- Балтасинский
Развернутое описание ОНКН
В центре поляны сооружен обелиск с надписью: «Вечная память павшим в боях за Родину». Монумент был установлен в 1975 году в честь 30-летия Победы. (Заказчик - инженер колхоза «Труд» - Чернов Пётр Григорьевич, надпись выполнил художник - Прокопьев Кузьма Романович). Изначально место поминок было расположено ближе к древнему языческому кладбищу «Баймет шай». Поминки впервые начали проводится начиная с 1916 года. В то время оплакивали родных три-пять семей, а по окончании Великой Отечественной войны потянулась к данному процессию вся деревня.
Горькие слёзы сельчан послевоенных лет, пролитые на этом месте, постепенно год за годом взошли добрым народным праздником. Первые «ростки» будущего праздника состояли из душераздирающих горьких песен. Время лечит раны… Пик веселья этого праздника приходился на период с 1975 по 1990-е годы. Все последующие годы количество участников праздника, а вместе с ним и пик веселья неуклонно убывает. Современная молодёжь, да и люди среднего поколения перестают посещать этот праздник. Те же, кто соблюдает верность традициям, часто выполняют роль пассивных участников, выступая лишь в роли любопытных зрителей.
Ход праздника по сей день не изменился. В воскресенье вечером дня Св. Троицы к часам около семи собирается и стар, и млад. (Саму Троицу, отождествляемую местным населением как день Поминок - Семык, Ципьинская округа отмечает в субботу). Собравшиеся встают полукругом, обращённым к восходу солнца. (Такой ориентир соблюдается и при молении на современных кладбищах. Усопших хоронят лицом, обращённым к восходу солнца). Каждая семья знает своё место. Хозяйки выкладывают на скатерть жертвенные подношения, обязательным является мясо домашней птицы, рыба, яйцо, свежеиспечённые блины, самогон. Обычно скатерти накрывают тем, чем богат домашний стол: и фрукты заморские, и всякие копчёности и прочее. Когда всё приготовлено, начинается моление за упокой душ погибших, чтобы всевышний Инмар (Бог) оберегал от всяких войн и кровопролитий, и даровал им достойную жизнь.
По окончании молений начинается трапеза. Детвора, отведав изобилие праздничных яств, продолжает прерванные в связи с молениями игры, символизирующие героические подвиги своих предков - хлещут друг друга берёзовыми вениками. Трапеза длится около полутора часов. Далее идут хороводные игры, пляски под гармошку и баян. В 1970-80-е годы на праздничной поляне заводились до 5 хороводных кругов, два из которых были молодёжные. Праздничное веселье на поляне расходилось ближе к полуночи.
Праздник отмечался в соседних деревнях
в частности в д. Карек-Серма, Пор Кутеш, Ярак-Чурма, Сизнер, Средний Кушкет, Кургем и др. Старожилы д. Карек-Серма, Пор Кутеш, Ярак-Чурма связывают название праздника с исторической хроникой: в сражениях (русско-австрийское направление) группа солдат-односельчан попала в плен, далее они оказались в Бельгии. Некоторые из них сложили головы на чужбине.
По мнению жителей д. Сизнер, Бельгы - место поминок сельчан, чьи тела не приданы сельскому родному кладбищу и кладбище для тех, чьи тела не разрешает хоронить на общем кладбище. По канонам православной церкви некрещённых - приверженцев старой языческой веры, младенцев, не успевших крестить в годы войны, и тех, кто осквернил веру, добровольно покинув этот мир не разрешается хоронить на общем кладбище.
В послевоенные годы после всеобщих молений и жертвенной трапезы звучали душераздирающие песни из цикла «Кисьтон кырӟанъёс» / Поминальные песни. Со временем поминки превратились в место встречи с односельчанами, возвращающимися из разных уголков страны и переросли в праздник, дающий душевные силы для продолжения жизни.
В наши дни на поляне «Бельгы» стоит обелиск с деревянным столбом высотой в 1 м, окрашенный в зелёный цвет, олицетворяющий символическую могилку Жукова Петра Васильевича. По рассказу Сапожникова Якима Степановича (род. в 1931 г.) Жуков П.В. был комиссован из армии по состоянию здоровья: сильно простудился, заболел туберкулёзом. Скончался в больнице г. Казани. Тело его похоронено там же - в Арском кладбище. Местом же его поминовения стала символическая могилка на поляне «Бельгы».
В настоящее время праздник постепенно угасает: в последние 5-10 лет в нём принимает участие от 25 до 50 человек. В 2006 году, в связи со съёмками телефильма “Бельгы”, в ход праздника было внесено новшество: перед всеобщими молениями все участники стоя исполняют песню “Тулкымъяське”:
Бурлит, волнуется Белой Камы вода.
По Каме Белой плывёт пароход,
Над мачтой его реет кумач...
Песня об отце, потерявшем семерых сыновей в Первой мировой и Гражданской войнах, по-тихоньку прижилась, и с тех пор, каждый год звучит как гимн празднику.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
- Владыкин Владимир Емельянович. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск : Удмуртия, 1994. - 383 с.
- Анисимов Николай Владимирович. «Диалог миров» в матрице коммуникативного поведения удмуртов: дис. д-ра филос. по фольклористике / Н. В. Анисимов ; науч. рук.: Арукаск М., Глухова Г. А. ; Институт исследований культуры факультета гуманитарных наук и искусств Тартуского университета. – Тарту : Издательство Тартуского университета, 2017 – 386 с.
- Шутова Н.И. Культовые и культурные объекты балтасинских удмуртов окрестностей с. Малые Лызи. Вестник КИГИТ: СЕРИЯ 6. Отечественная история. Методы исторического исследования. История науки и техники. Ижевск: Издательский дом «КИТ», 2014. 96 с.
- Шутова Н. И. Материалы археолого-этнографической экспедиции в Балтасинский район Республики Татарстана в 2001 г. // РФ НОА УИИЯЛ УрО РАН. Оп. 2Н. Д. 1296. 33 л.
Служебная информация
- Информант Сапожников Леонид Дмитриевич 1964 г.р, уроженец деревни Сырья, Балтасинского района Республики Татарстан.
- Информант Сапожников Яким Степанович 1931 г.р, уроженец деревни Сырья, Балтасинского района Республики Татарстан.
- Информант Абрамова Елизавета Егоровна 1933 г.р, уроженка деревни Тылогурт, Балтасинского района Республики Татарстан.
- Информант Сергеева Ольга Сергеевна, 1928 г.р, уроженка деревни Янгурчи, Балтасинского района, Республики Татарстан.