- Алексеевский
- Заинский
- Мамадышский
- Пестречинский
- Рыбно-Слободский
Развернутое описание ОНКН
Особое место в традициях кряшен занимали полевые моления, направленные на умилостивление Бога, с целью получения хорошего и обильного урожая. Они назывались «корман», «корман ашы» (жертвенная пища) или «корман боткасы» (жертвенная каша).
Корман кряшены проводят в середине лета с целью вымолить защиту хлеба и домашних животных от стихийных бедствий и болезней, получение хорошего урожая.
У обряда корман не имеется конкретного дня проведения. В каждой деревне он проходит в соответствии со сложившейся традицией. Зачастую обряд проводится в дни засухи, чтобы попросить высшие силы о ниспослании дождя.
«В зависимости от сложившейся традиции и материальных возможностей жителей селения в жертву приносили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, домашнюю птицу. У кряшен большое распространение имело жертвоприношение белой рыбой (ак балык карманы)», – пишет Р.Р. Исхаков в своей статье «Параллели в религиозно-мифологических картинах мира и обрядовости татар и чувашей: опыт историко-этнографической реконструкции».
В этой же статье Р.Р. Исхаков указывает, что «обязательным условием жертвоприношений являлось приготовление жертвенной каши. Не допускалось использование в качестве жертвы свиньи: она считалась нечестивым и небогоугодным животным. Жертвенное животное должно было быть без физических дефектов. Наиболее желательным окрасом крупного и мелкого рогатого скота, лошадей считался белый. При невозможности найти жертву с таким цветом допускалось использование животных с пегим, бурым и серым окрасом. Для жертвоприношения <…> нельзя было брать животное черного цвета, а также со сложным окрасом, в котором присутствовал хотя бы один черный волосок. Для проведения данного обряда существовало специально отведенное место, считавшееся сакральным. Инициаторами культа и его основными действующими лицами были старейшины, наиболее авторитетные жители селения, хранители веры предков. Особо выделялся старейшина, совершавший акт закалывания животного, считавшийся главным молельщиком. У служителей культа имелась специальная одежда (у кряшен — белые одеяния и специальный головной убор <…>). В день проведения жертвоприношения старались отказываться от какой-либо работы, одевались в праздничные костюмы. До совершения жертвоприношения предварительно ходили мыться в баню. Участие в совершении наиболее значимых жертвоприношений, имевших общественный характер, было обязательным для всех жителей. Нарушение исполнения этого ритуала рассматривалось обществом, в особенности старшим поколением, как отказ от сложившихся на протяжении столетий традиций, от оставленных предками заветов, ведущий за собой неминуемое наказание со стороны сверхъестественного мира».
Не допускалось использование в качестве жертвы свиньи.
Жители деревни (участники обряда) сообща собирают крупу, соль, яйца, молоко и масло, необходимые для приготовления жертвенной каши. Жертвенное животное приобретается на собранные сообща деньги, либо предоставляется кем-либо из селения.
Подобный обряд вызвания дождя ежегодно проводится и в дер. Владимирово Мамадышского района Республики Татарстан. Местные жители так и называют его «корман». Обряд проводится в данной деревне даже если год оказался дождливым. Местные считают, что обряд нужно проводить не только для вызывания дождя, но и для испрошения благополучия в мире, в стране, в семье.
Проведение обряда «корман» впервые документально зафиксировано первым священником, просветителем кряшен Василием Тимофеевым в 1865 году, когда он летом 1865 года с целью набора учеников в Центральную крещено-татарскую школу приехал во Владимирово. Это был как раз тот день, когда в деревне проводили «корман». Он подробно описывает обряд в своих дневниках. Однако, как священник, он не мог написать: «Владимировцы остались верны своим прежним обычаям и бережно хранят их». Напротив, он расценил это как старую привычку, оставшуюся от язычества.
Как сегодня проводится этот обряд, записанный Василием Тимофеевым? По словам местных жителей, обряд «корман» во Владимирово проводился трижды, в трех местах. Один из них называли «он корманы» (дословно – мучное жертвоприношение). Проводился он у источника, который здесь называют «салкын кое» (холодный колодец). (Сейчас это место также называется «Качману чишмәсе» – Крещенский родник, потому что там построили часовню). Если на первом кормане варят кашу из муки, то на втором забивают кур, а на третьем очередь доходит до овец. Из различных круп варятся каши, травяные чаи, которым угощают собравшийся народ. Но сначала дают откусить хлеб. Владимировцы называли это «тәберсен итү». Это значит «Тәңре бирсен» (Тенгри – верховное божество неба тюркских народов). Верующие читают молитвы, глядя на кресты у родников, желая, чтобы шли благодатные дожди и приносили богатый урожай зерновых. А почему читают молитвы? Это ведь языческий праздник. Кряшены интегрировали в православие некоторые свои языческие обряды. Таким образом, глядя на родниковую воду, выходя в поле, кряшены просят у Бога всего доброго и хорошего, но в то же время не забывают «угостить» духов воды, земли, неба. Так оно и сохранилось до сих пор.
Обряды «корман» у деревенских родников проводятся ежегодно. А на роднике «Биектау чишмәсе» (родник на высокой горе), который находится на значительном удалении от села, «корман» проводят раз в три года.
Василий Тимофеев писал, что приготовленную пищу люди уносили домой. Считается, что кашу, сваренную с молитвами, должны попробовать и те, кто остался дома. Раньше в жаркое лето женщины в этот день коллективно купались в речке, а в прохладное слегка обливали друг друга водой. Это действо называли «чөрмәчтеки». От слова «чүлмәчеки», что означает поливать водой из горшка.
Василий Тимофеев, проживший во Владимирово около месяца, оставил запись и о роднике Биектау. Он писал, что к обряду «корман» присоединялись жители соседних татарских сёл Верхняя, Средняя, Малая, Нижняя, Новая Сунь. Люди старшего поколения, которые знают об этом по рассказам своих предшественников, подтверждают это. Вместе с жителями вышеперечисленных сел они забивали белого быка на этом священном источнике. Высокогорный родник интересен тем, что он бьёт не из-под горы, а сверху.
Прошло более полутора веков с тех пор, как Василий Тимофеев приехал во Владимирово. Тем не менее, нынешние бабушки, хотя и были представителями советской эпохи, когда народные праздники были запрещены, всё-таки сохранили и продолжают эти традиции предков.
Дополнительная информация
Библиография
- Исхаков Р. Р., Научный Татарстан 1’2013 Мифология татар-кряшен в зеркале религиозной обрядовости: аграрные культы
- Исхаков Р. Р., Параллели в религиозно-мифологических картинах мира и обрядовости татар и чувашей: опыт историко-этнографической реконструкции / Р. Р. Исхаков; науч. ред. Г.Л. Николаев. — Чебоксары, 2013 — 60 с. — (Научные доклады /ЧГИГН; вып. 11).
- Исхаков Р.Р., «Гасырлар авазы – Эхо веков», № 3/4 2012.
- Константинова Л.С. Керәшен авыллары тарихын өйрәнүтәҗрибәсе.// Безнең мирас. -2016.- №7.
- Максимов С. Казан губернасы керәшеннәре ышануларында мәҗүсилек күренешләре.// Безнең мирас. -2016.- №7.
- Миронова А. В., Восток. Афро-азиатские общества: История и современность, № 6, 31 декабря 2010 Страницы 5-14
- Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. — 256 с.: ил., карт.
- Пасыева Л.С. Владимирда Бәчели әти эзләре.//Туганайлар.- 2013.- 12 декабря.
- Пасыева Л.С. Владимирда Василий Тимофеев эзләре.//Безнең мирас.- 2021.- №7.
- Пасыева Л.С. Ибушевның игелекле эшләре.//Туганайлар.- 2020.- 14 мая.
- Пасыева Л.С. Тау башына салынгандыр безнең авыл// Туганайлар.- 2006. 9 декабря.
- Исхаков Р. Р., Петров-Текин Н. И. Керәшеннәрнең корман бәйрәме // Сетевое издание «Безнең мирас»
URL: https://beznenmiras.ru/news/redakciya-khabarlare/kerasennarnen-korman-bairame
Служебная информация
- Мамадышский