Всего записей: 24
Кыстыбый — старинное традиционное татарское блюдо из теста с начинкой. Иначе можно сказать, блинчики с картофельной начинкой или пшенной кашей.
Баурсак – обжаренные в масле воздушные кусочки теста в меду. Этот десерт играет важную роль в свадебных обрядах у татар. Издавна по татарской традиции родители жениха приносили в подарок на свадьбу баурсаки. Приготовлением данного блюда занимались в основном очень умелые мастерицы деревни.
«Горизонтальный многострунный хордофон – гусли (гөслә)» – это щипковый музыкальный инструмент, который применяется в этническом искусстве кряшенского населения Среднего Поволжья и Приуралья. Имеет свой оригинальный репертуар, ладовую настройку, приемы игры, конструктивные особенности. По типологии сопоставим с европейской средневековой горизонтальной арфой-псалтериум и схожими инструментами народов Поволжья: русские – гусли, чуваши – кĕсле; удмурты – крезь, быдзым крезь, мари – кӓрш, кӱсле. Гусельное искусство кряшен уникально тем, что сохранило преемственность с живыми старинными гусельными традициями.
Кузнечное дело – одно из древнейших ремесел ковки предметов из металлов. Издавна главными материалами для работы кузнеца служили: железо, чугун, сталь; позже – бронза, медь, свинец.
Территория земли волжских булгар, их предков и потомков была богата залежами руд различных металлов, что способствовало развитию технологии выплавки металла и материалов кузнечного производства. Это условие позволило ковать качественное оружие, а также трудовые инструменты в большом количестве, что послужило важным фактором возвышения тюрков в Центральной Азии и Европе.
Курай представляет собой продольную флейту длиной до 80 см. с несколькими отверстиями для пальцев на одной стороне и одним – на другой (тыльной стороне). Свое название курай получил от «кура көпшә» (полый стебель зонтичных растений) – материала, из которгого изготавливались первые древние инструменты [1, С. 56]. Диапазон курая достигает 3 актов. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
Шишару выпекали перед праздником Пасхи. В день праздника их раздавали детям вместе с крашенными яйцами.
Шишара – одна из утрачивающихся выпечек в деревне Биктяшево Балтасинского района Республики Татарстан.
«Йомырка күмәче» или же «чокыр таба» – татарская национальная выпечка, которая готовится на специальном углубленном противне (чокыр таба) как лепешка без начинки.
Ежегодно в мае проводится мероприятие у могилы «Абыз бабая», куда приезжают жители района, гости из соседних регионов, городов Казани, Ульяновска и даже из стран СНГ. В помещении для молитв читаются Намаз, проводится в специально отведенном месте Корбан-ашы.
Юка – традиционное чайное блюдо татарской кухни, готовящееся к особым праздникам: новоселье (өй туе), свадьба, рождение ребёнка (бәби ашы). Относится к разряду популярных блюд и готовится как в праздничные, так и будничные дни; распространено в Кайбицком, Аксубаевском, Апастовском, Буинском районах республики Татарстан.
Национальное татарское блюдо кыстыбый представляет собой пресную печёную лепёшку, начинённую кашей (чаще пшённой), а с недавнего времени и картофельным пюре. Начинка кладется на одну половину лепёшки, закрывается сверху второй половиной, сверху обмазывается топлёным маслом. В татарских деревнях кыстыбый готовили практически ежедневно, теперь же кыстыбый входит в разряд традиционных праздничных блюд.
Кош теле – сдобное обжаренное в кипящем масле фигурное печенье в виде длинных ромбиков. Лакомство готовят на праздники (традиционные – сабантуи, свадьбы, никахи, юбилеи; религиозные – Ураза-байрам, Курбан-байрам) или в качестве гостинца в гости.
Шәңгә (дучмак) – открытая выпечка из сдобного дрожжевого теста в виде лепёшки c начинкой из картофельного пюре. Традиционно татарский дучмак готовится круглой формы.
Талкыш калеве — татарское национальное кондитерское изделие в виде легких волокнистых небольших пирамидок с душистым ароматом и сливочно-медовым вкусом. Является одним из национальных кулинарных символов Республики Татарстан.
В старину у татар в деревнях был такой обычай: перед тем, как приступить к уборке конными лобогрейками (жнейками) (тат. ургыч), деревенские старейшины вместе со старшими бабушками и сестрами и молодежью разбивали поле жатвой c целью облегчения работы на лобогрейках и сохранения цельных колос.
Баит рассказывает о борьбе за землю и волю, национальную и религиозную свободу.
В жанровом составе татарского фольклора XVIII—XIX вв. существенное место занимают баиты и исторические песни, которые именно в рамках этой исторической эпохи достигают своего расцвета.
Баиты этого периода делятся на ряд важных тематических групп, каждая из которых нередко объединяет десятки, а иногда и сотни произведений. Среди них — баиты о крупных исторических событиях, о войнах, о крестьянских восстаниях и волнениях и о нелегком труде лашманов-заготовителей леса для адмиралтейства.
Татарское национальное блюдо «Бәрәңге тәкәсе» – это запеченные пирожки с рубленым картофелем и луком, приготовленные из пресного теста. Издавна данное блюдо нашло распространение в деревнях и селах Азнакаевского района, где находились мельничные хозяйства: Азнакаево, Балтачево, Асеево, Уразаево, Митряево, Какре-Елга, Агерзе, Ильбяково, Мальбагуш, Нижнее Якеево, Тойкино, Карамалы, Чубар-Абдуллово, Мяндей.
«Бәрәңге тәкәсе» относится к разряду популярных блюд, и готовится как в праздничные, так и в будничные дни.
«Каз өмәсе» — это древний татарский обрядовый праздник. Поздней осенью жителями татарских сел проводится коллективная обработка гусиного мяса, пуха и пера. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух — на подушки, которые пойдут на приданое невестам.
Во время праздника татары устраивают посиделки, общаются и поют песни. «Каз өмәсе» показывает сплоченность и взаимовыручку народа, он объединяет людей. Этот праздник не только помощь в деле ощипывания гусей и обработке мяса – это школа домоводства, хороших традиций, бережно хранимых с незапамятных времен.
Борьба «Корэш» – это вид спортивного единоборства на кушаках (поясах), в котором перед борцом стоит цель положить соперника на спину с применением какого-либо из разрешенных приемов. История борьбы корэш уходит корнями в древность, где ее использовали в качестве вида развлечения и досуга во время крупных общественных мероприятий. Позже ее применяли как один из способов физической подготовки воинов. В настоящее время состязания по корэш занимают центральное место на национальном празднике Сабантуй.
Золотное шитье – техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Золотошвейная вышивка применялась в основном при расшивке головных уборов, обуви из бархата, деталей мужского и женского костюма.
«Казанский (татарский) шов» – это способ соединения вручную узорно выкроенных деталей кожи встык. Эта технология не зафиксирована в современном искусстве других народов. В создании шва одновременно используются две нити – тачная и вышивальная. Тачная нить соединяет детали кроя, а вышивальная – украшает шов разноцветными нитками (золотые и серебряные нити, шёлк, хлопок). Таким образом, шов играет двойную роль – соединяющую и украшающую. Особенность такого узорного изделия в том, что конструктивные швы не видны, поэтому создается впечатление бесшовности.
«Казанский шов» по своему происхождению является производственным, в первую очередь, обувным швом, обладающим высокими декоративными свойствами. Шов сохранился только в ичижном ремесле казанских татар.
В литературе XIX-XX вв. зафиксировано использование нескольких терминов наряду с термином «казанский шов»: «татарский шов», «казанская работа в тачку», «татарская работа в тачку». В советский период в искусствоведении их заменил термин «кожаная мозаика», который технологически подразумевает использование казанского шва.
Сабантуй – это древний праздник, знаменующий торжества, посвященные весенне-полевым работам. Татарский праздник представляет собой синтез кочевой и оседлой культур, прошедший сложный и длительный путь развития. Он генетически связан с земледельческими праздниками тюркских и финно-угорских народов. В современных условиях праздник «Сабантуй» является общенациональным праздником татар.
Название праздника связано с атрибутами весеннего земледельческого праздника, в котором «сабан» является символом «весны», пробуждения природы», «пашни», «плуга», «первой борозды», «сева яровых культур», а «туй» – связан с «празднованием», «торжеством».
Сабантуй не имеет точной календарной даты проведения. Празднование состоит из трех частей: длительной подготовительной части (комплекс обрядов), кульминации праздника (день состязаний на майдане), проходящей в течение одного дня, и менее продолжительной заключительной части (молодежные игрища).
«Карга боткасы» – календарный обряд татарского народа. Обряд проводился ранней весной, с прилетом грачей. В основе обряда лежит почитание высших сил с целью получения их благословения и богатого урожая в предстоящем году. Согласно обряду в один из дней ранней весны, чаще всего с появлением проталинок, дети отправляются по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Из собранных продуктов готовится каша для коллективного угощения.
Кумган – узкогорлый сосуд, кувшин для воды. Изделие является обязательным атрибутом традиционного быта татар-мусульман; используется в быту и при совершении обязательного омовения по канонам исламской обрядности.