- г. Казань
- Елабужский
Развернутое описание ОНКН
Истоки праздника восходят к древности. В его основе лежат ранние религиозные представления, связанные с природными явлениями. Среди них почитание небесного светила – Солнца. Еще у гуннов существовал специальный ритуал встречи восходящего солнца: перед восходом они выстраивались на поклон. Изображения небесного светила, в том числе крылатого солнца, встречаются среди булгарских археологических материалов. Другим архаичным культом тюрков являлась земля. У гуннов и древних тюрков существовал бог среднего слоя мироздания – наземный бог Удук Йир-Суб (бог Земли-Воды). Культ Земли-Воды связан с поклонением природе. Венцом языческого пантеона богов тюрков был Тенгри. Он величался Кок Тенгри (Голубое Небо, Небесный бог, бог Неба). О нем свидетельствуют археологические находки костяных амулетов с циркульным орнаментом – символом Тенгри булгарского периода.
Образование средневековых тюрко-татарских государств содействовало модификации религиозных представлений древних тюрков. В Волжской Булгарии, одну из основ экономики которой составляло сельское хозяйство, большое влияние на этот процесс оказала земледельческая деятельность. Приуроченность сельскохозяйственных работ к сезонным циклам наложила свой отпечаток и в культуре. В результате сформировалась особая система, реально фиксирующая круглогодичные изменения природы. Началом стал период весеннего земледелия, связанный с особым значением для тюрков солнца и земли.
Ислам стал вторичным слоем, который закрепил, оформил традиционные элементы праздника Науруз среди татар. С распространением ислама и арабской письменности, в Поволжье стала проникать лунная (арабская) и солнечная (персидская) системы летоисчисления. Официальный календарь назывался камәрия или һиҗри елы. Одновременно существовал и народный календарь – шәмсия (кояш) елы, употреблявшийся в мирских целях. Камәрия (һиҗри елы) – это солнечно-лунный календарь, который согласовывал и смену лунных фаз, и начало солнечного (астрономического) года, т.е. равноденствие. До наших дней сохранилось множество булгаро-татарских эпиграфических памятников XIII-XIV вв., на которых хронологическая запись годов произведена не только по лунной хиджре. Данный календарь использовался в татарских земельных письмах XV в., ярлыке казанского хана Сахиб-Гирея (1523), завещании Галикая-Аталыка и др.
В художественных, публицистических и исторических произведениях этого периода счет лет велся, в основном, по хиджре. Видный татарский богослов, историк Ш. Марджани писал, что мусульманам (татарам) предписывается соблюдать солнечно-лунную систему, называемую хәмәль, ибо молитва, прием пищи происходит по этой системе (хамаль – арабское название главной звезды созвездия Овна, обозначает первый месяц солнечного календаря март). Христианское летоисчисление, т.е. год, начинающийся с 1 января, у татар было принято называть румия елы / византийский год, христиан елы, милади елы, урыс елы. Праздничный ритуал христианского новолетия был выработан и являлся общепринятым у субконфессиональной группы татар – кряшен, которые называли его Нардуган. Основная же часть татар продолжала отмечать новолетие с наступлением весеннего равноденствия – в марте, называя это время Нәүрүз (в отдельных регионах, к примеру, в Западной Сибири называют Әмәл/Амиль (от слово «хәмәль»)).
Говоря о значении календаря в оформлении цикличности жизни тюрок, отметим, что так называемый «вставной» (тринадцатый) месяц практиковался в тюркском мире с древнейших времен. Это делалось с целью приведения лунного года в соответствие с солнечным. Известно, что у чувашей в календарь вставлялся дополнительный 13-ый месяц. Отмечая данную особенность, русская поэтесса, автор этнографических очерков и мемуаров, жена профессора и ректора Казанского университета К.Ф.Фукса – А.А.Фукс в воспоминаниях пишет, что «новый год начинают чуваши с наступлением зимы, и разделяют на 13 месяцев, неделя у них имеет также 7 дней, но место воскресенья занимает у них пятница» [25].
Как разъясняется в татарском энциклопедическом словаре, праздник Навруз – это новогодний праздник по солнечному (иранскому) календарю. Он продолжается примерно 10-12 дней и сопровождается сложными обрядами и пышными театрализованными представлениями. Люди готовили традиционную кашу (куҗа) из проросших зерен ячменя, выходили на улицу, поздравляли друг друга ровно в полночь (в момент тахвиль).
В XVIII-XIX вв. зачастую в роли инициаторов празднеств выступали муллы, обучавшиеся в Средней Азии. Отголоски этого присутствуют в современном татарском фольклоре. Сведения о праздновании Навруза собирались в многочисленных этнографических экспедициях, а также по трудам татарских просветителей XIX-XX веков (Ш. Марджани, К. Насыри, Н. Исанбет).
Специфика праздника «Навруз» у татар проявляется в существовании особого жанра фольклора – благопожеланиях Навруза (Нәүрүз бәетләре (такмаклары)) - непритязательных по смыслу, постоянно обновляемых, бесконечных, многоплановых по содержанию. Короткие куплеты завершались словами: «Нәүрүз мөбарәк булсын!» («Пусть Новый год будет удачным!»), реже – «Шадибад! Шадибад!» (призыв к веселью).
Это было время активизации народного творчества: формировались группа юношей, реже мужчин, которые заранее готовили благопожелания – разучивали из записанных ранее благопожеланий, составляли новые, иногда для кого-то персонально.
Для празднования изготавливали свитки с записями текстов длиной до 10-15 метров – Нәүрүз таяклары. Действо заключалось в обходе домов с декларированием подготовленных благопожеланий. За это полагалось (требовалось) вознаграждение – продуктами, гостинцами, деньгами. Были и локальные варианты празднования (у сибирских, астраханских татар).
В наши дни Нәүрүз таяклары хранятся в Центре письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан и в Национальном музее Республики Татарстан, которые были зафиксированы этнографом Р. Мухаммедовой в 1970 году во время фольклорно-этнографической экспедиции в Сабинский район.
До XIX в. татары продолжали отмечать Новый год по древнему обычаю в марте, в день весеннего равноденствия. По сведениям этого периода, день нового года у них носил иранское название Навруз, т.е. Новый год. Однако в его праздновании участвовали в основном шакирды, получившие образование в Средней Азии.
В некоторых регионах компактного проживания татар Навруз отмечали до начала XX столетия. В этот день дети ходили по домам, напевая праздничные «Наүрүз такмаклары» и собирали подарки и угощения, желали хозяевам успешного благополучного года. Ряд фольклорных памятников сохранились до наших дней. Например:
Ач ишегең, керәбез, Откройте двери, мы идем,
Нәүрүз әйтә, киләбез, Идем, и к вам Навруз ведем!
Хәер-дога кылабыз, От нас вам – поздравления,
Аш-сый көтеп торабыз. От вас нам – угощения.
Нәүрүз мөбарәк булсын. Да будет благославен Навруз!
Молодежь устраивала игры и состязания, во время которых выбирали самую красивую и нарядную девушку села, которая получала титул Наврузбике (тат. Нәүрүзбикә). Она, олицетворяя образ весны, вступала в противоборства с персонажем, олицетворявшим уходящую зиму – ряженым в старика Кыш-Бабаем.
Для татар не характерно приготовление блюда сумаляк (суманак), которое является обязательным атрибутом Навруза у народов Средней Азии.
Празднование дня весеннего равноденствия сохранялось лишь в отдельных районах проживания татар, в частности в аулах Астраханской, частично Тюменской, Омской областей (астраханские, сибирские татары). Праздник назывался Əмəл (у сибирских татар), Амиль (у астраханских татар) от слова хəмəл, обозначающий месяц март. А вот форма проведения этого праздника заметно различалась [23].
У сибирских татар (Тобольский куст) празднование сводилось к коллективному обходу домов с новогодними пожеланиями, в котором принимали участие либо дети, либо все желающие. За это они получали угощения, которые накануне в большом количестве выпекала каждая хозяйка. Начинали обход с рассветом, а днем устраивались семейные катания на подводах. Лошадей, подводы украшали, стремясь показать красоту своей лошади, упряжки, продемонстрировать достаток. В деревнях готовили кашу из пшеничной крупы, реже рисовую.
У астраханских татар готовили особую кашу, на угощение приглашали соседей. В этот же день или в другой, проводились различные состязания. Подарки для победителей (овец, иногда телят, отрезки ткани и др.), как правило, выделяли зажиточные жители аулов. Главными в состязаниях были конные скачки и борьба [20].
Казанские татары весну встречали праздником «Карга боткасы» («Грачиная каша»), основанном на древнем поверье о том, что весну приносят на своих крыльях грачи. Семантика этого праздника очень близка Наврузу: дети ходят по дворам с «частушками», пожеланиями хорошего урожайного года и собирают крупу на коллективную кашу. Каша всегда готовится на специально отведенном месте, все желающие принимают участие в этой трапезе. Детям устраиваются разные игры-состязания, собранные с подворья яйца, свариваются вкрутую, и их катают с холма. Данный праздник в некоторых населенных пунктах Заказанья до сих пор сохранился с полной семантической структурой. Сохранились вербальные заклички - «Карга боткасы такмаклары»:
Зәр-зәр-зәрәгә! Зарь-зарь, на зарю!
Иртә торып, берсекөнгә — сөрән! Завтра, на сөрән!
Абыстайлар, түтәйләр, Тети - тетушки,
Чыгарыгыз күкәйләр! Выносите яйца!
Хай, хай, хай диләр, Хай, хай, хай,
Гали абзый бай, диләр, Дядя Гали очень богат,
Бер-ике гөрәнкә май, диләр, Дай два фунта масла, говорят,
Май өстенә сөт, диләр, Вдобавок и молока,
Сөт өстенә май, диләр! И молока, и масла!
Одна из причин утраты праздника Навруз связана с изменениями в социально-экономической, культурной жизни татар Урало-Поволжья на рубеже XIX-XX вв. и с идеологией атеизма советского времени. Но главной причиной потери Науруза у татар являются особенности климатической зоны проживания народа: более позднее в сравнении со Средней Азии наступление весны и соответствующего цикла сельскохозяйственных работ.
Некоторой альтернативой Наврузу у татар стал выработанный народом богатый комплекс обрядов и праздников, так или иначе связанных с определенными сезонами или природными явлениями («боз карау», «боз багу» – обряд, связанный с ледоколом, «ала карга» – обряд, проводимый до сева, Сабантуй и пр.) [20]
В татарском обществе Навруз, который в большей мере увязывался с мусульманской традицией, нежели с доисламскими народными верованиями, был известен еще в период Золотой Орды и Казанского ханства. Однако, он никогда не праздновался широко и со временем практически был предан забвению.
Несмотря на утрату Навруза у татар, в отличие от народов Средней Азии, праздник может стать символом объединения и тюркского мира и народов,проживающих в Республике Татарстан, имеющих глубокую общую историю и многообразие праздничных традиций.
В нынешнее время в Республике Татарстан Науруз начали отмечать с 1987 года. Тогда в Казани перед Молодежным центром состоялось первое публичное его празднование. Особенно активно этот праздник стал распространяться после создания в 1992 году Ассоциации национально-культурных организаций.
С 2014 года в Республике Татарстан праздник проводится в статусе республиканского в рамках исполнения государственной программы «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014–2020 годы». Площадкой для проведения Науруза была выбрана площадь перед Татарским государственным академическим театром имени Г. Камала.
География мероприятий, связанных с праздником Навруз в Республике Татарстан, пока не широка. В отдельных муниципальных образованиях проходят праздничные мероприятия с привлечением представителей национально-культурных автономий, национальных диаспор, а также с участием учреждений культуры, образования. В настоящее время весьма актуален вопрос популяризации данного праздник, как важного элемента нематериального культурного наследия тюркских народов, представители которых проживают в Татарстане.
Видеоматериалы ОНКН
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
- Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. – М.-Л.: Наука, 1966. – 243 с.
- Ахметзянов М.И. «Нәүрүз» бәйрәме тарихыннан // Түгәрәк уен . – 2012. – №2. – Б. 12-15.
- Ахметзянов М.И. Татар кулъязма китабы. – Казан: Тат.кит.нәшр., 2000. – 270 б.
- Бакиров М. Татарский фольклор. – Казань: Ихлас, 2012. – 400 с.
- Гафуров Б.Г. История таджикского народа в кратком изложении. Том первый. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. Под редакцией И. Брагинского. – М.: Госполитиздат, 1949. – 475 с.
- Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (X – начало XIII вв.). – Казань: Таткнигоиздат, 1990. – 191 с.
- Емельянов В.В. Шумерский календарный ритуал (категория МЕ и весенние праздники). – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. – 432 с.
- Ермолаев И.П. Историческая хронология. – Казань: Издательство Казанского университета, 1980. – 247 с.
- Катанов Н.Ф. Восточная хронология. – Казань, 1920. – 107 с.
- Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Исследование по Мешхедской рукописи.– Харьков: Издательство Харьковского университета, 1956. – 148 с.
- Йола һәм уен җырлары // Татар халык иҗаты. – Казан: Татарстан китапнәшрияты, 1980. – 320 б.
- Мәрҗани Ш. Мөстафадел-әхбар фи әхвали Казан вә Болгар. – Казан: 1885-1887. – II Т.– 328 б.; I Т. – 267 б.
- Мөхәмәтҗанов Р.М. Эзләсәң – табыла // Казан утлары. – 1977. – № 9.
- Насыйри К. Сайланма әсәрләре. 4 томда. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2005. – 3 Т. – 384 б.
- Нәүрүз бәете // Борынгы татар әдәбияты. – Казан: Тат.кит.нәшр., 1963. – Б.51-63.
- Носова Г.А. Язычество в православии. Религии: Православие. – М.: Наука, 1975. – 152 с.
- Татар халкының борынгы ырым-арбаулары һәм төрле фалнамәләре. Текстларны эзләп табып, аларны укучы, басмага әзерләүче, искәрмә, сүзлекчәләр бирүче, кереш мәкалә авторы Марсель Әхмәтҗанов. – Казан: Г. Ибраһимов ис. Тел һәм әдәбият институты, 2012. – 212 б.
- Татар халык мәкальләре. Кереш сүз һәм аңлатмалар белән җыючы һәм төзүчесе Н. Исәнбәт: 3 томда.– Казан: Тат.кит.нәшр, 1967. – IIIТ. – 1014 б.
- Татар халык табышмаклары. Кереш мәкалә һәм аңлатмалар белән җыючы һәм төзүчесе Н. Исәнбәт. – Казан: Тат.кит.нәшр, 1970. – 568 б.
- Татары / отв. ред. Г.Ф. Габдрахманова, В.В. Трепавлов, Р.К. Уразманова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ. – 2-е изд., доп., перераб. – М.: Наука, 2017. – 799 с. (Народы и культуры).
- Уразман Р. Татар халкының йолалары һәм бәйрәмнәре. – Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1992. – 96 б.
- Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX — начало ХХ вв.). / Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. – 196 с.
- Уразманова Р. К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – началоXXI вв. Историко-этнографические очерки. – Казань: Ихлас, 2014. – 224 с.
- Шарафутдинов Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа XIX – начало XXI вв. – Казань: Гасыр, 2004. – 640 с.
- Фукс К. Казанские татары в статическом и этнографиском отношениях. – Казань:Фонд ТЯК, 1991. – 209 с.
- Этнография Казанского Поволжья. Историко-этнографические очерки / Под ред. Г. Ф. Габдрахмановой (авт. проекта и отв. ред.), Д.Ф. Гатиной-Шафиковой. – Казань, 2017. – 248 с.
Интернет-ресурсы:
-
- История весеннего праздника Навруз (Новруз) – самого древнего на планете[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kavkazsuvenir.ru/blog/istoriya-prazdnika-navruz.
- Навруз Байрам - что это за праздник, традиции, обычаи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kramola.info/vesti/novosti/navruz-bayram-chto-eto-za-prazdnik-tradicii-obychai.
- Навруз - Новый год по Природному календарю. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.centralasia-travel.com/ru/publication/navruz.
- Навруз – история и традиция праздника. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://northcyprussale.net/novosti/post/navruz-v-osmanskoy-imperii.
- 5. Классный час на тему «Навруз». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-navruz-1703266.html.
6. Методическая разработка классного часа по теме: «навруз это новый день». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uz.denemetr.com/docs/1255/index-3626.html