Развернутое описание ОНКН
Русский традиционный свадебный обряд сформировался в своих основных чертах к концу XVI века. Исследователи называют русскую свадьбу сложным и красивым спектаклем, в котором ничто не делается «просто так». Этот факт нашел отражение даже в языке в выражении «сыграть свадьбу». В основу обряда легло языческое действо, богатое на всяческого рода приметы и ритуалы, освящение же брака стало привилегией церкви. На протяжении веков основа сценария оставалась неизменной и включала в себя: сватовство, уговорки (смотрины), рукобитие или помолвку, девичник/молодечник, свадебный выкуп, венчание, расплетание косы и свадебный пир.
Женихи при выборе невесты смотрели не только на ее белоснежное лицо и точеный стан — важным критерием выбора была красота волос и толщина косы красавицы. Люди верили: чем коса длиннее и толще, тем девушка здоровее. Обещая быть верным и любящим суженым, жених выкупал косу у семьи своей избранницы.
Поверья гласят, что именно в волосах людей сконцентрирована жизненная сила, а в косе заключена мудрость и сила женщины. Чем длиннее волосы, тем большей силой можно наполниться. Для восстановления затраченных за день жизненных сил при расчесывании волос проводили гребнем не менее 40 раз. В первый день свадьбы обычно происходило следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, приезд молодых в дом жениха, благословение, расплетание косы, свадебный пир.
В селе Никольское первый день свадьбы гуляли у невесты. Угощали всю родню жениха (родня невесты не садилась), показывая свою доброту и гостеприимство, в знак благодарности, что выбрали их семью. Погуляв, все гости уезжали невесту не забирали.
На второй день приезжали дружка и полудоржий, крестные, друзья жениха. На крыльце крестная невесты завязывала вышитое невестой полотенце дружкам. Войдя в дом, выкупали у подруг невесты наряженный куст репья (это символ девичьей красоты). Выкупив репей, забирали невесту и везли в церковь под венец с покрытой головой (шаль, платок).
После венца жених вез невесту к себе домой. В дом жених невесту вносит на руках. И это не просто джентльменский поступок, а способ обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Там их встречали и благословляли родители жениха хлебом и иконой. Благославив, невесте расплетали косу, делив на две половинки.
Эта традиция, дошла до нас с конца семнадцатого века, благодаря старшему поколению. Этот обряд проводился на второй день свадьбы. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. В традициях расплетание косы сопровождалось «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки. Крестная жениха и крестная невесты расплетали девичью косу, а косник невеста передавала младшей сестрёнке или незамужней подружке. Крестные, волосы новобрачной заплетали в две косы, «по-бабьи»: их оборачивали вокруг головы. Новую прическу покрывали (обручем, полотняной шапочкой, сеточкой, украшенной галуном) и убирали под платок, то есть под женский головной. Такие головные уборы полностью закрывали волосы, чтобы посторонние мужчины не могли их увидеть. Находясь в статусе жены, открывать волосы было можно только на женской половине дома или при муже. Снять головной убор на людях означало покрыть позором себя и свою семью. Именно от этого появилось понятие “опростоволоситься”. Крестные, заплетавшие косы, плели наперегонки, — чья крестная первая заплетет косу, такого пола будет первенец. Расплетение, причёсывание и заплетение кос сопровождалось песнями; при этом обряде невеста должна была плакать, прощаясь, таким образом, с девичеством. Говорили: «Не поплачешь за столом, потом наплачешься за углом».
Уже в женском головном уборе молодых усаживали в красный угол (под божницу) и рассаживали гостей невесты. Перед женихом и невестой ставили семечки и орешки. Молодые не должны были, есть и пить. Свадьба в нашем селе игралась четыре дня. Третий день назывался перегулки (ходили из дома в дом), четвертый день назывался почёски (подъедалось, подбиралось). Свадьба – это событие, которое невозможно забыть, событие, память о котором бережно хранятся в самом сердце. Дошедший до нас свадебный обряд «Расплетание косы» хранит сою своеобразную самобытность и народную мудрость.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
Служебная информация
- Лаишевский