- Альметьевский
Развернутое описание ОНКН
Мордва является девятым по численности народом России, большинство его представителей проживают в Республике Мордовия. Традиции мордвы следует рассматривать с учётом разделения народа на два субкультурных этноса – обычаев эрзян и мокшан. Эрзя (самоназвание) и мокша (самоназвание), каждый из которых имеет свой язык (мордовский-эрзя или эрзя-мордовский, эрзянский и мордовский-мокша или мокша-мордовский, мокшанский), особенности в антропологическом облике, расселении, быте, материальной и духовной культуре.
Многие культурные элементы этих народностей схожи, однако есть заметные различия, что выражены в зависимости от территории проживания племён. Традиции морды тесно переплетаются с русскими обычаями, ведь многие годы эти народы тесно сосуществовали и влияли друг на друга, но есть и самобытные элементы.
Отношение человека, общества с природой складывались исстари. Древние люди, жившие за счет природы, уже осознавали, что от сохранения природы зависит благосостояние человеческой общины, племени. Эта заинтересованность людей в сохранении определённых территорий, животных и растений со временем закрепилась в различных традициях, культовых обрядах, суевериях, праздниках народов России. В мордовском календаре много самых разных праздников, но большинство из них связаны с сезонами и почитанием природы.
Обряд, обычай, традиция являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.
Медведь играл важную роль в жизни мордвы
Главной составной частью духовной культуры мордовского народа являются обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества, декоративно-прикладного искусства. Они разделяются на сезонные, связанные с традиционными занятиями (земледелием, скотоводством, пчеловодством и др.), семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные.
Мордовские народы верили, что медведь способен отпугивать нечистую силу. Так, медведей водили по дворам, чтобы они отгоняли злых духов. Существовала профессия поводырей-медвежатников, которые с медведями за определенную плату обходили деревни и села. Жители деревень держали в хлевах и конюшнях череп медведя. Мордва верила, что колдуны особенно боятся медведей, именно с этим связано появление медведя в свадебном обряде. И в селе также почитают медведя и верили, что он может отогнать злых духов от дома.
Считалось, что нечистая сила, злые духи, колдуны особенно боялись медведя. Медведей водили по домам и дворам, чтобы нечистая сила не вредила скотине и людям. После окончания посевных работ крестьяне совершали обряд молений. В этот день жители села украшают свои дома ветками березы, готовят национальные мордовские блюда, чтобы угостить пришедших в гости. в этот день всей деревней принято "наряжать медведя". Головной убор делают из папоротника и украшают цветами. Тело обвязывают березовыми ветками. И при этом поют старинные мордовские песни, где рассказывается о тяжелом труде крестьян, про обычаи выдавать молодых девушек не по любви, а за немилых, богатых и старых. Здесь же затеваются веселые народные игры, водят хоровод. Обряд заканчивается тем, что участники процессии идут к пруду, сбрасывают в воду ряженого медведя (т.е. «шубу» из листьев), обливают друг друга водой, т.е. "очищают" себя от дурного глаза и нечистой силы.
Праздничная традиция мордвы по-прежнему продолжает оставаться актуальной и востребованной, способствуя сохранению культурного наследия и воспитывая последующие поколения.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
«Остатки языческой религии мордвы Пензенской губернии» Эхо веков. Научно-документальный журнал. №1/2 2003 Ю. Мордвинов. Взгляд в прошлое. Ульяновск, 2007.
«Мордва историко-культурные очерки» Редакционная коллегия: академик В.А. Балашов (отв. редактор), доценты В.С. Брыжинский, И.А. Ефимов, руководитель авторского коллектива академик Н.П. Макаркин. Саранск, мордовское книжное издательство, 1995.
https://musaget.ru/traditsii-mordvy-prichitaniya-nevest-i-yazycheskaya-pasha