- Атнинский
Развернутое описание ОНКН
Резьба по дереву — это создание изображения, рисунка, или узора, на деревянных изделиях при помощи различных резных художественных обработок материала. Каждый узор в резьбе имеет свое значение, сформировавшееся в контексте различных факторов — бытовых, исторических, религиозных. Так, например, большое влияние на мотивы прорезной резьбы оказали народная вышивка и плетение кружев, а с развитием кораблестроения наибольшее распространение получила скульптурная резьба.
Деревянную художественную резьбу можно классифицировать по технике исполнения, по предназначению, а также по стилистическим характеристикам. Стоит отметить, что для каждого вида резьбы принято использовать определенный вид древесины. Так, по технике исполнения резьба делится на: глухую или долбленную, объемную, пропильную (ажурную). По стилистическим особенностям можно выделить следующие виды резьбы: геометрическая (трехгранно-выемчатая, контурная, ногтевидно-контурная), плоскорельефная, рельефная, контрельефная, скульптурная, накладная, прорезная, ажурная.
Махмут Хакимзянов продолжает местные традиции мастеров
Резьбой по дереву начал увлекаться ещё в детстве. Уже в 4 классе, взяв в руки ножик, маленький мальчик вырезал из дерева разные предметы. Самая первая его работа – шахматные фигуры для игры с друзьями. При работе он использовал самые простые орудия труда: нож, топор, пила. В результате получались изящные фигуры. Увлечение, начавшееся в детстве, Махмут абый продолжает и по сей день. В руках мастера кусок дерева, корень, засохший сук превращается в настоящее произведение искусства. Как говорит мастер, в летние месяцы отправляется в лес в поисках подходящих природных материалов для своих работ, прежде всего обращает внимание на корневую часть какого-нибудь дерева, сук, напоминающий какую-то часть вымышленного образа. А творит он в основном, осенью, особенно в дождливую погоду.
«После сбора материала я полностью погружаюсь в свой собственный мир, рисую в уме узоры будущих своих работ. Думаю, как делать, что делать, живу этой мечтой. Отрезки древесины становятся моим холстом, а инструменты кистью, с которой я рисую разные образы и сюжеты. Я старательно выбираю каждую деталь, чтобы передать свои мысли и чувства через моё резное произведение. Эта работа дает мне душевное спокойствие. Резьба по дереву – это так увлекательно, что с каждой созданной работой вдохновляет меня всё больше и больше. Возможность переложить вдохновение в материальную форму всегда привлекала меня с детства. Когда я работаю, время останавливается. И я полностью погружаюсь в свое творчество», - делится своими впечатлениями Махмут Гаделзянович. Он не заканчивал специальных учебных заведений, у него нет профессионального образования по декоративно-прикладному искусству. Он научился всему самостоятельно. В настоящее время у него накопилось очень много разных фигур из дерева: это и бытовая утварь, и работы по произведениям великого татарского поэта Г.Тукая такие как Шурале, Былтыр, Пар ат. «Я и сейчас люблю читать и перечитывать Г.Тукая. Сколько глубоких мыслей заложено в его произведениях! Сказки, предания, баиты нашего народа привлекают меня, так как по ним можно создавать сказочные образы-фигуры», - делится Махмут Гаделзянович.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
1. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1984.
2. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1969.
3. Стародуб Т.Х. Исламский мир. Художественная культура VII-XVIII веков. Архитектура. Изображение. Орнамент. Каллиграфия. - М.: Восточная литература, 2011.
4. Хакимов Р.С., Хузин Ф.Ш. Время и пространство Болгарской цивилизации: Атлас. - М.: Феория, 2012.
5. Әтнә таңы // 16 февраль 2011 ел. №12(1819), 26 май 2023 ел №20 (2776)
6. Сираҗи сүзе // май, 2023 год
7. Шәһри Казан // 23 октябрь 2020 ел №115( 6312)
Служебная информация
- Атнинский