Развернутое описание ОНКН
Веселые подвижные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Одна из таких игр – игра «Тетёра». Игры любят все: и девочки и мальчики, и дети, и взрослые, которые тоже когда-то были детьми. Некоторые игры передаются из поколения в поколение, живут многие годы, меняются только их названия и правила, вбирая в себя лучшие местные традиции.
Бежит время, меняются обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр – тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.
Раньше ребёнок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с окружающими. Современным школьникам же приходится тяжело: учеба в школе, домашние задания, секции, кружки и множество других дел. Бывают, конечно, и каникулы или какой-нибудь праздник. Но свободное время часто заполнено телевизором, компьютером или планшетом. А гости, пришедшие на день рождения, порой весь вечер могут просидеть за столом, скучая, и хозяева не знают, как их развлечь. Это вполне похоже на взрослую жизнь, в которой совсем не остается времени на смех и веселье, а иногда ведь так хочется побегать и покричать с друзьями! В играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Жизнь человека в старину была намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. От природы зависело, будет ли община сыта, или людям придется голодать.
Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Так возникли игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники – медведь, волк, лисица – главные действующие лица.
Пара детей, образуют «воротики», остальные дети встают «цепочкой» и друг за другом проходят под «воротиками» с пением:
-Тетёра шла, маховая шла,
Шла по улочкам, по закоулочкам.
Сама прошла, детей провела.
Самого хорошенького оставила!
Другие варианты пения:
Тетёра шла,
Моховая шла,
По каменьям,
По раменьям
Сама прошла,
Всех детей провела,
Самого лучшего детёныша оставила.
Тетёра шла, моховая шла,
По ельничку, по березнечку.
"Открывайте-ка ворота, проходи, кому охота!"
Сама прошла. Всех детей провела (скороговоркой)
А самого маленького - оставила!
В селе Макулово Верхнеуслонского района текст песни таков:
Шла Тетёра, шла,
Шла по реченькам, да по камушкам.
Всех детей провела,
Одного детёныша оставила!
Как только заканчиваются песня, «воротики» захлопываются. Участник, оказавшиеся в «воротиках», при следующем проведении игры становятся новыми «воротиками». В селе Макулово, с «пойманного» участника начинается образование круга, хоровода. Оставшаяся цепочка «детей Тетёры» проходят уже сквозь круг. Задача стоящих в круге: так же захлопнуть круг, то есть опустить сцепленные руки вниз, чтобы поймать детеныша. Когда не останется ни одного детёныша, в сформированном большом хороводе, можно провести какую-нибудь другую игру.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
1.Былеева Л.В. Сборник подвижных игр. М., 1960.
2.Григорьев В.М., Баробонов В.Е. Народным играм – вторую жизнь – В
журн. «Школа и производство», 1987, №2
3.Покровский Е.А. детские игры, преимущественно русские. СПб., 1994
4. Тимофеев Ю.Н. Игротека вожатого. МГДДиЮТ, М., 2001.
5.Горбунов Б.В., Ефимов А.В., Ефимова Е.А. Традиционные народные
игры и забавы. Рязань, 1994
Служебная информация
- Верхнеуслонский
Командировка:
МБУ «Централизованная клубная система Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан» - Районный Дом культуры