Развернутое описание ОНКН
«Борьба - не только рук сплетенье,
борьба – себя преодоленье»
(народная мудрость)
Борьба «Корэш» является своеобразным маркером этнической культуры, идентичности тюркских народов. История ее возникновения и развития уходит своими корнями в глубину веков. [23]
Географически тюркские народы рассеяны на огромной территории, которая занимает около четверти всей Евразии. Прародиной тюрков является Центральная Азия, а первое упоминание этнонима «тюрк» относится к VI в. н.э. Тюрки – обобщенное название этноязыковой группы тюркских народов – исторически не являются единым этносом, тем не менее, пройдя сложный этногенез, эти народы вобрали в себя лингвокультурные и религиозно-культурные системы обычай, традиций, обрядов и праздников.
До IX в. н.э. люди, населявшие Крым, Кавказ, Среднюю Азию, применяли корэш в качестве вида развлечения и досуга во время крупных общественных мероприятий, таких как традиционные праздники, обряды. [21]
Арабские путешественники, посетившие Волжскую Булгарию - Ахмад Ибн Фадлан, в качестве секретаря посольства аббасидского халифа аль-Муктадира в 922 году и Абу Хамид аль-Гарнати в 1131 году, оставили свои записи о борцах-пахлеванах (богатырях), где они соревнуются во время проведения разных праздников и ритуальных обрядов. [1], [11], [12]
Борьба на поясах (bil alis) упоминается и в древнетюркском литературном памятнике XI в. – «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым») великого поэта Юсуфа Баласагуни в качестве поговорки, который в переводе на русский язык звучит примерно так: «Если можно мириться – мирись, если нет – надень доспехи и борись, схватившись за пояса». [3], [4]
В фольклоре тюркских народов, в частности, в героических эпосах «Алпамыш», «Идегей», также встречаются мотивы единоборства. [2] [10]
Функциональные и идеологические корни борьбы корэш исторически связаны прежде всего с необходимостью противостояния силовому натиску извне, а также выбора батыра - предводителя военных сил. Так, корэш из простого развлечения превратился в способ физической подготовки. Лучшие воины, владеющие искусством древних видов восточных единоборств в армии Чингисхана, назначались военачальниками и стремились обучить своих воинов искусству единоборств. У тюркских племен такой вид единоборства назывался «Кара Каплан». [10] В ХIV веке один из самых известных полководцев и государственных деятелей в истории человечества Тамерлан использовал «Кара Каплан» для совершенствования физической подготовки своих солдат. [25]
Тамерла́н, Тиму́р – среднеазиатский тюрко-монгольский военачальник и завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Основатель империи Тимуридов (около 1370 года) со столицей в Самарканде.
Кара Каплан (с древн.тат. «Черный тигр») – древнее татарское боевое искусство. «Кара Каплан» в обязательном порядке изучали все татары – мужчины, женщины и дети. Татарские воины, мурзы, начальники и правители получали более высокие уровни знаний боевого искусства в зависимости от своего статуса в обществе. Благодаря «Кара Каплан» многие века татары были непобедимы в бою.
Времена с середины XVI до второй половины XIX веков (с присоединением Казанского ханства к Русскому государству, далее являясь составной частью Российской Империи в статусе Казанской губернии) ознаменовались эпохой консервации народного праздника Сабантуй и других традиций, обрядов. В результате этого национальное наследие превращается в театрализованный слепок древних представлений.
90-ые годы XIX столетия отмечены подъемом национальной культуры, это время названо Золотой эпохой, когда воспитание национального духа и этнической идентичности становятся актуальными. После образования Татарской автономии (ТАССР) разрешается публично и повсеместно праздновать Сабантуй, проводить состязания по борьбе корэш, но они уже представляются в театрализованном музыкальном, полифоническом виде.
Исторически у татар сложилась богатая материальная и духовная культура. Традиционные силовые упражнения, игры и состязания являются составной частью национальной культуры. Они зарождались и за столетия стали тесно связаны с материальным производством, военно-прикладными навыками. Эти упражнения и развлечения вошли в программу народных и религиозных праздников, торжеств, совершенствовались на протяжении веков.
Состязания по борьбе корэш неразрывно связаны с празднованием народных и национальных гуляний тюркских народов, таких как – Навруз – земледельческим праздником прихода весны, и Сабантуй – символизирующим завершение весенних полевых работ.
Навруз, Нәүрүз – (от перс. «новый день») новогодний праздник по солнечному (иранскому) календарю, ныне праздник приходится на дни весеннего равноденствия.
Сабантуй – (от древнетюркского – сабан ) орудие земледелия, тяжелый деревянный плуг, соха; туй – торжество, свадьба, праздник. В татарском фольклоре месяц май называется месяцем сабана. Шесть значений этого слова приводится в Толковом словаре татарского языка, одно из которых – «весенний день».
Это праздники с множеством различных забав, центральное событие которого – состязания по борьбе корэш. Кульминационным моментом всего праздника являлось определение батыра Сабантуя, которому вручали живого барана в качестве главного приза.
Согласно исследованиям, прототюрки жили на Алтае, в местности, где водятся горные бараны. Предки татар были приверженцами тенгрианства — это не чистое язычество, а скорее монотеистическое верование, потому что в нем есть идея всевидящего небесного ока — Тенгри. В тенгрианстве распространено почитание горы, как самой близкой к божеству точки на земле, и, соответственно, горного барана как божественного существа. В тот момент, когда батыр поднимает на плечи барана, он в глазах общины становится человеком, тождественным Богу. В позе мужчины с бараном на плечах замыкаются все мифологические и социальные мотивы Сабантуя. К слову, следы культа барана этнографы видят и в татарском орнаменте, распространенным мотивом которого являются завитые на манер рогов цветы и растения. [7]
Многие ученые-историки внесли большой вклад в исследование борьбы «корэш» как национальному феномену.
Так, Д.Р. Шарафутдинов в своих документальных очерках и многотомных трудах исследует историю возникновения праздника Сабантуй, его развитие и разбирает теории, мифы и легенды, связанные с борьбой корэш. [20,21,22]
В трудах Р. Уразмановой, Ф. Завгаровой раскрываются самобытность обрядов и праздников, особенности национальной борьбы.
В своей статье «Сабантуй: дорога в тысячу лет» Ф. Нурутдинов довольно подробно говорит, разбирает и «гвоздь» праздника - корэш.
Темы сабантуя и корэш являются отдельной нишей в исследованиях и трактовках Ш. Марджани, Н. Исанбета, К. Фукса, Л. Гумилева.
Приведем отрывок из книги Рафаэля Хакимова «Шепот бытия». Автор проводит аналитическое сравнение подлинного замысла праздника - в частности, с претерпевшим изменения современной борьбой корэш.
«У Сабантуя были совершенно иные функции. Кроме связи с посевной, там содержалось воспитательное начало. Смысл его сводится к общественному признанию твоего первенства. Победа добывалась не любым путем, а в рамках правил. Все награждались полотенцами, но люди знали, кто стал первым.
Напряжение игры подвергает силы игрока испытанию: его физические силы, упорство, изобретательность, мужество и выносливость, но вместе с тем и его духовные силы, поскольку он, обуреваемый желанием выиграть, вынужден держаться в предписываемых игрою рамках дозволенного. Проявление эмоций в игре ограничивается рамками «приличия», границами правил игры, что поддерживает культуру народа на должном уровне». [19]
В отрывке прослеживается самобытность праздника как этнического феномена, вобравшая в себя систему национального воспитания, этику, нравственные устои народа.
Здесь автор под «игрой» объединяет все виды состязаний, проводимые на празднике, среди которых особняком стоит корэш. Прослеживается ярко выраженный лейтмотив отрывка: у праздника Сабантуй был один победитель – батыр, являющийся прообразом, символом Сабантуя и воплощением всех положительных черт национального характера татарского народа.
С течением времени в каждом регионе в правила проведения состязаний были внесены свои изменения. Но основа и неукоснительное условие остались у всех народов - наличие повязки (пояса) обязательно как в Средней Азии, так и в регионах России или в Европе.
Первое официальное соревнование по борьбе «Корэш» состоялась в июле 1928 года в г.Казани в рамках Спартакиады автономных республик и краев, а уже в августе того же года была проведена Всесоюзная Спартакиада по борьбе «Корэш».
В 1940 году, в честь 20-летия образования ТАССР был проведен I чемпионат Республики по борьбе «Корэш» в городе Казани.
В конце 50-х - начале 60-х годов развитием борьбы «Корэш» в республике занималась федерация, объединяющая классическую (греко-римскую) и вольную борьбу, а также самбо. С 1959 года возобновилось регулярное проведение чемпионатов и первенств ТАССР.
В 1960 году город Казань получил право проведения чемпионата и первенства РСФСР по борьбе «Корэш» (с 1991 года – неофициальные чемпионаты и первенства России). С тех пор эти соревнования ежегодно проводятся не только в Казани, но и в других городах Российской Федерации.
Существуют правила соревнований, которые издавались в 1945, 1958, 1961, 1971, 1985, 1997, 2005 годах, а также методические рекомендации, пособия и учебники для обучения этой борьбе.
С 1961 года стало присваиваться звание «Мастер спорта РСФСР по национальным видам». 5 декабря 1968 года в республике была создана Федерация татаро-башкирской национальной спортивной борьбы «Корэш».
Большим шагом в развитии борьбы «Корэш» стало создание 15 апреля 2005 года Общероссийской общественной организации «Федерация национальной спортивной борьбы «Татарча корэш» Российской Федерации». Организация была создана по инициативе Всемирного конгресса татар, решением учредительной конференции с участием делегатов из 57 субъектов Российской Федерации. Она была зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 19 января 2006 года.
В 2010 году приказом Министерства спорта РФ от 26.07.2010г. борьба «Корэш» была признана видом спорта и включена в третий раздел Всероссийского реестра видов спорта как национальный вид спорта. [22]
Под приемом понимается целенаправленное атакующее действие борца, при проведении которого соперник отрывается от ковра и в результате этого действия оказывается в определенном положении на ковре. Например, броски прогибом через грудь в различных вариантах (в том числе зашагиванием за левую или правую ногу соперника), броски с выводом за спину и т.д. Приемы, проведенные без отрыва соперника от ковра (например, сваливание, сбивание), не оцениваются.
Основные принципы борьбы корэш: борцы выполняют технические действия (приемы борьбы) при помощи кушаков (полотенец); одна сторона кушака особым образом наматывается на ладонь борца, вторая сторона держится в зажатом кулаке. В борьбе «Корэш» полностью запрещены подножки, подсечки, зацеп ногами, но разрешены броски с помощью ног.
Судий трое, один - на борцовском ковре, двое - за борцовским ковром. Судья на ковре начисляет соперникам очки за проведенные приемы, делает замечания и выносит предупреждения. Судьи за ковром все это суммируют и следят за временем схватки.
Для удобства обоюдного захвата борцы обязаны бороться в кушаках (матерчатых поясах). Основа борьбы көрәш сохранилась до наших дней – это бросок соперника на лопатки. Для этого надо обладать не только физической силой, но и хорошо владеть техникой борьбы. Постановка рук, ног и туловища – это навыки, которые отрабатываются годами.
Главное отличие борьбы на поясах от других видов борьбы – это то, что спортсмены борются, держа друг друга за пояс крестным захватом.
Под захватом надо понимать следующее: соперники стоят лицом друг к другу с намотанными на кистевую часть правой руки кушаками, причем короткая часть кушака проводится под длинной частью и последняя зажимается пальцами. Затем длинная часть кушака набрасывается на поясницу соперника под его разноименной рукой и захватывается другой рукой, накладываемой на разноименную руку соперника. При этом длина кушака между кулаками должна быть такой, чтобы кулаки оказались на спине соперника. [14]
В схватках разрешены все действия, способные перевести противника из положения стоя в положение лежа. Но существует одно обязательное для всех условие – борцы не должны отпускать захват. Победу одерживает тот участник, который бросает своего соперника на спину.
По правилам борьбы на поясах все желающие для участия в состязании сначала записываются у судьи. Затем происходит взвешивание участников и распределение борцов по весовым категориям. В каждой категории создаются пары. По жребию определяется очередность поединков каждой пары.
Борьба проходит по олимпийской системе: проигравший выбывает из состязания.
Начинают борьбу мальчики 5–6 лет, иногда два старика. Это – зачин, затравка. Затем поочередно борются мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста.
Поединок продолжается до тех пор, пока один из борцов не будет признан побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становится претендентом на звание сильнейшего борца-батыра. Таких претендентов набирается несколько человек; их борьба между собой становится кульминационным моментом состязаний. Победителя состязания называют «Батыром Сабантуя», ему достается самый ценный подарок - живой баран. В наши дни к этому традиционному подарку может прилагаться и новый автомобиль. [7]
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
1. Ал-Гарнати А. Х. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в восточную и центральную Европу (1131 - 1153 гг.): перевод с арабского - Москва: Наука, 1971 - 136с.
2. Алпамыш: Узб.нар.эпос / По варианту Ф.Юлдаша; Пер.Л.Пеньковского. — М. : Гослитиздат, 1949. — 175с.
3. Баласагунский Ю. Наука быть счастливым: избранные главы поэмы. - Москва: Художественная литература, 1971 - 158с.
4. Баласагуни, Ю. Благодатное знание / Ю. Баласагуни; [пер. С. Н. Иванова; вступ. ст. М. С. Фомкина, с. 5-59; примеч. А. Н. Малеховой]. — Ленинград : Советский писатель, 1990. — 555 с.
5. Беркутов В.М. Народный календарь и метрология булгаро-татар. – Казань, 1987. С.18
6. Галимзянов А. И. Игры и праздники тюркских народов. Сабантуй и джиен: народные игры, состязания и развлечения - Казань: [Бриг], 2013 - 32с.
7. Завгарова Ф.Х. Сабантуй: методическое пособие / под ред. Ф.Х. Завгаровой – Казань, 2012. – 76 с.
8. Загрутдинов А. «Без барана Сабантуй не сделать». Из чего состоит главный фольклорный праздник татар // Электрон. журн. – Инде. – Казань., 2017. – режим доступа к журн.: https://inde.io/
9. Зинеева З.З. Ногайцы и крымские татары: к вопросу об исторических связях // Современная научная мысль. 2014. № 2. С. 11-19.
10. Идегей: татарский народный эпос / пер. с татарского Семена Липкина; [худож. Б. Альменов]. — Казань : Татарское книжное издательство, 2019. — 269
11. Ковалевский, А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. : статьи, переводы и комментарии / А. П. Ковалевский/ — Харьков : Издательство Харьковского университета им. А. М. Горького, 1956. — 345 с. : ил. — Прил.: с. 313-345 на араб. яз. — Прим.: с. 275-289. — Коммент.: с. 159-274. — Имен. указ.: с. 302-309 и в подстроч. примеч.
12. Крачковский И.Ю. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / Академия Наук СССР ; Институт Истории и Институт Востоковедения ; пер. и коммент. под ред. И. Ю. Крачковского; [ред. изд. И. У. Будовниц]. — Москва ; Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1939 . — 193 с. : 33 табл. — Прил.: с.195-231 .— Указ.: с.183-193.
13. Мандзяк А.С., Артеменко О.Л. Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира. — «Минск», 2010. – 562 с.
14. Путешествие Абу-Хамида Аль-Гарнати в Восточную и Центральную Европу. – М., 1971. С.43.
15. Татар телең аңлатмалы сүзлеге. – Казан, 1979. Б.609,610.
16. Татарская энциклопедия: В 6 т. /Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ.ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской Энциклопедии АН РТ, 2010. – Т. 5: Р–С–Т. – 736с.
17. Татарский энциклопедический словарь (на татарском языке) / Гл. ред. М. Х. Хасанов; Отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – 382 с.
18. Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX–нач. XX вв.) : Историко–этнографический атлас татарского народа. – Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. – 198 с.
19. Хакимов, Р.С. Шепот Бытия / Р. Хакимов ; Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ ; [науч. ред. Р. Р. Салихов] .— Казань : [Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ], 2017 .— 127 с.
20. Шәрәфетдинов Д. Р. Татар барда - Сабан туе бар: тарихи-документаль очерк /Под ред. Таһиров И. Р. - Казан: Гасыр, 2003 - 479с.
21. Шарафутдинов Д. Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа. XIX - начало XXI вв.: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук: специальность 07.00.02 - Отечественная история - Казань, 2004 - 75с.
22. Шәрәфетдинов, Дамир Рауф улы. Сабан туе - халыкның яшәеше : Фәнни-популяр очерк / Д.Шәрәфетдинов. — Казан : Гасырлар авазы, 1997. — 312б.
23. Ягафаров Р. Г. Башкирский народный эпос «Алпамыша и Барсынхылу»: генезис, специфика, поэтика: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: специальность 10.01.09 - фольклористика – 2019.
24. Tatarlar.info [электронный ресурс]: Международный татарский портал. – Режим доступа: http://tatarlar.info/o-tatarah1/tatarskaya-borba/
25. Справка о развитии борьбы «Корэш» в Российской Федерации и Мире // Журнал Международная Федерация Корэш
Служебная информация
- г. Казань