- Заинский
Развернутое описание ОНКН
Ашыт - это первое название села Куш-Елга по имени его основателя Ашыта. Во времена крещения Руси Иваном Грозным Ашыт со своей семьей искал убежище и место для спокойного проживания и ведения хозяйства. Судьба привела его в красивое место, где две речушки соединялись в одну (кушылган елга), а совсем рядом располагалось небольшое красивое озеро с растущими по берегам высокими елями и соснами.
Это место понравилось, вдохновило мужчину и его семью так, что они решили здесь обосноваться. Шли годы, деревня росла и развивалась по всем направлениям сельского хозяйства и бытового хозяйственного производства. Местные жители разводили лошадей, деревня славилась мастерами по изготовлению саней, телег, сбруй и седел.
Деревня вела настоящий племенной образ жизни, основанный на родстве и на ведении общего хозяйства. В начале лета собирался «җыен» (Jiqgin - на древнетюркском языке «скопление», «сборище») жителей, на котором обсуждали итоги прошедшего года и планы на будущее, а затем общими силами производили уборку урожая. Уборка урожая в процессе «җыен» превращалась в настоящий праздник, участие в котором, со временем, начали принимать не только члены деревни Ашыт. На целую неделю как на праздник в село приезжали на помощь люди из многих близлежащих деревень, вместе убирали урожай, уборка сопровождалась песнями - «урак өсте», организовывали «өмә», где строили друг другу дома и бани.
У наших предков, праздник состоял из официальной части и различных игр, и соревнований. В процессе «җыен» родственные племена и роды обосновывались в разных частях деревни и устанавливали связи с соседними селами. Днем работали, а вечером собирались на ягодной поляне на гулянье под гармонь, пели песни, танцевали, играли в игры.
В период җыена парни часто знакомились с девушками, в дальнейшем создавались семьи. Деревня Ашыт отличалась преобладающим рождением в семьях именно девочек, поэтому в процессе җыена молодые парни из соседних деревень стремились приехать в Ашыт со своими родителями для знакомства с девушками и скорейшего сватанья. В процессе уборки урожая парни видели, как девушки работают, готовят еду, как поют и танцуют вечером на поляне. Для девушек җыен был способом показать себя в лучшем свете и удачно выйти замуж. Для знакомства молодежи выделяли 2-3 вечерних гуляния, на поляне, которые проходили под присмотром старшего поколения.
Подготовка и проведение җыена было особо ответственным делом управления общины. Празднование начиналось со сбора в деревню гостей, которые приезжали на упряжках, украшенных разноцветными лентами, расшитых полотенцами. Обычно это были родственники и друзья породнившихся семей. Всех друзей приглашали к столу, ежедневно топились бани, играла гармонь, распевались песни. Часто во время җыена игрались свадьбы и поэтому гостей могло быть очень много. Несколько дней җыена выделялось на организацию праздничного базара. На поляне устанавливались торговые палатки, в которых продавались сладости, орехи, пряности, галантерея и разная мелочь. Повсеместно звучали песни под гармонь,а с детьми проводили игры. Продажа и употребление алкогольных напитков настрого запрещалась в соответствии с канонами исповедуемой религии - ислама.
Жители деревни Ашыт славились коневодством. Поэтому в последние дни җыена устраивали и конные соревнования, в которых участвовали лучшие скакуны региона. По окончанию уборочных работ и самого праздника гостей и родственников торжественно, с почетом и подарками провожали на упряжках по домам. Красивые проводы гостей сопровождались песнями и танцами под гармонь. В 1921 году традиция проведения җыена была приостановлена ввиду исторических событий. 1921-1922 года известны гражданской войной, сопровождаемой голодом в Поволжье. В селе Ашыт произошел ужасный пожар, который уничтожил всю деревню дотла. По сей день при въезде в деревню существует огражденное место, в котором людей, умерших от голода и холода массово хоронили в общей братской могиле. Эти жестокие исторические события многое поменяли в жизненном укладе всего населения страны. Празднование җыена стало забываться.
В 2011 году благодаря стараниям директора сельского Дома культуры д.Куш-Елга Ахмадуллиной Ралие Аснафовне и поддержке местных жителей и руководителей Заинского муниципального района, традиция была возрождена. Теперь на краю поля, прилегающего к деревне, ежегодно проводится праздник села «Ашыт җыены». Он собирает сельчан и гостей со всего района. На мероприятие с удовольствием съезжаются все поколения, жившие и развивающие деревню Куш-Елга (Ашыт).
Как и большинство возрожденных обрядовых праздников, «Ашыт җыены» проводится уже в осовремененной форме, но в его основе лежат воспоминания старожилов и их пожелания. В течение года в деревне идет подготовка к празднику: вышивают полотенца и мастерят украшения для лошадей и телег, девушки готовят творческие номера для праздника. В день праздника часть гостей прибывает традиционно на наряженных телегах, запряженных лошадьми. На поляне организована выставка-ярмарка мастеров декоративно-прикладного промысла и фермерских хозяйств.
Открывает праздник театрализованное представление, показывающее историю села, жизнь и быт наших предков, уборку урожая с полей. Представление перерастает в «вечернее гуляние», во время которого выступают фольклорные коллективы района и приглашенные артисты. Гости праздника принимают участие в танцах и подпевают любимые песни. Каждый желающий может выступить с творческим номером и показать свои таланты, в том числе незамужние девушки, желающие устроить личную жизнь. Обязательной частью праздника является исполнение песен под гармонь и проведение традиционных народных игр «сигезле», «алтылы», «дуртле»… Для детей и молодежи проводятся народные игры и состязания. Также во время праздника подводят итоги проделанной за год работы, поздравляют долгожителей, юбиляров, молодоженов и новорожденных, а также передовики сельского хозяйства. В различных номинациях стараются отметить практически каждого жителя деревни.
Изображения ОНКН
Аудио ОНКН
Видеоматериалы ОНКН
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
Служебная информация
- Заинский