В прошлом у удмуртов бытовала скрипка с двумя струнами и смычком из конских волос, аналогичный древнерусскому струнному инструменту – гудок.
Как показывают последние экспедиционные материалы (1987–2008 гг.), кубыз сохранился за пределами основного проживания удмуртов.
- Балтасинский
Развернутое описание ОНКН
Удмурты, да и все финно-угорские народы России, являются объектами пристального изучения специалистов по этнографии из Венгрии, Финляндии, Эстонии. Стремление познать общность происхождения корней, вот уже более 200 лет не даёт покоя светлым умам из этих стран. Как отважные первопроходцы географии, молодые исследователи один за другим, преодолевая тысячи километров пыльных или грязных, морозных или знойных дорог, прибывали в наши удмуртские и финно-угорские деревни. Благодаря их самоотверженным, героическим поступкам, сохранены древние песни, сказки, легенды и другие объекты нематериального культурного наследия финно-угорских народов России, в том числе и удмуртов. Вот некоторые имена таких исследователей, которые удмурты не имеют права забыть: Миклош Дэметэр, Бернат Мункачи, Ласло Викар, Габор Берецки, Матиас Кастрен, Юрьё Вихманн и многие другие.
На шошминском диалекте удмуртского языка говорят удмурты, проживающие в Балтасинском районе Республики Татарстан, Мари-Турекском районе Республики Марий Эл [2, С. 42]. Диалект назван по названию реки Шошма.
Специальной литературы по исследованию удмуртской скрипки очень мало. С 1958 г. по 1979 г. венгерские учёные Ласло Викар и Габор Берецки по поручению Венгерской Академии Наук несколько раз выезжали к финно-угорским и тюркским народам Волго-Камского региона и собрали богатый материал по вокальной культуре этих народов. Среди собранного материала представляется и небольшое количество записей удмуртской, марийской и чувашской скрипки, которые исследовала в своей работе по инструментальной музыке удмуртов и мари венгерский ученый Луйза Тари [5, С. 291-314]. В отечественной литературе по музыкальной культуре удмуртов можно найти лишь только несколько упоминаний о кубызе.
Экспедиции в Балтасинский район Татарстана осуществилась в 1999, 2005 гг. В документе "Отёт о результатах экспедиций к шошминским удмуртам в 1999, 2005 гг." Миклош Дэметэр упоминает о музыкантах:
Картамышев Kузьма Григорьевич (1930-2004, Сырья, удм. Сэрья) - проживал в д. Сырья, его отец, который был татаром-кряшеном, также играл на кубызе. Кузьма Григорьевич прекрасно играл на кубызе, в 1992 году его односельчанка, корреспондент удмуртского радио Плотникова Е. И., сделав запись, подготовила передачу о нём. Инструмент привёз из Германии, где служил в армии. Играет на 3-х струнах.
Tувалов Михаил Владимирович (1934, Средний Кушкет, удм. Њаны) - играет на 3-х струнах. Первая его скрипка была домашнего изготовления, которую изготовил его деверь из д. Н. Ушма. На свадьбе в последний раз играл в 1963 году. В 1968 году его записал Л. Викар.
Копаров Александр Николаевич (1927, Карык-Серма, удм. Турья Починка) - свою скрипку изготовил сам. Говорит, что играть научился сам, учителей у него не было, на свальбах не играл, и является «музыкантом-любителем».
Туктаров Туктагул Туктарович (1918, Тагашур, удм. Бибакла) – играет на фабричном инструменте, на 3-х струнах, самим изготовленых из тонкой овечьей кишки. Его отец играл на кубызе домашнего изготовления.
Романов Михаил Ефимович (1943, Нижняя Ушма, удм. Улын Ушмы, проживает в Казани, видеозапись была сделана в д. Малые Лызи Балтасинского района у дочери) – играет на 4-х струнах, учился у отца, который играл на 3-х струнах.
Кубыз – мужской инструмент.
Обычным является способ игры в вертикальном положении, то есть играют сидя и инструмент держат на коленях (реже на левом колене).
Подобный архаичный способ игры зафиксирован исследователями И.М. Нуриевой и исследователем-этнографом и мастером-музыкантом М. Дэметэром у удмуртских традиционных музыкантов, играющих на трехструнном самодельном 'кубызе', где большое расстояние между грифом и струнами не позволяет исполнителю прижимать струну к грифу. Поэтому 'ку-бызчи' - исполнитель на 'кубызе' - лишь прикасается подушечками пальцев к струне.
Во время гуляний, а также при сопровождении свадебного напева (сюан сямен), как правило, играют стоя и кубыз придерживают на запястьи при помощи верёвочки (коу), которую привязывают к шейке инструмента (чырты). Бывали случаи, когда кубыз подвешивали к пуговице пиджака или привязывали к верхней одежде и, таким образом, облегчали игру стоя (фото 2).
Смычок (коскан) обычно придерживают рукой ладонью вниз (фото 2, 3, 6, 8, 10), только Романов М. Е. держит смычок поверх ладони, т.е. ладонью вверх (фото 11). Небольшие отличия между способами держания лишь в том, как придерживают пальцами смычок, двумя, тремя или четырмя пальцами спереди.
Также есть отличительные особенности в технике игры на кубызе – это игра сразу на двух или трёх струнах. При этом смычок быстрее подёргивают в быстрых танцевальных мелодиях, придавая звучанию ритмичность, и медленнее, волнообразно двигают им во время исполнения медленных мелодий. Третья струна (гайтан, зöк гайтан) является резонантной, даже если на ней не играют. Подставку (атас) вырезают более плоской, чем на классической скрипке, за счёт чего и получается такое совместное звучание нескольких струн. Вибрато отсутствует.
[из отчета "О результатах экспедиций к шошминским удмуртам в 1999-2005гг." Миклоша Дэметэр]
"Музыканты Копаров А. Н. и Туктаров Т. Т., в отличие от остальных, не прижимают струны к грифу инструмента, а только прикасаются к ним подушечками пальцев. Возможно, это обычное явление в удмуртской традиции, которое обошло стороной наше внимание. Такую технику игры можно встретить и у других народов (ср. греч. лира, рус. гудок, монг. морин-хур). Не исключаем, что у удмуртов эта техника «прикосновения» сохранилась ещё с тех времён, когда использовали инструменты, выдолбленые из одного куска дерева и не имеющие грифа. Коми исследователь П. И. Чисталёв возводит использование таких музыкальных инструментов ещё к общепермской эпохе [4: 17]. Также и О. Герасимов, исследователь марийских народных инструментов, говорит о происхождении марийской скрипки ия-ковыж от подобных (двуструнных, изготовленных из одного куска дерева) инструментов [1: 81]. Такие музыкальные инструменты встречаются у многих народов."
Традиционный трехструнный кубыз настраивают на ля-ре-соль (a’ d g), а четырех-струнный – на ми-ля-ре-соль (e’ a’ d g).
Обязательным аккомпанементом игры является притаптывание одной или двумя ногами в такт. Данные отличительные особенности игры на кубызе придают ему целостное звучание, что очень важно, особенно при сопровождении танцев, так как традиционно этот инструмент использовался как сольный инструмент, а в танцевальной музыке ритм имеет большее значение, чем сама мелодия.
Такой комплексной техникой игры музыкант в действительности мог в одном лице заменить целый оркестр. Это явление встречается в народной музыке во всём мире.
Кубыз является типичным мужским инструментом, нет данных о том, что на нем играли бы женщины. Есть редкие упоминания о том, что кубыз мог выступать в ансамбле со следующими музыкальными инструментами: кубыз – варган, кубыз – крезь (удм. гусли), кубыз – тальянка, кубыз – кубыз, но эти «ансамбли» имели спонтанный характер.
У шошминских удмуртов в прошлом традиционным свадебным музыкальным инструментом являлся именно кубыз. О свадьбе, проводимой с гармонью, говорили, что подобна «собачьей свадьбе». Музыканты ездили в разные деревни на свадьбы, то есть, помимо местного населения, они «обслуживали» и соседние деревни. Если в деревне не было своего музыканта, то приглашали из других деревень, так как свадьбу невозможно было провести без кубыза. Эта традиция сохранялась еще и тогда, когда гармонь получила широкое распространение. За игру на свадьбе музыканты не получали особой денежной платы. Вместо этого им предоставлялась возможность поесть и попить, а также в качестве подарка им на шею вешали белое полотенце. Таким образом, удмуртские скрипачи не являлись музыкантами-профессионалами в том смысле, что не могли содержать себя за счет игры на кубызе. Они так же, как и их односельчане занимались хозяйством, держали скот. Для них это занятие не было работой, оно скорее лишь отражало потребности более раннего времени.
12-26 июля 2018 г. в г. Ижевске состоялся «Первый Кубыз фестиваль». Фестиваль призван решить задачи по популяризации традиций игры на кубызе, не только у шошминских удмуртов, но и повсеместно среди всех удмуртов.
Эпоху Возрождения преданных забвению музыкальных инструментов с 1990-х годов открыл Сергей Николаевич Кунгуров (1960-2012), заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, лауреат международных конкурсов, легендарный изготовитель крезей. Благодаря кропотливой работе легендарных мастеров удмуртских Крезей Сергея Кунгурова и удмуртских Кубызов Миклоша Дэметэр, появился Отряд скрипачей и мастеров по их изготовлению:
1) Романов Михаил Ефимович, 1934 г.р. пенсионер, проживает в г. Казань, частый гость на Родине в д. Малые Лызи Балтасинского р-на РТ - последний скрипач из традиционной школы скрипачей шошминских удмуртов;
2) Миклош Дэметэр, 1974 г.р., проживает в Румынской Трансильвании, частый гость в Удмуртии - Исследователь и Мастер-изготовитель Кубыза
3) Плотников Николай Иванович, 1974 г.р., ИП, проживает в д. Сырья Балтасинского района РТ, - на стадии освоения игры на Кубызе - скрипка от Евгения Бикузина.
Аудио ОНКН
Место хранения: Фонограмархив Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН
Год: 2001
Место хранения: Фонограмархив Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН
Кубыз гуръёс, д. Сырья
Год: 2-5.12.1999 г.
- Балтасинский
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
1. Герасимов, О. 1996. Народные музыкальные инструменты мари. Йошкар-Ола.
2. Кельмаков, В.К. 1998. Краткий курс удмуртской диалектологии. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета.
3. Нуриева, И. М. 1999. Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов. Ижевск.
4. Чисталёв, П. И. 1980. Музыкальные инструменты пермских народов. Сыктывкар.
5. Tari, L. 1997. Ammerkungen zum Geigenstil der finnougrischen Wotjaken und Tscheremissen des Wolga-Kama-Gebietes. In: Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. 38/3-4. 291-314.
6. Vikár, L. 1984. Finnugor és török népek zenéje. Hungaroton LPX 18087-89.
7. Vikár, L, Bereczki, G. 1989. Votyak Folksongs. Budapest, Akadémiai kiadó.
8. Vikár, L. 2002. Volgán innen, Volgán túl: Naplójegyzetek a magyar őshaza vidékéről. Budapest, Balassi kiadó. 22.12.2009
Служебная информация
Место фиксации: Шошминские удмурты: Балтасинский район РТ, Мари-Турекский район РМЭ, Удмуртская Республика.
Место хранения: семейный архив авторов описания.
История выявления и фиксации объекта: История описана Миклоша Дэметэр в «Отёте о результатах экспедиций к шошминским удмуртам в 1999-2005гг.».