- Верхнеуслонский
Развернутое описание ОНКН
Среди многообразия природных ландшафтов можно выделить особую группу компактных территорий и естественных образований, представляющих собой своеобразные «храмы под открытым небом». Так называемые сакральные природные места - «храмы» играли огромную роль в становлении человечества, преломляя и формируя в его сознании определенное отношение к окружающему его миру.
Значение слова «сакральный» в переводе с латинского – «священный, культовый, ритуальный». На современном языке сакральные места называют «местами силы» (англ. «Place of Power»), т.е. места с повышенной энергетикой. На данных территориях нередко возникают аномальные явления, связанные с выходом энергии из земных недр. Их воздействие на человека с положительной стороны, то есть воссоздание в человеке гармонии души и тела, а также с отрицательной стороны – ухудшение самочувствия, появление угнетенности, нервозности - можно отнести к особому статусу.
В свое время наши предки усмотрели в них данное особое предназначение, и эти места, в основном, использовали для совершения культовых действий. К тому же, приуроченность сакральных мест к чему-либо дает сведения предполагать о философских категориях «добра и зла», «свой и чужой» и т.п.
Со временем в аналогичных местах люди начинают возводить сооружения с целью уберечь памятники от природных явлений и стихий. Можно произвести некую параллель с настоящим, так как новые храмы строятся, как правило, на руинах старых.
В 300-х метрах от села Татарское Маматкозино Верхнеуслонского района Республики Татарстан находится эпитафический памятник, который датируется XVI веком. По рассказам сторожил, в XVI веке в данной местности были обнаружены плоские, прямостоящие прямоугольные камни. Учеными-археологами установлено, что на этом месте находилось кладбище. По форме, стилю надписи и орнамента установлен и их возраст.
По сведениям из архивных документов, к началу XVIII века сеть поселений на территории уже сложилась, сложилась и структура землевладения. Среди помещиков, владевших землями и крестьянами на территории, выделяется семья князя Баратаевых, которая оставила заметный след в истории данного края. Князь Николай Семенович Баратаев (1785-1845 гг.) помещиком Свияжского уезда стал в 1831 году, когда при разделе имения, оставшегося после смерти его тети Марии Александровны Мергасовой (Родионовой), получил деревню Маматкозино (ныне Старое Русское Маматкозино) и 271 ревизскую душу. С этого времени дер. Маматкозино стало «дворянским гнездом» Баратаевых.
После смерти Николая Семеновича Маматкозинское поместье было поделено, вероятно, по завещанию – третья часть досталась сыну Николаю. Поэтому вплоть до 1917 года в Старом Русском Маматкозино было две крестьянские общины. События 1917 года в корень изменили жизнь села.
Также существует гипотеза о заселении территории дер. Маматкозино со времен Волжской Булгарии. А Старое Русское Маматкозино было образовано скорее всего после завоевания Казанского ханства. Со слов старожил известно, что в селе жил богатый мулла, бай Мамат Хужин. По видимому, отсюда и произошло название Маматхужа (Маматкозино).
В отделе рукописей и редких книг научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского хранятся два документа, представляющих собой копии с грамот XVI века. Подлинники в XIX веке хранились в семейном архиве помещика села Ивановское действительного статского советника Павла Ивановича Еремеева. В конце XIX или начале XX века копии с них снял кто-то из членов Общества археологии, истории и этнографии Казанского университета и сдал в архив общества. Эти грамоты в первой половине XVII века были выданы служилому татарину Нурмамету или Урмамету Нуркееву, помещику д. Большое Маматкозино (Старое Русское Маматкозино). Первая грамота датирована 1614 годом, когда со дня избрания на престол нового царя из династии Романовых - Михаила Федоровича прошло около полутора лет.
«По государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича Всея Русии указу. Стольник и воевода князь Василий Петрович Щербатый да дьяк Ивано Сафонов дали в поместье Свияжскому служилому татарину Урмамету Нуркееву в д. Маматкозине на выморочную Егидеревскую пашню на тридцать четыре чети, что бил челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу Всея Руси он, Урмамет.
А сказал: служил де отец его всякие службы на Уржуме, как ставили город Уржум, а он и после отца с отцовского поместья государевы службы служит десятый год. А в Свияжских в поместных дачах, что за отцом его было поместье, в 7122 году написано: в д. Большая Маматкозина, а в ней пашни 17 четей в поле, а дву потому ж , сена 220 копен. Да за ним же вотчина, бортный ухожей около тое ж деревни. Да за ним же в деревне Егидереве выморочные пашни 17 четей в поле, а в дву потому ж, сена 200 копен. А всего за ним отцовского поместья 34 чети в поле, а в дву потому ж, сена 420 копен. И то де поместье за ним по ся место не справлено, владеет без дачи.
И государь бы его пожаловал, велел за ним то отца его поместья и вотчину за ним справить. И государь царь и великий князь Михаил Федорович указал: служилому татарину Урмамету Нуркееву тем его отцовским поместьем и вотчиной владеть, пашни пахать тридцать четыре чети в поле, а в дву потому ж, сена косить 420 копен до тех мест, как за ним тое пашни и сенные покосы государевы большие писцы или мерщики отпишут или измерют, и учинят за ним по государеву указу. А с того ему поместья государевы всякие службы служить.
К сей выписи стольник и воевода князь Василий Петрович Щербатый печать свою приложил. Лета 7122 (1614), августа в 4 день.
На обороте: Справил подъячий Степанко Свистунов. По склейкам скрепа: Иван Софонов».
Из документа видно, что в последние десятилетия XVI века поместьем в Маматкозино владел отец Нурмухаммета Нуркеева, которого очевидно звали Нуркей (точнее, так писали по-русски его имя). Именно этот Нуркей (или его отец) во время захвата Казанского ханства проявил лояльность, и его земля, которой он владел как служилый человек Казанского хана, была оставлена за ним.
К 1614 году Нуркея не было в живых уже около 10 лет. Его сын Урмамет (Нурмамет) все это время «всякие службы служил». По законам Московской Руси, поместье передавалось по наследству только по царскому указу, но в течение 10 лет после смерти отца Нурмамет не мог этого сделать из-за «смуты». Затем он официально наследует поместье отца. При этом за заслуги отца и за собственные, он получает какое-то Егидеревское поместье. Речь в данном случае идет не о руссокй деревне Егидереве, а о выморочном поместье служилого татарина Егидера в той же деревне Маматкозино, что ясно из следующего документа.
«Лета 7147 (1639), марта в 14 день по государеву цареву и великого князя Михаила Фёдоровича Всея Русии указу, воевода князь Иван Михайлович Долгорукий да дьяк Семен Копылов дали с отдельных книг выпись свияжскому служилому татарину Урмаметке Нуркееву для того:
В нынешнем во 147 году, марта в 12 день бил челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу Всея Русии, а воеводе князю Ивану Михайловичу Долгорукому да дьяку Семену Копылову он Урмаметко подал челобитную. А в челобитной его написано.
В нынешнем же де во 147 году бил он челом государю на Москве..... Свияжский государеву грамоту на старинное отца своего и свое поместье, на Егидеревскую пашню Азбердиева, что на устье реки Алганыря. И по той де государеве грамоте, то старинное поместье отца его и его Урмаметково по старым крепостям и межам и урочищам ему Урмаметку отделено, и отдельные книги в Свияжской в съезжей избе поданы, а выписи де с тех отдельных книг ему, Урметку, на то поместье де не дадено. И государь бы его, Урмаметко, пожаловал, велел с тех отдельных книг на то старое отца его и его поместье ему , Урмаметку дать выпись, по чему б ему тем поместьем впредь владеть.
А в отдельных книгах написано: 147 году, февраля в 14 день, свияженин Илья Соловцов, приехав в свияжский уезд на Егидеревскую на пашню Азбердиева, в Урмаметково поместье Нуркеево Егидеревскую пашню Азбердиево, а вней пашня 17 четей в поле, в в дву потому ж, сена на 200 копен, велел за ним написать в книги по старым крепостям, и велел ему той Егидеревской пашней Азбердиева владеть по старым межам и граням и урочищам.
А в межах та поместная земля Нурмаметова в поле батлыковской ясачной земли и сенных покосов, которые у них батлыковских татар в споре с Уланом Малоствовым, а урочища той поместной земле на низ по речке Алганыре, по правую сторону, и до устья речки Алганыря. А та речка Алганырь пала в Сулицу реку. А по речке Сулице вверх до Баталыковского прясла по правую ж сторону.
И по государеву цареву великого князя Михаила Федоровича Всея Русии указу и по сей выписи свияжскому служилому татарину Нурмамету Нуркееву то Егидеревской пашне Азбердиева 17 четей в поле, а в дву потому ж да сена 200 копен, по старым крепостям и межам, и граням, и урочищам, которые всей выписи выше сего писаны владеть, пашни пахать, а сено косить, покаместа за ним тое Егидеревскую пашню и сенные покосы государевы большие писцы и мерщики отпишут и измерят и учинят за ним по государеву указу.
К сей выписи князь Иван Михайлович Долгорукий печать свою приложил.
На обратной стороне: справил подъячий Маркушка Гордеев. Скрепа: дъяк Семен Копылов».
Документ представляет собой стандартную выпись из «отдельных книг», то есть удостоверяет собственность Нурмамета Уркеева на определенную землю, границы которой были описаны специально приезжавшим в поместье «отдельщиком» -- дворянином. Из текста видно, что кроме предков Нурмамета в Маматкозине был еще один служилый татарин – Егидер Азбердиев, выморочное (то есть оставшееся без наследников) поместье которого передано Нурмамету Нуркееву.
Нурмамет Нуркеев был довольно мелким помещиком – в пересчете на современные меры площади все его поместье составляло около 60 гектаров пашни и 20 гектаров сенокосов. В 1646 году у него была только одна крестьянская семья.
С расселением татар и русских населенные деревни приняли свои постоянные названия - Татарское Маматкозино и Старое Русское Маматкозино
Постепенно с годами количество жителей увеличилось и вследствие высокой плотности заселения и нехватки земель, вновь прибывающие поселенцы переместились дальше, в глубь леса, назвав свое село также Маматкозино, но уже Новое Русское. Со слов И.З. Никитушкина известно, что в том населенном пункте проживали люди, съехавшиеся со всей округи. В то время это село насчитывало более 350 дворов. Там была школа, магазин. В настоящее время там проживают 3 человека.
Местные жители считают, что надгробные камни стоят над древнебулгарской могилой, где похоронен странник и пророк Мамат-Ходжа. По местным преданиям, Мамат-Ходжа ходил по деревням и проповедовал каноны ислама. Он умер в данной местности. Позже здесь появилась деревня с названием Маматкозино, что, по всей видимости, созвучно с именем пророка.
Со временем местные жители стали отмечать сверхъестественные свойства камней. Например, ходит легенда о том, что после того, как деревенские жители попробовали переместить камни со своего места, у них внезапно начались недомогания - они не могли подняться, словно их придавило, «приклеило» к земле. И тогда камни поспешно вернули обратно на свои места. С тех пор местные жители считают, что до камней ни в коем случае нельзя дотрагиваться, иначе - быть беде. Такое «наставление» передается из поколения в поколение и по сей день.
В 2016 году житель Казани на свои собственные средства соорудил железную оград. В 2019 году он благоустроил прилегающую территорию: обновил ограду, установил около нее скамейки и навес. По его словам, ему свыше был дан знак, что он должен сделать это благое дело.
В настоящее время данная территория стала местом паломничества жителей всего Верхнеуслонского и других муниципальных районов республики. Мусульмане приходят сюда, чтобы поклониться Всевышнему, а также произнести молитвы и попросить об исполнении самого сокровенного желания.
Изображения ОНКН
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
- Памятники Татарской АССР. - Казань. Татарское кн. изд-во, 1987. – 240 с.
- Казаков Е.П., Старостин П.Н., Халиков А.Х. Археологические Уразманова Р.К., Габдрахманова Г.Ф., Завгарова Ф.Х., Мухаметзянова А.Р. Мусульманский культ святых у татар: образы и смыслы / под ред. Р.К. Уразмановой, Г.Ф. Габдрахмановой. – Казань: Изд-во «ЯЗ», 2014. – 168 с. - 32 с. цв. вкл.
- Радьков А.В. Состояние и перспективы развития внутреннего и въездного туризма в Российской федерации /Тез. совещ. 17.08.2011, г. Якутск (Электронный ресурс).
- Винокуров Ю.И., Романов А.Н., Харламов С.В. Туристические ресурсы – основа развития сферы туризма в Алтайском крае: матер. науч. практ. конф. (Барнаул, 3-8 октября 2011 г.) – Барнаул, 2011. – С. 9.
- Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2015 г. – Приказ Ростуризма от 06.05.2008 № 51.
Материалы из интернет-ресурсов:
- Почитаемые и священные камни Татарстана [Электронный ресурс]: Команда кочующие. – Режим доступа:http://komanda-k.ru/Татарстан/почитаемые-и-священные-камни-татарстана
- https://verhniy-uslon.tatarstan.ru/istoricheskaya-spravka-188842.htm
Служебная информация
- Верхнеуслонский
Командировка в с. Маматкозино Верхнеуслонского района Республики Татарстан; 2019 г.