЗО, Казанского сельскохозяйственного института им. Горького, на фасаде дома Кекина, ограждение балкона Домa Ушковой, перила лестницы Госбанка на ул.Баумана, вороты резиденции президента Республики Татарстан и Союза писателей – всё это является историческими «памятниками» кованого декора, сохраняющие преемственность древнего кованого искусства кузнечного ремесла.
Таким образом, производство кованных изделий имеет давнюю историю. Изучение данного вопроса дает возможность проследить происхождение кузнечного ремесла, вехи его бытования и развития. На сегодняшний день научно-технический прогресс практически вытеснил кузнечное дело из тяжелой индустрии; ручное производство сменилось фабричным поточным. На смену мастерской пришли кузнечные цеха с механическими и гидравлическими молотами, прокатными, штамповочными станами. Современные мастера кузнечного дела, как правило, занимаются ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия. В последние годы особой популярностью стали пользоваться кованые лестницы, ограждения, ворота, решетки, кованые декоры в архитектуре зданий и пр.
Видеоматериалы ОНКН
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
- Барбаро И., Контарини А. O России: К истории итало-русских связей в XV в. Санкт-Петербург: Наука, 1971. – 276 с. C. 147.
- Бочкарев В. Волго-Уральский регион в эпоху бронзы // История татар. Т. 1. Народы степной Евразии в древности. Казань: Изд-во «РухИЛ», 2002. – 590 с.
- Валеева-Сулейманова Г. Ф. Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. - М., 1990. - 389 с.
- Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев, 1986.
- Глухов М.С. Чебаксинские кузнецы / Не молот железо кует. Казань: Татар. кн. изд-во, 1969.
- Земледелие, скотоводство, ремесла и промыслы.История татар с древнейших времен. Татарские государства XV–XVIII вв.Т. 4. Казань: Институт истории АН РТ, 2014. – 1080 с.
- История татар с древнейших времен. Т. 4. Земледелие, скотоводство, ремесла и промыслы. Татарские государства XV–XVIII вв. Казань: Институт истории АН РТ, 2014. – 1080 с. С. 409
- История татар. Т. 2. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань: Изд-во «РухИЛ», 2006.
- Крамаровский М.Г. Золото Чингисидов: культурное наследие Золотой Орды СПб., 2001
- Петренко А. Животноводство // История татар. Т. 2. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань: Изд-во «РухИЛ», 2006. С. 244-245
- Рязанов С.В. Чугунолитейное ремесло в городах Золотой Орды // Известия Алтайского государственного университета. – 2008. – № 4. С. 165
- Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Учёные записки Мордовского государственного университета. Вып. XI Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. — 279 с.C. 76-78
- Семыкин Ю.А. Черная металлургия и кузнечное дело // История татар. Т. 2. Волжская Булгария и Великая степь. Казань, 2006. – 960 с. С. 249
- Смирнов А.П. Волжские булгары // Тр. ГИМ. Вып. XIX. – М., 1951. С. 168.
- Торговля в татарских государствах. История татар с древнейших времен. Татарские государства XV–XVIII вв. Т. 4. Казань: Институт истории АН РТ, 2014. – 1080 с.
- Халиков А.Х. История изучения Билярского городища и его историческая топография // ИВГ. 1976.
- Червонная С.М. Искусство Татарии. История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 года. – М., 1987. – 221 с. С. 152