- Агрызский
Развернутое описание ОНКН
Издавна к шӱвыру было очень бережное отношение, так как марийцы применяли его при проведении различных обрядов и ритуалов, использовали в качестве аккомпанемента к народным песням и танцам.Магическая сила шӱвыра использовалась и в обрядах марийской традиционной религии. Например, в обряде «обхода полей», где шӱвырзӧ ограждал посевы от недоброго воздействия и заклинал на рост и богатый урожай; в обряде сбора меда, где шӱвыру приписывалась та же охранительная и умножающая сила. Считалось, что шӱвырзӧ умеет разговаривать с травами и птицами, а звуки шӱвыра могут открыть ход в царство мертвых. Поэтому шӱвырзӧ призывался во время исполнения похоронных обрядов. Но главным обрядом для волынщика была свадьба. Присутствие шӱвыра на свадьбе служило гарантией того, что невеста будет ограждена от порчи, а прикосновение к украшающим инструмент когтям излечивало от болезней.А если приходилось менять место жительства, шӱвыр увозили с собой как родовую реликвию.
Технология производства пузырной волынки марийцами находится в состоянии исчезновения, ее межпоколенческая трансляция прервалась в последней четверти ХХ столетия. Мастеров-изготовителей итак было немного, а в настоящее время осталось мало хранителей традиций. Один из таких мастеров проживает на территории Агрызского муниципального района – это Пакеев Андрей Иликпаевич, житель села Пелемеш Агрызского муниципального района. Волынку в 2017 году передал Сергеев Василий Сергеевич 1931 г.р. – житель села Пелемеш. Умер в 2019 г.
Работниками культуры Шувыр используется по сей день. Участники народного ансамбля гармонистов «Йонгалт гармонь йук» играют на нем в различных концертах, конкурсах, фестивалях.
Шўвырпу является основной несущей конструкцией инструмента
Шӱвыр состоит из пяти основных частей (при описании конструкции шўвыра О.М.Герасимов в работе «Народные музыкальные инструменты мари» всецело аппелирует к указанной публикации И.Шабердина, так как все этапы изготовления инструмента и обучения игре на нем он излагает исходя из личного опыта): шӱвырпу – деревянная колодка; шӱвыр йытыр – игровые трубки (две); чырлык или чытлык – пищики (два); шӱвыр пуч – раструб и шӱвыроҥ – пузырь (воздушный резервуар).
На шўвырпу в специальных углублениях помещаются обе игровые трубки, а на верхнем конце, с обратной стороны колодки, располагаются пищики, соединенные через просверленные отверстия с игровыми трубками. К нижнему концу колодки прикрепляется и раструб.
Колодка чаще всего изготавливается из можжевельника, клена. Применяется также береза, верба, яблоня, ольха.В некоторых регионах колодка имеет несколько изогнутую форму. В таких случаях игровые трубки сгибаются согласно конфигурации углублений колодки. Шўвыр йытыр. Шўвыр имеет, как уже указывалось, две игровые трубки.
Чырлык. Пищики являются самой важной частью инструмента, ибо от них зависит качество звука. Они изготавливаются из камыша (тростника), который созревает в октябре-ноябре.
Подготовка чырлык – процедура довольно непростая. Предварительно отобранный тростник (2-3 нижних прогона между узлами), очищенный от листьев и поверхностной пленки, сушится на ветру или в теплом помещении в течение 2 недель. Затем тростник разрезают на отдельные пищики строго в середине узла.Отрезок тростника необходимой длины протыкают по узлу и чистят его изнутри специальным приспособлением (в виде шила с насаженным диском). Затем пищики варят на медленном огне на льняном масле до получения буроватого оттенка, чтобы они были термо- и влагоустойчивыми. Очищенные пищики со стороны узла наглухо закупориваются деревянной пробкой. Затем на расстоянии 5 мм от узла делают маленький поперечный надрез, а от него расщепляют язычок, длина которого должна быть больше половины длины самого пищика. Осторожно приподнимая кончиком ножа готовый язычок, пробуют его на гибкость и вибрацию.Следует учесть, что на толстостенных тростниках язычок должен быть более узким, в противном случае для его вибрации требуется слишком большое воздушное усилие. Чырлык считается пригодным для установки его в колодку, если при вдувании получается ровный и достаточно громкий звук.
Установка чырлык. После того, как пищики готовы к применению (дают одинаковый высотой звуки), их нижние концы обматываются суровой ниткой, пропитанной варом.
Затем оба пищика помещают в установленные в колодку трубки, а места их соединения заливают варом. Для настройки пищиков можно изменить положения натянутых ниток – передвигая их кончиком ножа. Но основной вид настройки шўвыра – регулировка частоты вибрации язычков пищиков с помощью клейких шариков серы.
Перед каждым исполнением необходима тщательная настройка инструмента, ибо температурные или иные изменения всегда оказывают определенное воздействие на чырлык.
Шӱвыр пуч. Раструб, применяемый для усиления звука шӱвыра, традиционно изготовляли из ольхи, ели или можжевельника, но со временем стали применять рог животного (быка, коровы). Это новшество, однако, не имело столь отрицательных последствий, как замена материала игровых труб. Предварительно очистив рог изнутри, вываривают (выпаривают) и очищают (соскабливают ножом, наждаком) его поверхность, а иногда и полируют ее. Затем отрезают узкий конец рога так, чтобы в образовавшееся отверстие можно было вставить колодку с трубками. Длина раструба, как правило, равна длине игровых трубок. Установив в раструб колодку, закрепляют ее специальным ободком. Конец раструба украшается различными формами выреза или симметричными фигурами. Некоторые мастера по краям поверхности раструба выжигают национальный орнамент или делают инкрустацию. На раструбе также просверливаются симметричные резонаторные отверстия.
Шӱвыроҥ – важная деталь для звукоизвлечения
Применяется мочевой пузырь коровы или лошади, предпочтение при этом отдается молодому животному. Подготовка воздушного резервуара – процедура не из легких. Следует учитывать и то, чтоб он был соразмерен величине инструмента. Подготовка шӱвыроҥ. Очистив поверхность от жира, пузырь кладут на двое суток в соляной раствор (200 гр. соли на 3 л. воды). Столько же времени выстаивают и в уксусном растворе (100 гр. 100% уксуса на 3 л. воды). Затем квасят его в предварительно приготовленном овсяном кашеобразном растворе (на один пузырь – 3 л. раствора: 400 гр. овсяной муки или «Геркулеса», 200 гр. дрожжей, разведенных в теплой воде). Как начнет раствор бродить, в него помещают пузырь и ставят в теплое место на 20 суток. Признаком готовности является слегка белый налет на пузыре. Вымочив его (изнутри и снаружи), следует сделать осторожный наддув, после чего повесить на свежий воздух. Слегка подсохнувший пузырь смазать чистым дегтем и в целлофановом мешке (закупорив) дать «отлежаться» в течение недели. Затем, надув его, повесить на солнце. Высохший пузырь, чуть ослабив наддув, осторожно размять и вновь поместить в целлофановый мешок. Повлажневший пузырь еще раз замазать дегтем и, наддув его, повесить на солнце. Подсохнувший, побелевший пузырь вновь растереть. Как правило, этого достаточно для получения мягкого, податливого резервуара для инструмента.
Подготовка резервуара к шӱвыр. Для установки колодки в резервуар на расстоянии, равном длине, приблизительно, двух пищиков от вдувного канала делают маленькое отверстие (иголкой). Замочив это отверстие водой и слегка надувая пузырь, увеличивают его конусообразной остроконечной палочкой до получения отверстия необходимых размеров (величины колодки). Удобней это делать вдвоем: один надувает резервуар, другой вертит палочкой.
Для вдувания воздуха в резервуар вставляют в канал пузыря специальную трубку – чублык, которую обычно делали из костей конечностей гуся, овцы. Но более удобным (для зубов в особенности) считается деревянная трубка. Во избежание обратного движения воздуха из резервуара в промежутках между вдуваниями трубку закрывают языком, при этом трубка зажимается зубами.
Итак, звук на шӱвыре извлекается в результате вибрации язычков от вдуваемого в резервуар воздуха. Для стабильного звукоизвлечения подача воздуха регулируется нажимом ладонями обеих рук на пузырь. Между ними и располагается резервуар с колодкой. Подача воздуха ртом и нажимы на пузырь осуществляются абсолютно автономно, то есть между ними нет никакой ритмической или иной согласованности. Это требует большой сноровки и часто представляет весьма существенное препятствие для начинающего волынщика.
Традиционно в подавляющем большинстве случаев правая рука располагалась сверху и была предназначена для мелодической трубки (указательный, средний и безымянный пальцы соответствуют первым трем ее отверстиям), левая же рука своими указательным и средним пальцами находилась на басовой трубке. При этом указательный палец левой руки одновременно играл и на четвертом отверстии мелодической трубки. В силу этого экспериментально возможная терция между I и III ступенями (I ступень – при закрытии обоих отверстий басовой трубки, а III – при открытии четвертого отверстия мелодической трубки) практически (аппликатурно!) нереальна.
Настройка шӱвыра – также дело не простое. При закрытии всех (и грифных и «резонансных») отверстий инструмент должен давать в унисон нижнюю (условно назовем – I) ступень звукоряда. Но исполнители применяют другой прием настройки: при закрытых отверстиях басовой и первого отверстия мелодической трубки инструмент должен давать интервал ч.5 (для удобства фиксации инструмента исполнители не снимают с третьего отверстия и безымянный палец). Корректировку же интервалов (и ч.1, и ч.5), как уже указывалось выше, осуществляют при помощи небольших шариков из серы или воска.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
- Фукс А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840; Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии. Уфа, 1859;
- Потехин А. С Ветлуги -- из путевых заметок //«Век», №№ 2--3. СПб., 1861.
- В. М. Газетов. Марийские музыкальные народные инструменты //«Марий Эл учитель», № 5, 1991; №№ 1--2, 1992..
- Эшпай Я.А. Национальные музыкальные инструменты марийцев. Йошкар-Ола, 1940.
- Никифоров П.Н. Марийские народные музыкальные инструменты. Йошкар-Ола, 1959.
- Герасимов О.М. Народные музыкальные инструменты мари. Йошкар-Ола, 1996.
- Герасимов, О. Народные музыкальные инструменты мари.- Йошкар-Ола: Мин. Культ. РМЭ. Центр нар. творчества, 1996.
- Газетов, В.М Марийские музыкальные инструменты – «Марий Эл учитель» №5, 1991 №№ 1-2, 1992.
- Герасимов, О. Шувыр- древнейший музыкальный инструмент народа мири. Республиканский цент народного творчества, 2003.
- Кузнецов, В. Композиторы и музыковеды РМЭ /В. Кузнецов, Л. Кульшетова, В. Чеснокова // Йошкар – Ола, 2006
- Марийцы. Историко-этнографические очерки. Коллективная монография. Йошкар – Олы: МарНИИЯЛИ, 2005. – 336с., ил.
- Прокушев, Г.И. Бесседы об исскустве, Йошкар – Ола: Мар. Изд-во, 2008.
- Шабердин, И.Г. Марий шувыр, Йошкар – Ола, 1989.
- Тойдыбекова, Л.С. Марийская мифология. – Этнографический справочник. – Йошкар – Ола: 2007.- 312 с.
- Эшпай, Я.А. Национальные музыкальные инструменты марийцев.- Йошкар-Ола: Марийское Гос. изд., 1940.
- Архипов Г. А. Происхождение марийского народа по археологическим данным //Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола, 1967; Сепеев Г. А. Основные черты этнических процессов у марийцев //Древние и современные этнокультурные процессы в марийском крае. Йошкар-Ола, 1976.
Служебная информация
- Агрызский