- Алькеевский
- Атнинский
- Балтасинский
- Сармановский
Развернутое описание ОНКН
Одним из наиболее древних видов декоративного творчества татар является художественная обработка металла. Она известна по археологическим памятникам булгаро-татарского ремесла VIII-XVI веков и ремесленному производству кумганов в XVIII-начале XX вв. Искусство художественной обработки металла было представлено в отделке бытовых предметов, украшений, оружия, конского снаряжения. Материалом для изготовления служили медь, латунь, бронза, серебро, реже – золото, для обработки которых использовались техники литья, тиснения и штамповки (басма), чеканка, гравировка высокого и низкого рельефа [6, С.142-144].
С середины XVI века развитие художественной обработки металла «горячим способом» у татар регламентировалось запретами царского «Приказа на производство отдельных видов изделий» во избежание изготовления оружия. Официальный запрет был снят в XIX веке, и в татарских деревнях открыто (кузнецы часто работали тайно) появились кузнецы с печами. В течение столетий массово производились предметы бытового назначения: металлические кумганы, сосуды для воды, блюда, подносы, кованые сундуки и др. В процессе их производства использовался «холодный способ» (ковка, чеканка, басма и др.) обработки металла. Наиболее распространенными среди них являлось производство металлических чеканенных кумганов [5, С. 519].
Судя по сохранившимся образцам средневековых кумганов, они имели приземистые формы с утяжелением нижней части. Их отличительной особенностью являлось украшение сливных носиков в форме головок животных и птиц. Во время археологических раскопок Казанского Кремля был обнаружен носик кумгана в форме стилизованной петушиной головы. По мнению Н.Ф. Калинина, это казанская древняя форма, перешедшая по традиции от булгарских форм XIII-XIV вв.[12, С. 123]. Подобные кумганы пользовались большой популярностью среди народов края и по «татарскому типу» в XVI-XVII веках производились русские кумганы [3, С. 149-150].
Позднейшие образцы татарских кумганов XIX - нач. XX вв. в основном не орнаментированы и создавались в сугубо рациональных по утилитарному назначению формах [9, С. 16]. Классические кумганы имеют круглое тулово и невысокую воронковидную шейку. Высота таких сосудов колеблется от 20 до 30 см, ширина от 18 до 28 см и диаметр тулова 12 до 20 см. Традиционные кумганы имеют такие же размеры, однако отличаются туловом, составленным из двух конусов. Имеются вытянутые (высотой 29-30 см) кумганы с более изящной формой, с небольшим грушевидным туловом, длинными шейкой, носиком и ручкой. Характерной сплюснутой с боков формой отличаются так называемые дорожные кумганы [11, С. 14-15].
Сохранились образцы кумганов с узорами, символизирующие семь периодов чтения намаза и 33 точки, обозначающие число мусульманских четок. Крышка кумгана изготавливалась в виде купола минарета с полумесяцем. Наличие ободка (утолщение на конце сливного носика) - особенность татарских кумганов, получивших в народе название «сөннәтле комган».
Производились кумганы мастерами – медниками («бакырчы»), которые жили почти в каждой татарской деревне [4, С. 288-289]. В XIX веке центрами производства кумганов были Казань и села Заказанья, многие селения Казанского, Тетюшского, Чистопольского, Лаишевского уездов Казанской губернии. В последнем уезде в д. Верхняя Ачи кумганы выделывали в 55 хозяйствах. Причем, масштабы промысла возрастали: за два десятилетия рубежа XIX-XX вв. число работников увеличивалось вдвое, с 80 до 180 чел. [15, С. 370]. До 1917 года были известны центры производства такой посуды в дд. Кошкино, Мамашир, Уразкино, Янцобино Малмыжского уезда Вятской губернии [17, С. 64]. Подобные производства встречались в Нижегородской, Саратовской, Самарской и других губерниях.
Во второй половине XIX в. появились крупные капиталистического характера производства. Одним из ведущих центров металлоизделий Казанской губернии являлось частное предприятие купца Н.Д. Володина в поселке Кукмор Мамадышского уезда Казанской губернии. Изготовление медных и латунных кумганов, самоваров, посуды и домашней утвари в поселке Кукмор началось с 1865 года. Для производства металлоизделий были привлечены мастера, оставшиеся от Таишевского (Кукморского) медеплавильного завода, ликвидированного в 1851 году после крупного пожара.
На мастерской медных изделий купца Н.Д. Володина работали 15 мастеров. Мастерская действовала круглогодично. Продукция была известна в крае и за рубежом, невзирая на ее высокую стоимость. В конце XIX столетия стоимость кумгана составляла от 2 до 3,5 руб. за штуку. Сбыт готовой продукции осуществлялась в Нижегородской и Мензилинской ярмарках [17, С. 64]. Изделия кукморских мастеров экспонировались на выставках Парижа, Чикаго [15, С. 365].
Частичные сведения об ассортименте металлоизделий под маркой Володиных из Кукмора в какой-то мере можно получить по Каталогу Казанской научно-промышленной выставки 1890 года [13]. Там значатся кумганы шести разновидностей (луженые, из зеленой меди, из томпака, дорожные, азиатские, граненые) и тазы к ним, ритуальная посуда для мечетей, а также самовары трех видов. Образцы сохранившихся изделий кукморских мастеров позволяют говорить об использовании ими технологических процессов токарной обработки, штамповки, ковки, лужения, травления, кузнечной сварки, пайки и шлифовки.
В основном кумганы изготавливались из латуни, серебра, оцинкованного железа, цинка, меди. Высокой пластичностью обладают латунь и медь. Для изготовления кумгана из этих металлов мастера использовали молотки, наковальни имевшие различные формы рабочей поверхности. С их помощью из латунной чаши, подготовленной на колотушечном стане, выколачивали форму груши, к верхнему отверстию которой припаивали горло, к нижнему закруглению – ободок.
Для работы внутри сосуда имелись молотки и подвижные наковальни особой формы, так называемые «кобылины». Это толстые изогнутые железные стержни, оканчивающиеся или площадкой, или закруглением. На закрепленную в скамью кобылину мастер надевал заготовку кумгана. На ее ударную поверхность закреплялась часть кумгана, которую надо было видоизменить. Необходимую форму получали с помощью ударов сверху соответствующим молотком. Чеканка производилась специальными стержнями, имеющими разную форму рабочей поверхности - чеканами. Ножки, ручки и другие массивные части обычно выливались в формы и затем припаивались или приклепывались к стенкам изделия [1, с. 123, 275].
Готовое изделие обрабатывалось лужением. Кумган нагревали и заливали в него нашатырь, добавляя олово. Хлопчатобумажной тканью протирали внутренние стенки сосуда готовой смесью. Остывший кумган натирали мелким песком. Затем применялась орнаментальная отделка. Цветочно-растительные узоры наносились в симметричном порядке либо украшая основание носика и ручки, либо пояском охватывая горловину.
Цинковые и жестяные кумганы были попроще. Они редко декорировались. Технология их изготовления была иной, она требовала навыков работы с листовым металлом и не изменилась по настоящее время. В начале мастер подбирает или продумывает облик готового изделия. После изготовления шаблонов, листы жести с помощью ножниц для металла разрезают на карточки соответствующих размеров. Карточки покрывают тонким слоем мелового раствора или белилами, дают краске хорошо высохнуть. В соответствии с замыслом по шаблону чертят на железном листе фрагменты деталей кумгана. Потом вырезает их по контуру специальными ножницами (с прямыми или радиусными лезвиями), и просекает зубилами с прямолинейными или криволинейными лезвиями. С помощью деревянного молотка на толстом металлическом стержне с двух торцов загибает края изделия. Закругляет корпус и соединяет торцы «замком». Шов тщательно выравнивается и запаивается оловом, чтоб не протекала вода. В такой же последовательности изготавливаются другие детали изделия. Крышка кумгана изготавливается путем чеканки круглого листа на форме с помощью круглых молотков. Детали запаиваются между собой. Все паяльные работы выполняются с внутренней части изделия. После окончания всех работ в кумган заливают воду и проверяют на герметичность.
На протяжении 1920-х гг. мастера объединялись в артели, а многие продолжали работать в одиночку. В 1925 г. на территории республики было зарегистрировано 32 так называемых кумганных производств. Однако недоступность меди и распространение металлической утвари фабричного производства привели к постепенному исчезновению художественных изделий из меди. В быт вошли изделия из жести и чугуна. Например, в 1960-е гг. широкое распространение получили кумганы из чугуна («чуен комган») [7, С. 591].
Изредка в татарских деревнях можно и по сей день встретить мастеров-медников, создающих традиционные медночеканные изделия. Производством кумганов занимаются в Алькеевском, Тюлячинском, Сармановском, Балтасинском районах, в деревнях на Юго-Востоке Республики Татарстан. В с. Муртыш-Тамак Сармановского района проживает Марат Газизуллович Гиздатуллин, 1954 года рождения. Технологию изготовления кумгана он освоил у своего тестя Ганиева Касымхана, знаменитого на всю округу мастера по поделки кумганов. Последний освоил это мастерство самостоятельно. Из любопытства он разобрал один кумган, изучил конструкцию изделия и без чьей-либо помощи собрал свой первый кумган. Известно, что к нему за кумганами приезжали со всей округи.
Марат Гиздатуллин создает кумганы старинным способом: из оцинкованного листа железа с загибами краев и с пайкой носика. «Современным методом даже и не пробовал делать», - говорит мастер. Если раньше он производил кумганы массово на продажу, то теперь работает только по заказам.
На протяжении нескольких лет изготовлением кумганов и самоваров занимается житель д. Малые Лызи Балтасинского района Республики Татарстан Ильдар Мухаметханович Султанов. «Возможно, этим делом я никогда и не заинтересовался бы, если бы ко мне однажды не обратился один человек с просьбой найти для него кумган, сделанный из латуни. Занимался я тогда сбором и приемом цветных металлов», – вспоминает мастер. Так Ильдар Султанов решил обучиться этому ремеслу. В соседнем селе Балтаси проживал мастер по изготовлению кумганов Габдельфат абый. Сначала он освоил технологию изготовления кумганов из латуни, позже начал делать полированные кумганы из нержавеющей стали. Последние требуют особого мастерства при изготовлении, поскольку детали изделия требуют скрепления по особой технологии. Свои образцы кумганов Ильдар Султанов экспонирует на выставках, участвует в ярмарках.
Таким образом, производство медных изделий, в частности традиционного татарского кумгана имеет свою давнюю историю. Изучение данного вопроса дает возможность проследить происхождение кумгана, особенности его бытования, проанализировать художественные и технические особенности изделия. К сожалению, рукодельные кумганы сегодня не имеют большого спроса, поскольку в торговой сети представлен большой выбор кумганов из пластмассы.
Видеоматериалы ОНКН
На видео житель села д.Малые Лызи Балтасинского района Республики Татарстан Ильдар Мухаметханович Султанов
- Балтасинский
Рифат Бариевич Габидуллин рассказывает об изготовлении кумгана. Дер.Новые Шаши Атнинский район Республики Татарстан
- Атнинский
Дополнительная информация
Библиография
1. Бакланов Н.Б. Техника металлургического производства XVIII века на Урале. – М.; Л: ОГИЗ - Гос. соц.-экон. изд-во, 1935. – 324 с.
2. Валеев Ф.Х. Татарское народное декоративное искусство (ХVIII-начало ХХ в.). – Казань: Татарское книжное издательство, 2020. – 220 c.
3. Валеев Ф. X., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1987. – 166 с.
4. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Бакырчы // Татарская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ. ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002. – Т. 1: А-В. – С. 288-289.
5. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Кумган // Татарская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ. ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. – Т. 3: К-Л. – С. 519.
6. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Металл художественный // Татарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ. Ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2008. – Т. 4: М-П. – С. 142-144.
7. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Художественная обработка металла // Тартарика. Этнография. – Казань: Феория; Москва: Дизайн. Информация. Картография, 2008. – С. 588-591
8. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана (1920-е – начало 1990-х годов). – Казань: Фән, 1995. – 190 с.
9. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.У. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. – М.: Советский художник, 1990. – 210 с.
10. Валиев Ф.Х. История Кукмора. Медные заводы. – Казань: «Идел-Пресс», 2013. – 216 с.
11. Газизуллин И.Р., Халиков Н.А. Атрибуты исламской культуры: кумганы в фондах Национального музея Республики Татарстан // Исламский Тюркский мир: проблемы образования, языка, литературы, истории и религии. Материалы VIII Международной тюркологической конференции. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. – С. 14-15.
12. Калинин Н.Ф., Халиков А.X. Итоги археологических раскопок за 1945-1952 гг. // Труды Казанского филиала Академии Наук СССР. Серия исторических наук. - Казань: Таткнигоиздат, 1954. – С. 123-128
13. Каталог Казанской научно-промышленной выставки 1890 г. / Н.А. Осокин – 2-е издание значительно дополненное. – Казань: Типография Н. А. Ильяшенко, 1890. – 121 с.
14. Кукморский край / сост. С. А. Сафина. – Казань; Набережные Челны: Новости МИРА, 2008. – Т.1. – 279 с.
15. Кустарная промышленность России. Разные промыслы. – Санкт-Петербург: Типо-лит. "Якорь", 1913. – Т. 2. – 580 с.
16. Текущая статистика кустарных промыслов // Отчеты и исследования по кустарной промышленности России. – Санкт-Петербург: тип. В. Киршбаума, 1898. – Т. 5. – С. 335-461.
17. Халиков Н.А. Промыслы и ремесла татар Поволжья и Урала (середина XIX – начало ХХ в.). – Казань: Мастер Лайн, 1998. – 98 с.
18. Мәрданова Ф.Ф. Татар булмый комгансыз // Түгәрәк уен. - № 2. – 2021. – Б. 34-38 (https://tatcultresurs.ru/system/files/ednumber/780/1198711160.pdf)
Служебная информация
- Сармановский