- Нижнекамский
Развернутое описание ОНКН
Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX – начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит безвредным для ребенка. Вместе с тем, основное значение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых.
Куклы из соломы называют «стригушками» потому, что пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают. Соломенные куклы - «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Государственном музее. Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность – в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки.
Чаще всего куклы сделаны только из одного пучка соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так женщины скручивали перевясло из пучка соломин, которыми обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол – «вязать кукол», «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов. На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Ее изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.
Соломенные куклы, сделанные из первого снопа, считались священными. После сбора урожая украшенный сноп носили по деревне. Из него пекли первый хлеб. Самой работящей и проворной девушке предоставлялось право изготовления первых стригушек, остававшихся в красном углу избы до следующего года. Обряд их изготовления сопровождался песнями. Стригушки могли быть и игровыми куклами, их же ставили между окон.
Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Они стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.
Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети.
Чтобы сделать эту куклу, понадобится солома, сжатая вручную – тогда она будет ровная и длинная. Солому нужно высушить и связать в сноп. Перед работой, чтобы солома стала мягче и эластичнее, ее можно замочить в горячей воде (в воду можно добавить немного соли). Некоторые мастерицы рекомендуют выпаривать солому в горячей воде или хотя бы немного подержать ее над горячим паром. Тогда она не сломается, когда ее необходимо будет сгибать практически пополам. Стригушку также можно сделать и из других материалов: из мочала, веток или длинных ровных прутьев, и даже из некоторых трав (подходят травы семейства злаковых, например, мятлик, тимофеевка). Иногда в такие куклы вплетаются душистые и целебные травы для того, чтобы, помимо игрового момента, стригушки имели лечебные свойства. Сегодня это принято называть ароматерапией. Также куклы принято одевать в специальные сарафанчики, миниатюрные платочки, юбочки.
Основной особенностью данной куклы является то, что ее низ не заплетается, а наоборот — распускается, чтобы он представлял собой подобие соломенной юбочки. Низ ровно подстригается, чтобы кукла могла стоять на какой-либо горизонтальной поверхности.
1. Берем большой пучок травы или сена и сгибаем пополам. Это будет тело куклы.
2. На месте предполагаемой шеи перевязываем ниткой или лентой, чтобы получилась своеобразная округлость, которая будет представлять голову.
3. Готовим руки – еще один пучок травы или сена, в половину короче, чем предыдущий.
4. Перевязываем его на концах, формируя ладошки.
5. Вкладываем руки в туловище и перевязываем ниже красной нитки (шеи), после чего основной пучок соломы перевязывается еще раз ниже рук — на талии. Также из соломы можно сделать миниатюрные косы, которые затем будет необходимо прикрепить к голове.
6. После этого нужно подравнять низ куклы, чтобы он представлял собой своеобразную соломенную юбочку. Стоит отметить, что именно за то, что низ таких танцующих кукол не перевязывали, а подстригали в виде соломенной юбочки, их и прозвали стригушками.
7. Основа куклы готова. Для того, чтобы кукла стала похожа на человека, теперь ее можно нарядить – одеть юбку и фартук, повязать ленту на косу, одеть ожерелье, сшить сарафан, рубаху, сплести красивый пояс и т.д.
8. Оденем куклу в сарафан с фартуком. Для этого две узкие полоски ткани перекрещиваем на груди и спине куклы.
9. Узкий кусочек ткани накладываем на квадратный, складываем пополам и в середину вкладываем ленту. Получилась юбка с фартуком.
Чтобы Стригушка затанцевала, ее ставят на дощечку, деревянный стол, табурет или другую поверхность и стучат рядом с ней кулаками или ладонями. От вибрации кукла буквально пускается в пляс, крутится и вертится, что доставляет необыкновенное удовольствие детям, особенно самым маленьким. А если такая кукла не одна, а их целая компания, то такой танец превращается в целое представление, где куклы становятся в пары, кружатся в хороводах. Так незатейливая и простая игрушка дарит по-настоящему радостные чувства и оказывает благотворное влияние на играющих: как на детей, так и на взрослых.
Изображения ОНКН
Аудио ОНКН
Видеоматериалы ОНКН
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
- Ананьева Е. Куклы мира /Е.Ананьева, Т.Евсеева. – М.: «Аванта», 2005.
- Берстнева, Е.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками / Е.В.Берстнева, Н.В.Догаева – Москва: Белый город. 2013.
- Головачева, Р.М. Обрядовые куклы. Куклы - обереги. /Р.М.Головачева. - Калуга, 2003.
- Дайн, Г. Детский народный календарь. /Г.Дайн. - Сергиев Посад, 2010. - (Серия Игрушка в культуре России).
- Косова, И.М. Музей и нематериальное культурное наследие. /И.М. Косова. Сборник трудов. Выпуск 6. – М., 2005.
- Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. /И.Н.Котова, А.С.Котова. - СПб: «Паритет», 2008.
- Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. /С.Лаврова. – М. «Белый город», 2007.
- Морозов, И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре» (кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма) /И.А.Морозов. - М.: «Индрик», 2011.
- Погорелова А.Н. Народная игрушка. Учебное пособие./КГУКИ. – Казань, 2008.
- Традиционная крестьянская кукла /метод.пособ. Свердлов.обл.дом фольклора. - Екатеринбург, 2006.
- Традиционная кукла Пермского края. – СПб: Издательство «Маматов», 2014.