- Арский
Развернутое описание ОНКН
Татарские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Игры люди придумывали с заботой о своих детях, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, ценили дружбу, честность и взаимовыручку.
Подвижные игры на свежем воздухе заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. По классификации Р.Ф. Ягфарова, эту игру можно отнести к подвижным играм, так как она направлена, в первую очередь, на развитие физических способностей ребенка. Каких-либо песенно-танцевальных элементов в ходе игры не используется.
Происхождение термина «кәлүк» неизвестно. В рассказе Асии Юнысовой «Калайчы Кәлүк» (журнал «Ялкын», от 13 сентября 2020 г.) упоминается слово «кәлүк». Однако в данном контексте это слово предоставляется как сокращенный вариант имени Калимулла - прозвище человека. Таким образом, происхождение названия данной народной игры требует дальнейших научных исследований.
Игра проходит на улице, на лугу. В зависимости от количества игроков, нужны палки длиной 70-90 см и одна маленькая палочка длиной 20 см. Эти палки называются «кәлүк таягы» («палка калук»,). Количество и возраст участников не ограничены. Игра начинается с определения «пастуха». Каждому игроку выдается по одной палке. Все игроки встают на одну линию и бросают палки, поставив на ногу. Затем смотрят: у кого палка лежит близко, тот и становится пастухом. На земле наносится квадрат 20-25 см, посередине которого забивают на землю маленькую палку, по его краю чертят линию, обозначающая границу. От этой границы чертят еще 3 линии, расстояние между ними должно быть по 2 метра. Сначала все игроки поочередно кидают свои палки из дальней, третьей линии. Если палки не доходят до калука, то берут палку и снова кидают, если палка падает около калука, но не задевает его, игрок становится рядом с пастухом и ждет ходов других игроков. Если кто-то ударяет по калуку, пастух берет калук и ставит ее на свое место и кричит «калук». В это время все игроки, бросавшие палки, бегут, берут каждый свою палку, и все они должны успеть пройти границы и занять исходное место. Если кто-то не успеет забрать палку и пройти границу, тот в игре не участвует и ждет, пока кто-то еще ударит по калуку, чтобы пройти границы и начать играть. Пока пастух вставляет калук, человек, ударивший по калуку, должен успеть пройти за линию 2-ой границы, он начинает играть со второй линии. Если еще так успеет, то переходит на первую линию, если еще успеет, то становится «муллой». «Мулла» садится на колени у калука и сильно бьет по калуку своей палкой, все остальные игроки пересекают границы и становятся, чтобы заново начать игру. Если никто не может задеть калук или все игроки остаются на той стороне границы, то пастух бросает палку на лежащие на земле палки. На чью палку падает калук, тот становится «пастухом». Если не может задеть ничью палку, то он так и остается «пастухом».
Правила игры просты: не следует выходить за границы, если игрок или пастух выходит на другую сторону линии, называют имя этого человека (напр. “для Наиля»), сильно бьют по калуку, человек, чье имя было названо, бежит за калуком, ставит его на место и становится “пастухом».
Изображения ОНКН
Аудио ОНКН
Рассказывает Шакиров Габдеракип Габделхакович (1965г.р), житель с.Субаш-Аты Арского района Республики Татарстан
Видеоматериалы ОНКН
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
- Ягъфәров Р. Уен – күңел бәйрәме. – Казан: Мәгариф, 2009. – 159 б.
- Исәнбәт Н. Балалар фольклоры. – Казан: Тат.кит.нәшр., 1984.
- Татар халык иҗаты: йола һәм уен җырлары. –Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1980. – 320 б.
- Бакиров М. Татарский фольклор. –Казань: Ихлас, 2012. – 400 с.
- Юнысова А. Калайчы Кәлүк. - Журнал «Ялкын», 13 сентября 2020 г., http://yalkyn.ru/news/ijat/kalaychy-klk
- Татар теленең аңлатмалы сүзлеге / баш ред. проф. Ф.Ә. Ганиев. – Казан: Матбугат йорты, 2005. – 832 б.
- Татар теленең диалектологик сүзлеге / редкол.: М.З. Зәкиев, Д.Б. Рама- занова (җав. ред.). – Казан: Татар. кит. нәшр., 1993. – 459 б.
- Әхмәтьянов Р.Г. Татар теленең кыскача тарихи-этимологик сүзлеге / Р.Г. Әхмәтьянов. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2001. – 272 б.
Служебная информация
- Арский