- г. Казань
Развернутое описание ОНКН
Техника живописи на стекле проникла на территорию Среднего Поволжья во второй половине XIX в. из Турции (там этот вид искусства известен под термином «джамалты»), а сам термин «шамаиль» переводится с персидского языка как «священная картина». При этом, татарский шамаиль, в отличии от иранского «шамайэла» принципиально отрицает любые фигуративные изображения и поклонные функции.
В советский период религиозное искусство татарского шамаиля пришло в упадок, хотя и продолжало жить в сельской среде, благодаря усилиям отдельных народных мастеров.
Социальные перемены и подъём национального самосознания, произошедшие в 90-е гг. ХХ столетия, привели к возрождению в Татарстане арабо-графического творчества, уже на профессиональной основе. Шамаиль превращается в популярный «бренд» национального искусства – к нему обращаются взоры художников, искусствоведов. В 2010 г. в Казани открывается Галерея татарского шамаиля («Казанский Кремль», мечеть Кул Шариф), проводятся республиканские конкурсы «Шамаиль моей семьи», выявившие новые многочисленные образцы народного творчества, по сей день хранящиеся в семейных архивах. Сегодня традиции татарского «народного» шамаиля в форме религиозного искусства живописи на стекле продолжают успешно развиваться в творчестве мастеров народных художественных промыслов и профессиональных художников нашей республики, как одно из направлений современного арабо-графического искусства.
Сегодня сама форма татарского шамаиля (религиозная живопись на обратной стороне стекла, подсвеченная фольгой) обрела статус символа национального искусства казанских татар, олицетворяя собой квинтэссенцию духовного начала и народного творчества, представляя собой образец десятивекового арабо-графического периода в истории письменной культуры татарского народа.
Изображение с текстом и орнаментом рисуется на бумаге и в зеркальном виде переносится на стекло. Затем, на стекле, обводится контуром и закрашивается масляными красками. За неимением и дороговизной красок, некоторые мастера в качестве чёрного фона использовали битум. При этом текст и некоторые элементы орнамента, обычно, остаются не закрашенными.
После высыхания красок стекло переворачивается и крепится в багет. В качестве фона подкладывается фольга. Таким образом, священный коранический текст обретает в законченном произведении необходимую «светозарность».
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
- Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана.–Казань: Татар.кн.изд-во,1984.–171с.
- Валеева Д.К. Шамаили // Из истории татарского народного искусства. – Казань: ИЯЛИ, 1995. – С. 45-49.
- Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар (опыт этнографического исследования). –Казань,1930. – 464с.
- Дульский П.М. Искусство Казанских татар.– М.: Центр. издат народов СССР,1925. –19 с.
- Насыйри К. Избранные произведения: в 2-х т. – Казань: Таткнигоизд., 1974. – Т.1. – С.91.
- Червонная С.М. Искусство Татарии. – М.: Искусство, 1987.– С.268-270.
- Шагеева Р.Г. Искусство восточной каллиграфии и татарские шамаили // Ислам в Поволжье: история и проблемы изучения (материалы научной конференции1989 года). – Казань: «Иман», 2000. – С. 170-184.
- Шамсутов Р.И. Искусство татарского шамаиля на рубеже XIX–XX вв. Диссер… на степень канд. искусствовед. – М., 2000.– 170с.
- Шамсутов Р.И. Искусство татарского шамаиля (середина XIX–начало XXвв). – Казань, 2001.–184с.
- Шамсутов Р.И. Слово и образ в татарском шамаиле: от прошлого до настоящего. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2003.– 199 с.