Развернутое описание ОНКН
Инструменты типа открытой продольной флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов как типа открытой продольной флейты, так и других — свистковых флейт, многоствольных флейт и пр.
Имеющиеся в настоящее время сведения не позволяют установить точное место возникновения курая, ввиду того, что в былые времена в каждой местности, независимо от народа проживающий на территории, люди могли изготовить данный музыкальный инструмент, так как он имел простую конструкцию и изготавливался из доступного подручного материала.
В Волго-Уральском регионе зафиксированы находки музыкальных инструментов, относящихся ко II веку до н. э., где изначально использовался древними скотоводами для извлечения различных звуков, похожих на крики птиц, которые впоследствии преобразовались в мелодию.
В мировой музыкальной культуре первоначальным названием духовых инструментов служило название материала, из которого они изготовлялись.
Издревле классический курай изготавливался из прямого, высушенного полого стебля. Название «курай» произошло от «кура көпшә» – полый стебель зонтичных растений.
Существуют теории происхождения музыкального инструмента: южно-сибирско-алтайская (тюркская) и среднеазиатская (иранская).
Т.Т.Ильясов в научном труде «Курай: традиционный музыкальный инструмент» основывается на Южно-Сибирско-Алтайскую теории происхождения курая с точки зрения концепции генезиса курая в среде кочевников-скотоводов Южной Сибири и Алтая. Теория гласит, что курай изначально использовался древними скотоводами-пастухами для извлечения различных звуков, он имел утилитарное бытовое назначение, издавая устрашающие звуки хищных птиц, способствовал собиранию объединению разбредающегося стада. Постепенно курай совершенствовался, усложнялась его конструкция, так он трансформировался, окультурился в музыкальный инструмент [4].
Г.М. Макаров придерживается Среднеазиатской теории происхождения курая, согласно которой возможные корни курая связаны с культурной средой Средней Азии. Музыкальная культура тюрков соприкасалась с иранской, арабской, монгольской, китайской, культурами. Так, например, в древнем иранском языке есть термин «най», означающий инструмент флейты. По этой версии, термин «курай» образовался путем слияния слов «кура» (стебель растения) и «най», в новое слово: кура + (н)ай, с последующим выпадением звука «н» [5].
Основными источниками для изучения татарского музыкального инструментария далекого прошлого являются дошедшие до нас письменные материалы: труды путешественников-этнографов, историков. Отдельную нишу в изучении народных музыкальных инструментов у ученых занимает древний музыкальный инструмент курай.
Самые ранние упоминания о музыкальных инструментах народов Волго-Уралья содержатся в сочинении арабского путешественника и географа Ибн Русте «Книга драгоценных сокровищ»[1], датируемом началом Х века. Получивший cведения во время путешествия по южному побережью Каспия от возвращавшихся с Волги путешественников, он дает краткое описание музыкальному инструменту так: «свирели длиною в два локтя», что является основанием для подтверждения концепции о различных названиях инструмента в разные временные периоды [13].
Об этом инструменте в XVIII веке у татар упоминает П.С.Паллас в своей книге, написанной по результатам Академических экспедиций «Путешествие по разным провинциям Российской империи». Академик П.С.Паллас писал: «Татары называют свою дудку ... кура» [11, С.341-342].
В монографии «Татарские народные музыкальные инструменты»[2] М.Н.Нигмедзянов составил таблицу бытования у татар музыкальных инструментов в разные исторические периоды, в основу которого легли материалы[3] путешественников, историков. Из таблицы и последующей трактовке автором следует, что данный музыкальный инструмент носил различные названия, но суть описания инструмента совпадало. Так, в IX–XI вв. инструмент именовали как «дудка», «свирель»; в XII–XIV вв. – «флейта-Пана»; в XV–XVII – «свирель», и начиная с XVIII в. в обиходе прочно утвердился термин «курай». [10, С. 268]. Здесь же следует отметить, что сходные музыкальные инструменты в источниках могут иметь разные названия. Исследователи объясняют это тем, что иностранный путешественник обозначает незнакомый инструмент наименованием известного ему инструмента. Также при этом нужно учитывать и тот факт, что зачастую путешественники не были специалистами-музыкантами.
С начала 20-х гг. XX века возрождаются работы по сбору и изучению народного музыкального фольклора, активизируется работа фольклорных экспедиций. В 20-30-е годы XX века С.Х.Габяши были собраны сведения о татарских кураях, традициях игры на музыкальном инструменте. В отчете С. Х. Габяши выделил три типа продольных флейт-кураев и привел нотные записи репертуара кураистов юго-восточных районов Татарии [3, С.71-110].
Особенности строения, устройство разных видов курая были изучены и описаны в 1960-е гг. М.Н.Нигмедзяновым в монографии «Татарские народные музыкальные инструменты», в которой ученый, проводив сравнительно-сопоставительный анализ, приходит к такому выводу: «…Курай, сохранившийся до наших дней, – инструмент глубокой древности. Он, естественно, не мог оставаться неизменным. Если диатонический курай с 6-ю игровыми отверстиями появился в более позднее время, то курай с двумя игровыми отверстиями, не встречающийся у других народов Поволжья и у башкир, является, по-видимому, одним из старинных Татарских национальных образцов данного музыкального инструмента» [9, C. 275]. М.Н.Нигмедзянов выделяет курай, «строй которого образует древнейшую пентатонику (с— ӓ— /— §— а). Этот тип курая наиболее приспособлен для исполнения древнейших архаических песнопений, <...> Как показывают исследования, это один из самых традиционных типов старинной пентатоники, весьма типичной для музыки казанских татар. Но он не столь типичен для башкирской музыки. Не случайно, что подобные курай у башкир совершенно не встречаются» [9, C. 275].
С середины 80-х годов прошлого столетия проявился особый интерес к истории, историческим корням, обычаям, обрядам, стала медленно возвращаться историческая память. На этой волне проявился осмысленный интерес и к культуре, к культурным ценностям – фолькору, ДПИ и народным промыслам, к народной песне и музыке, в том числе и к музыкальным инструментам.
Одно «открытие» следовало за другим. На смену первооткрывателям изучения татарских народных песен и музыкальных инструментов С.Габаши[4], И.Мусину[5], А. Ключарёву[6], М.Нигметзянову[7], пришло новое поколение исследователей – учёных, продолживших дело своих старших учителей-предшественников – Р.Ф.Халитов[8], З.Н.Сайдашева, В.И.Яковлев[9], Г.М.Макаров[10].
Педагог, музыковед, музыкант, основатель и руководитель детских хоровых и музыкальных коллективов, большой подвижник и энтузиаст Геннадий Михайлович Макаров проделал фундаментальную работу по изучению, исследованию песенного фольклора татар–кряшен, нугайбаков, астраханских татар, татар Волжско–Камского региона и Урала, собиранию коллекции старинных тюрко-татарских музыкальных инструментов и их возрождению. Г.М.Макаров систематизировал и выделил в особую группу аэрофонических музыкальных инструментов татар: курай, най, сыбызгы (свисток), сурнай, шыбыр, кубыз, бызгы, быргы (горн), сур, мугуз (рог, рожок). В своём научном исследовании «Традиционные аэрофоны татар Волго–Камья: проблемы генезиса и исторической реконструкции» он в частности отмечает, что перечисленные музыкальные инструменты татарского народа имеют не только общенациональный, но и региональный стату. Они несут в себе характерные черты древних инструментальных традиций предков волжско – татарских и других этнических групп, которые формировались в результате тесных контактов Волго–Камской этнокультуры в древности и раннем средневековье с культурами народов Центральной Азии. И далее, продолжая эту мысль, он подчёркивает: «Названия духовых инструментов татар и других народов Волго–Камья генетически восходят к древним музыкальным культурам Среднего и Ближнего Востока. В разные исторические эпохи эти инструменты в Волго – Камье имели особые позиции в культуре [5, С. 137].
Сноски
[1] Хвольсон Д.А. издал сочинения Ибн Русте «Книга драгоценных сокровищ» с русским переводом и ученым комментарием, под заглавием: "Известия о Хазарах Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах И.-Дасты" (СПб., 1869).
[2] Нигмедзянов М.Н. Татарские народные музыкальные инструменты // Музыкальная фольклористика. Вып.2.- М., 1978.- С. 266-297.
[3] Главнейшими источниками для составления таблицы послужили следующие труды: Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.— Л., 1939; Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русских Ибн-Даста, арабского писателя X в. СПб., 1869; Из путешествия Рубрутсвиса от Крыма до Волги. «Журнал для детей», 1861, № 39— 42; Путешествие в Восточные страны Плано Карпани и Рубруквиса. М., 1957; Калинин Н. Ф. Отчет по археологическим работам в 1956 г. в старой Казани (Рукопись, фонд 5 И Я Л И КФ АН СССР, оп. 39, ед. хр. 11); Миллер Г. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов. СПб., 1791.
[4] Габәши С. Татарстанда курайчылар һәм гармунчылар // Атака. 1932. № 1.
[5] Исмагил Мусин – музыкант‑любитель, кураист и мастер по изготовлению музыкального инструмента.
[6] Нигмедзянов М.Н. Александр Ключарёв // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань, 1986.
[7] Нигметзянов М.Н. Татарская народная музыка. – Казань: Магариф, 2003. – 255 с.
[8] «Татарские народные музыкальные духовые инструменты: Описание и методика изготовления». Казань, 1992.
[9] Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструменты народов Среднего Поволжья. Казань, 1991.
[10] Макаров Г.М. Традиционные духовые инструменты татар Волго-Камья. Казань, 2006.
Существует целый ряд разновидностей татарских кураев. Они отличаются особенностями конструкции и изготавливаются из различных материалов. Современные мастера изготавливают из дерева и аллюминия пищевого.
Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.
Җиз курай (медный курай) — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной или алюминиевой трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм.
Казан курай (Казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента – длина кисти рук играющего на инструменте (от плеча до кончиков пальцев). Диаметр у верха инструмента — 20—30 мм, у основания — 10—15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.
Нугай курай (ногайский курай) — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом [12].
Мастерством изготовления этого инструмента славились Исмагил Ситдикович Мусин, Ифрат Хисамов, Мударис Сайфетдинов, Мудафис Валеев, Инбер Шафиков. Не случайно на гербе Муслюмовского района Республики Татарстан изображен юноша, играющий на курае: район славится своими известными кураистами, его по праву называют «родиной кураистов». Игра на курае была распространена в этом крае с древнейших времен. Одним из самых видных, сыгравших значительную роль в становлении традиции игры на курае у татар является Шафиков Инбер Вагизович (1941-2001 гг.). В 1984 он создал ансамбль, песни и танца «Чулман», при котором сформировал оркестр кураистов. Вскоре этот оркестр стал лауреатом Всесоюзного фестиваля и был удостоен звания «Народный оркестр», участвовал в радио и телепередачах, принимал участие в различных мероприятиях в Казани, Москве, неоднократно был награжден дипломами и золотыми медалями. С 2011 года ежегодно проводится конкурс кураистов и гармонистов «Моңлы курай», посвященный памяти музыканта, с 2019 года конкурс приобрел статус межрегионального.
В последние десятилетия в районах и городах Республики Татарстан серьезное внимание уделяют обучению игре на курае в учебных заведениях, а также возрождению древних тюрско-татарских музыкальных инструментов. Из современных известных мастеров следует отметить Рафаэля Гайзетдинова.
Гайзетдинов Рафаэль Гильмутдинович родился 20 марта 1949 года в д. Иске Байсар Актанышского района Республики Татарстан Окончил музыкальное училище по классу баян в городе Нижнекамск, на курае играть научился сам. Всю жизнь работал в области музыки: преподавал игру на курае в музыкальных школах. Будучи профессиональным музыкантом, переехав в Казань в 2010 году, начал изготавливать кураи.
«После переезда в столицу, устроился преподавателем в музыкальную школу. Проработав два года, решил заняться изготовлением кураев в связи с отсутствием этого музыкального инструмента в магазинах. Был большой спрос, много детей и подростков хотели научится играть на курае. Я делаю кураи из алюминия пищевого и из тикового дерева. Перваый заказ поступил из Нижнекамска на изготовление 750 кураев. День и ночь в течении 3-х месяцев работал в мастерской, с тех пор и начал заниматься этим ремеслом. Во время преподавательской деятельности в школе создавал коллективы, ансамбли кураистов, мои ученики – участники всевозможных городских и республиканских конкурсов» – рассказывает мастер.
В настоящее время Р. Гайзетдинов выпускает 14 различных модификаций кураев.
- Соль мажор пикколо
- Фа мажор пикколо
- Ми мажор
- Ми бемоль мажор
- Ре мажор
- Ре бемоль мажор
- До мажор
- Си мажор малой октавы
- Си бемоль мажор малой октавы
- Ля мажор малой октавы
- Ля бемоль мажор малой октавы
- Ре мажор малой октавы
- Нугай курай
- Кушкурай.
Рафаэль Гайзетдинов изготавливает Җиз курай (медный курай) из латунной или алюминиевой трубочки диаметром 20-23 мм. Длинные аллюминевые трубы режутся согласно положенной длине. У разных видов курая разные размеры длины.
1 этап. Выбор материала
В настоящее время для изготовления курая в основном используется алюминиевый сплав АД31, количество тяжелых металлов в этом растворе практически отсутствует, данный сплав применяется при производстве пищевой утвари.
2 этап. Срез ствола (трубки)
Звучание курая зависит от диаметра, толщины и длины тубки инструмента. Толщина трубки может варьироваться от 6 миллиметров до 2,0 миллиметров. Алюминиевые труба отрезается по соответствующей длине (с запасом 1-1,5 мм). Эта работа выполняется на торцовом станке.
3 этап. Шлифовка концов трубки
Дальше концы трубки отшлифовываются на станке по шаблону.
4 этап. Шлифовка головки трубки
Головка трубки, куда посадят мундштук, отшлифовывают длиной 28 мм и толщиной 1,1 мм.
5. Изготовление звуковой дорожки.
Это самая важная часть при изготовлении курая. Чистота звука напрямую зависит от качества, мастерства изготовления дульца (срез пробки у торца) длиной 5 см., – т.е. звуковой дорожки. Для этого труба крепится к столу станка и на конце трубы прорезается прямоугольное отверстие.
6 этап. Сделать отверстия для пальцев
В звучании курая большую роль играет размер отверстий для пальцев и их расположение вдоль на грифе трубки. В процессе изготовления необходимо инструмент настраивать. Делаются отверстий для пальцев диаметром 5-7 мм. на станке по шаблону.
7 этап. Очистить внутреннюю часть ствола
Если поверхность внутренней части ствола инструмента не очищена, звук искажается и ослабевает. Очистка внутренней поверхности производится с помощью специальной фрезы (развертки).
8 этап. Сделать прорези
Делаются прорези путем сверления чтобы при игре на курае созвучие нот первой и второй октав совпадали.
9 этап. Пробить отверстие по технологии
На конце трубки просверливается отверстие Ø2 мм, куда будет помещен мундштук. Это отверстие понадобится при покрытии корпуса музыкального инструмента различными отделочными составами.
10 этап. Шлифовка
Поверхность шлифуется на шлифовальной машине.
11 этап. Изготовление мундштука.
Для изготовления мундштука выполняется 14 различных технологических операций. Мы опишем только самые важные из них. Полоски полимерного листа подходящей ширины для изготовления мундштука вырезать и рассчитать диаметр. Их диаметр делится на продольные участки. Для расчета длины используют известную из геометрии формулу для расчета длины окружности: L = πD, 05, где L – длина мундштука; D – диаметр ствола курая. Мундштуки изготавливаются на специальных станках. Материал для мундштука разогревают и гнут в форму кольца. Эта работа выполняется в отдельной термонагревательной машине. Материал нагревают до температуры 190°С и закатывают в калиберный цилиндр. Диаметр калиберного цилиндра должен быть несколько меньше диаметра дульца курая.
На этом же станке также делается фаска на мундштук. Фаска в мундштуке выполняется по одну сторону со звуковой дорожкой, это делается во избежание травм пальцев.
12 этап. Изготовление пробки на конце трубки
Тот конец курая, на котором находится звуковое отверстие, закрывают пробкой (наконечником) из эбонита. Этот твердый теплоаккумулирующий материал легко поддается механической обработке, не накапливает влагу, газонепроницаем, устойчив к агрессивным жидкостям (кислотам, жидкостям, маслам). Поэтому эбонит подходит для изготовления курая. Плотность эбонита 1,15-1,68 г/см³.
Готовый мундштук затем вставляется в тот же конец трубки. В результате образуется звуковое окно. Такой курай чувствителен даже к выдуванию с небольшой силой. конец курая, где делается звуковое окно (куда помещается мундштук) срезается наискось. Угол наклона должен быть одинаков у пробки из эбонита, кольца мундштука и края трубки курая, то есть располагаются в одной плоскости. Неровные участки сглаживаются шлифовкой. Ранее эту работу выполняли железным ножом, но сейчас эта работа выполняется на станке. Сверло закрепляется на столе станка с надлежащим угловым зазором, а фреза станка режет со смещенным кончиком.
13 этап. Присоединение элементов
Просверливается отверстие сбоку сверлом диаметром 3 мм. Мундштук и пробку крепят винтиком к трубке
14 этап. Настройка
Высота тона зависит от выбора строя или размера (длину, высоту тона) музыкального регистра. Это делается по желанию исполнителя на курае.
15 этап. Декор поверхности и гравировка
При необходимости наружный стенка покрывается краской или полимерным покрытием. Производится лазерная гравировка. Гравировка у Рафаэля Гайзетдинова в двух местах: в одном указано название курая, в другом – тип курая и фирменная печать мастера
Агач курай (деревянный) Рафаэль Гайзетдинов делает из тикового дерева, т.к. древесина тика прочная, влагоустойчивая, обладает высокой сопротивляемостью к загниванию.
Пушечным сверлом в токарном станке конусообразная деревянная палка сверлится до нужного диаметра. Затем отшлифовывается шкуркой. Делаются отверстия для пальцев диаметром 5-7 мм. на станке для классического курая 6 отверстий, 7-ое отверстие внизу, Ногайского – 2 отверстия, 3-е отверстие внизу. Производится обработка отделочным составом, надевается головка (мундштук).
Отдельное внимание заслуживает комплект кураев для детей младшего школьного возраста «Тургайлар (жаворонки)», где каждый духовой инструмент соответствует определенной ноте. Каждый ребенок в определенный момент извлекает определенный звук, тем самым выстраивается мелодия. Это зарождает любовь к игре на курае с раннего возраста, отлично способствует мотивации желания научится играть на инструменте.
Изучение данного вопроса дает возможность проследить историю происхождения музыкального инструмента, особенности его бытования, проанализировав материалы ученых-музыковедов, исследовавших курай.
На сегодняшний день в этой стезе ведется активная работа по дальнейшему сохранению и развитию курая как феномена народного татарского инструмента: музыкальные школы предоставляют музыкальное образование по классу курай, ведут активную деятельность огромное количество детских музыкальных коллективов, проводятся городские, Республиканские и региональные конкурсы по кураю. Готовят и профессиональных музыкантов игре на курае на факультетах Народных инструментов (Кафедра Народных инструментов), Татарского музыкального искусства (Кафедра татарсокой музыки) при Казанской консерватории им.Н.Джиганова.
Видеоматериалы ОНКН
- г. Казань
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
1. Благодатов Г., Вертков К., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов CССР. — Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. — 434 c.
2. Валиахметова, А. Н. Воспитание музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв. Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Валиахметова Альфия Николаевна; Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань, 2005
3. Габяши С. Отчет экспедиции по изучению народного творчества // Материалы и исследования; сост., вступит, статья Г.Б.Губайдуллиной / Пер. на рус. яз. Г.М.Макарова. - Казань, 2000. - С.71-110
4. Ильясов Т. Т. Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир: диссертация кандидата исторических наук : 07.00.07. — Ижевск, 2011.
5. Макаров Г. М. Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья (проблемы генезиса и исторической реконструкции). Дис. … кандидата искусствоведения. Казань, 2004.
6. Музыкальная энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1976. — 552 с.
7. Нигметзянов М.Н. Татарская народная музыка. – Казань: Магариф, 2003. – 255 с.
8. Нигмедзянов М.Н. Татарские народные музыкальные инструменты // Музыкальная фольклористика. – 1967. – Вып.2. – М., c. 266-297.
9. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч.1., СПб, 1773, 786 с.
10. Рифгать Әхмәтьянов. Татар теленең кыскача тарихи-этимологик сүзлеге. Казань: тат.кн.изд. — 2001, 272с.
11. Халитов Р.Ф. К изучению татарского народного инструментария: Татарские народные духовые инструменты // Актуальные вопросы татарской музыки. Казань, 1980.
12. Хвольсон Д.А. Известия о Хазарах Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах И.-Дасты. – СПб., 1869, с. 31.
Служебная информация
- г. Казань