- Аксубаевский
Развернутое описание ОНКН
Для того, чтобы приобрести необходимые знания, нужно иметь опытного наставника, желание, свободное время и талант. Освоение мастерства резьбы объемных фигур по дереву дает возможность воплощать в жизнь свои самые смелые фантазии, воссоздавать шедевры искусства, скульптуры, композиции и множество других предметов. Недостаточно одного знания данной техники, мастер в то же время должен быть художником, скульптором и творческой личностью. Сам процесс отличается высокой точностью и скрупулезностью.
Объемная резьба по дереву для начинающих может показаться сложной техникой. Но не стоит отчаиваться, ведь навыки оттачиваются с опытом. Главное – знать, с чего начать.
Принцип подготовительных работ основывается на правильном подборе древесной породы. К примеру, крупные элементы легче вырезать из дерева мягких сортов (сосна, тополь, липа), поскольку они более податливы и, наоборот, для вырезания мелких деталей лучше остановиться на твердой древесине (клен, дуб).
Еще один важный этап подготовки – выполнение эскиза. Его можно изобразить схематически, вылепить из гипса или глины, распечатать на принтере. Важно помнить, что без эскиза результат получится менее точным.
Это и привычные ножи со стамесками, и специальные станки. Для работы в домашних условиях понадобятся такие инструменты для объемной резьбы по дереву:
- Наждачная бумага всех фракций.
- Ножи различных модификаций, размеров и форм.
- Ручной фрезер с широким ассортиментом насадок.
- Стамески разных видов.
- Надфили.
Во время работы мастер использует различные приемы строгания и обработки древесины, среди них можно выделить несколько основных, применимых для всех видов резьбы по дереву:
- «От себя». Используется для удаления кромки и фаски, в особенности, если они расположены перпендикулярно волокнам древесины. Работа осуществляется одной рукой или придерживая лезвие пальцами второй руки.
Прием для снятия толстого слоя дерева по направлению его волокон. Нож захватывают одной или обеими руками, при этом кончик направлен к себе.
Сильным надавливанием грудью на руки делается срез. Если необходимо снять большой слой, но при этом места для маневренности недостаточно, нажим на руки выполняется корпусом.
- «На себя» – прием резки, когда лезвие направлено в сторону левой руки, а движение делается навстречу большому пальцу.
Для объемной резьбы по дереву рекомендуется использовать древесину мягких пород, такую как клен, ольха, липа и осина.
В особенности выделяют липу, ввиду ее однородности, пластичности и податливости при резьбе. Осину и ольху применяют немного реже. Перед работой с осиной ее желательно запарить на два-три часа и после этого выдержать в тени примерно сутки. После просушки брус, на котором появились трещины, обрабатывают путем срезания торцов.
Древесина не должна иметь никаких изъянов в виде гнили, трещин, пустот.
Объемная резьба по дереву выполняется так. В первую очередь. на брус наносят контуры будущего изделия и вырубают ненужные части. Делают это с помощью стамески, затем ею же прорабатывают основные очертания фигуры.
После этого приступают к работе ножом и рашпилями разных размеров, придавая более плавные очертания. Действия при этом осторожные и мягкие, состругивается тончайший слой древесины. Скульптура как бы расписывается режущим инструментом, оставляющим на ней бороздки. Линии имитируют черты лица человека, перья птиц, шкуру животного, конскую гриву, прожилки на растениях и другие элементы.
Все срезы делаются мелкими, обрабатывая поверхность со всех сторон.
Если в скульптуре планируется сделать отверстия, их прорезают на завершающем этапе.
Твердую и сухую древесину в процессе резки желательно смачивать.
Готовое изделие мастер шлифует шкуркой или оставляет в неизменном виде.
Затем его оставляют просушиться. В случае образования трещин, их заполняют клиньями с учетом направления древесных волокон.
В 2009 году получил начальное художественное образование, окончив художественное отделение Детской школы искусств (преподаватели Альфия Нурхаметова, Кристина Серкова). В 2013 году окончил Московский колледж художественных ремесел по специальности художник-мастер по дереву. Обучался у известных российских художников Галины Рогачевой, Константина Рогачева, Сергея Миронов, мастера-резчика Владимира Мишина.
Вид ремесла – художественная обработка дерева, изготовление различных изделий украшения для помещений, мебели в разных стилях, садово-парковых скульптур. Использует различные методы работы с древесиной, в том числе наборную технику маркетри. Художественным ремеслом по дереву занимается 2010 года.
Андрей Бикмуллин участвовал в различных ведомственных конкурсах, фестивалях. В 2007 году стал победителем республиканского конкурса «Я гражданин России» со композицией, выполненной из глины. В 2018 году занял первое место на Межрегиональном конкурсе по выпиливанию деревянных скульптур «Ожившая история», прошедшем в городе Тотьма Вологодской области. В разные годы организовывались его персональные выставки в районной библиотеке, районном краеведческом музее, его работы выставлялись на творческих фестивалях, отраслевых семинарах, на молодежных, детских форумах он вел мастер-классы резьбы по дереву. О его работе с деревом писали в газете «Сельская новь», «Аксу-пресс», «Республика Татарстан».
За успехи конкурсах, фестивалях он имеет Благодарственное письмо от Управления Миграционной службы по РТ, Диплом победителя Всероссийского конкурса по выпиливанию деревянных скульптур в г. Тотьма, грамоты, Благодарственные письма Центральной библиотечной системы, районного краеведческого музея, Аксубаевского православного храма Преподобного Феодосия Тотемского.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
Служебная информация
- Аксубаевский
МБУК «Централизованная музейная система» (АКМ), 2020 год, Нурхаметова А.Р., Куштукова Н.Г.