- Тукаевский
Развернутое описание ОНКН
В разных регионах хлеба созревали в разное время в зависимости от климатических условий. В ряде мест до начала жатвы (тат. урып-җыю вакыты) хозяева ходили в поле смотреть, поспело ли зерно, пора ли приступать к жатве. Уборка урожая считалась делом девушек и замужних женщин. Однако главными жнеями были девушки. Сильные, крепкие, ловкие, они легко справлялись с довольно трудной работой. На поле жнеи отправлялись после того, как солнце осушит росу. Хлеб, покрытый росой, жать было нельзя, чтобы зерно и солома не сгнили до обмолота.
Жатву полагалось начинать всем в один день. Перед этим женщины выбирали из своей среды зажинальщицу, которая совершит символический зажин поля. Чаще всего это была женщина средних лет, хорошая жница, с «легкой рукой». Рано утром все выходили на поле, прежде чем приступить к работе в начале поля плели косу из растущей ржи. Это нужно было для того, чтобы получить согласие «Матушки земли» и «Хозяина поля» приговаривая, например, так:
«Тәүбә берлэн тәүфыйк бир
Хәерле эшкә хәрәкәт бир
Ашыбызга бәрәкәт бир
Алтмыш арба бодай бир
Алтмыш арба борай бир
Алтмыш арба тары бир
Бир, бир, барын бир!» [1].
После работы всегда останавливались на обед.Обязательным условием было принести крутосваренные яички. Скорлупы которых собирали и закапывали на поле переговаривая:
“Җир атасы Җирән сакал, җир анасы-Асылбикә
Тамырына ныклыгын бир, түбәсенә туклыгын бир
Арыш үссен мул булып,бодай үссен тук булып.”
Перед уходом с недожатой полосы серпы, спрятав, обычно оставляли в поле, а не несли их в дом, чтобы не накликать дождь.
После трудового дня девушки опять собирались в стайку и все вместе отправлялись отдыхать, распевая песни и пустив в пляс, в игры.
Аудио ОНКН
1. Хусаинова Клара Тимировна14.03.1946 г.р.г.
2. Насырова Ханифа Мингазетдиновна 11.07.1941 р.г.
3. Хузина Гульзавгар Фархиевна16 .07.1936 р.г.
4. Гарипова Халиса Габдрахмановна1929 р.г.
5. Габдрахманова Гульфия Габдрахмановна 02.06.1938 р.г.
6. Галиева Райхана Миннегалиевна 03.03.1960 р.г.
- Тукаевский
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
1.”Татарское народное творчество” –обрядовые и игровые песни-1980. – Казань, татарское книжное издательство – с.51.
Служебная информация
- Тукаевский
Экспедиция: Староабдуловский сельский Дом культуры Муниципальное бюджетное учреждение “Центр культуры и досуга Тукаевского муниципального района”.
Год: 2017 год.
Собиратели: Ситдикова К.М.