- Буинский
Развернутое описание ОНКН
По старинным традициям в чувашских селах после постройки дома праздновали «Çĕнĕ пўрт хăтлани» (новоселье). Дом в чувашской деревне строили усилиями всей деревни. Дома чувашей в большинстве случаев имеют форму вытянутого прямоугольника. Как правило, жилище делится на две части: переднюю - собственно двор (килкарти, картиш), на котором стоит жилой дом и расположено большинство надворных построек, и заднюю (анкарти), где разбит огород и находится баня. В прошлом, при возможности, рядом с баней всегда обустраивали водоем (пруд) или баню ставили у реки.
Односельчан на новоселье заранее приглашали в гости. Было поверье, что если молодожены проведут новоселье в начале нового месяца, то и жизнь их будет слаженной. Праздновать старались в субботу либо в воскресенье после полевых работ.
Хозяева дома заранее готовились к новоселью, варили в больших бочках домашнее пиво (сăра), настаивали самогонку (эрех). К столу готовили традиционные молочные и мясные национальные угощения. Дом украшали вышивками (тĕрĕ). Для встречи гостей пекли каравай (çавра çăкăр).
Чуваши надевали праздничные наряды, расшитые традиционными узорами. Цветовая гамма была разная, но преобладали красные и белые цвета. Женщины и девушки надевали расшитые монетами головные уборы «Хушпу» и «Тухья». «Хушпу» надевали только замужние женщины, а «Тухью» - незамужние девушки. На белые платья надевались передники, чаще они были расшиты красными узорами. Мужчины надевали рубахи, где воротник и рукава были также расшиты традиционными чувашскими узорами. На талию завязывали поясок, на ноги надевали плетенные лапти.
Было принято, что односельчане и друзья приходили в гости сами, так как это был знак уважения и почета, из приглашенных были только родственники. Новоселье начиналось еще в обед. Первыми, раньше гостей приезжали родители новоселов. Глава семьи зажигал свечу и молился за благосостояние семьи и дома. Родителей рассаживали за столом, новоселам наливали домашнее пиво и они становились перед иконой. Родители говорили им слова напутствия.
Празднование начиналось уже со входа в деревню с исполнения громких чувашских песен (в зимний период - на празднично украшенных колокольчиками лошадях), оповещающих жителей о начале праздника. Гости собирались к дому новоселов.
Хозяева встречали гостей традиционным выпеченным хлебом и солью, угощали домашним пивом (сăра), приглашали всех в дом. Приглашенные гости, перед тем как зайти в дом, бросали через порог монетки. Этот обряд символизировал поток денег, который в скором времени придет в семью.
Застолье начинается с поздравительной песни новоселам «Çĕнĕ пўрт хăтлани». Гости вручают хозяевам подарки – бытовые предметы, мебель, домашняя утварь и т.д. В ходе застолья исполняются песни. Продолжение праздника проходит на свежем воздухе (двор или улица). Здесь также исполняются старинные народные, обрядовые песни «Хăна юрри, Тăванлăх». Новоселы провожают гостей со словами благодарности.
К возрождению обряда жители деревни привлекали истинных знатоков, в основном, это старшее поколение. В ходе каких-либо календарных праздников в обрядовые действия включается и нынешнее поколение. Так они имеют возможность изучать обычаи, обряды, местные народные песни. Молодежь собирает старинную бытовую утварь, одежду, музыкальные инструменты. Старожилы с охотой делятся своими воспоминаниями, достают из сундуков бережно хранимые национальные костюмы и украшения.
Данный обряд уникален тем, что в окружении чувашских сел и деревень «Çĕнĕ пўрт хăтлани» сохранился в первозданном виде только в этой деревне. Связано это с тем, что здесь сохранились носители и свидетели обряда. Чувашский обряд «Çĕнĕ пўрт хăтлани» традиционно переходит из поколения в поколение.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
Служебная информация
- Буинский