- Атнинский
Развернутое описание ОНКН
Обстановка и убранство татарского дома имели ряд особенностей. Дом не принято было делить на комнаты, а также загружать лишней мебелью, поэтому появились искусно вышитое занавески и пологи. Особенно красочным дом становился во время свадебных торжеств-все украшалось вышитыми и ткаными изделиями новобрачной. Этот обычай, демонстрирующий трудолюбие и мастерство невесты, жив и сейчас в некоторых сельских местностях. В нашем районе имеются дома, где до сих пор убранство в жилище украшено вышитыми вручную изделиями. Одним из таких домов является дом талантливой рукодельницы Лотфуллиной Рисали Равиловны. Лотфуллина Рисаля Равиловна, родилась 8 марта 1928 года в деревне Кулле Кими. Проживает в селе Каенсар Атнинского района. Своё мастерство вышивания переняла от своей матери Зиганшиной Галии Идрисовны.
Для Атнинского района характерна техника вышивка гладью и тамбурный шов. Основными швами для для украшения изделий из текстиля являлись тамбурный шов и гладь. Вот и мастерица использует в вышивке в основном технику цветная свободная гладь, хотя в коллекции мастерицы имеются также изделия вышитые тамбурным швом (платочки, накидки, наволочки и.т.д.), а также очень красиво вышитые края полотенец "крестом". Тамбурный шов образуется из ряда стежков. По характеру различают тамбур низкий, шитый крупными стежками и тамбур высокий - шитый мелкими стежками, создающий впечатление рельефного нашитого шнурка (күперткән элме). Вышивка гладью - это вид вышивки, при котором стежки заполняют полотно ткани полностью. Существует несколько видов глади: белая и цветная, свободная и наносимая по счету ниток по контуру рисунка. Узор глади может быть односторонним и двусторонним.
Со слов Лотфуллиной Рисали, перед тем, как приступить к работе, необходимо все тщательно подготовить. Определиться с тканью, подобрать нитки, продумать все возможные цвета, которые понадобятся в процессе вышивания. Найти подходящую иглу, которой будет удобно вышивать. "Лично я привыкла вышивать на пяльцах. Во-первых, я люблю вышивать, когда ткань очень сильно натянута. Так проще. К тому же пяльцы можно крутить во время работы во все стороны, так легче добраться до какой-либо части вышивки", - рассказывает Рисаля апа. Рисунок лучше наносить карандашом. Когда вышивка будет готова, следы карандаша хорошо отстирываются.
Рисаля апа использует прямой стежок, который является одним из главных в вышивке гладью. Он прост в исполнении, выполняется в любом направлении - по горизонтали, по вертикали либо под каким-нибудь углом. Может быть коротким или длинным, заполняющим, т.е. им заполняется определенный узор или участок вышивки, контурным, либо выступать самостоятельным. Закрепляем нитку на ткани и выводим иглу на поверхность ткани в точке 1 (рис.1). Игла протыкает ткань сверху вниз по прямым углом. Очень важно следить во время работы за натяжением нити. Если нить будет сильно натянута, то потянется ткань, и работа будет выглядеть неаккуратно. Если же наоборот, натяжение будет слабым, то стежки получатся неравномерные. Также очень важно следить за состоянием изнанки, там не должно быть запутанных нитей, узлов.Вышивка должна выглядеть аккуратно с обеих сторон. "Мне мама всегда говорила, что раньше по состоянию изнанки вышивки судили о самой вышивальщице, насколько она аккуратно в жизни", - рассказывает Рисаля апа.
Необходимые инструменты для вышивания: тканевые материалы, иглы, нитки, крючок, пяльца.
Видеоматериалы ОНКН
- Атнинский
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
1. Фуад Валеев "Татарский народный орнамент". - КАзань, 2002
2. Культура народов Татарстана/авт.-сост. Л.А.Харисова. - Казань, 2005.-367 с.
3. Валеев Ф.Х. Древнее искусство Татарстана. - Казань, 2002. - 104 с.