Развернутое описание ОНКН
До принятия христианства Семик считался одним из самых главных праздников в году. К его празднованию готовились заранее. Главным участником праздника была молодежь, особенно девушки. Их «переходное» положение сравнивалось с состоянием природы поздней весной – когда всё кругом цветет, но ещё не плодоносит. В этот день собирали продукты для ритуальной трапезы, но приготовление блюд и сама трапеза происходила в Троицу. Празднование Троицы практически не отличается от Семика. В этот день народ стремится на природу, старается выехать на пикники в лес и к воде. В этот день стараются собирать и заготавливать травы — считается, что они наделены особенной целительной силой.Главное назначение обрядов, совершаемых на Семик и Троицу, было обеспечить будущий урожай и хороший приплод скота. В Семик прощались с весной и встречали лето, прославляли зеленеющую растительность, а центральным персонажем праздника была березка. Это дерево по весне одно из первых покрывается листочками. В народе праздник Троицы назывался "зелеными святками". На Руси этот христианский праздник наложился на древнеславянский аграрный цикл праздников под названием "семик" и "русалии". Эти древние праздники были связаны с поклонением священному дереву - березе и жертвоприношением у воды. Отголоски этих обрядов сохранились в обычае украшать березу лентами и венками, гадать на венках о девичьей судьбе, бросая их в воду. Церковь выделила из этого языческого празднества некоторые обычаи, связанные с березой и благословила их. В день Св.Троицы повсеместно украшают храмы и дома ветвями березы, весь пол в храмах усыпают травой, а прихожане стоят на службе с букетами луговых цветов. В русской православной обрядности образ березы являет собою символический образ библейского Древа Жизни. Через него как бы замыкается круг Библейской Истории и Божественного Замысла о мире и о человеке - от Древа Жизни в Раю и начале трагической истории человека после изгнания из Рая - затем , через воплощение Сына Божия на земле и его смерть на Древе Крестном ради искупления человека - и воскресение, и возвращение Иисуса Христа к Богу-Отцу, чтобы послать Святого Духа на землю и основать Церковь. Таким образом, береза в христианской Церкви от смутного языческого поклонения таинству вечной Жизни ведет нас к воспоминанию о Райском Древе и Древе Крестном, говорит о исполнении древних пророчеств и завершении великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос, принесший в Себе Вечную Жизнь.
Еще более древний обряд поминовения предков, совершавшийся на Руси в языческие времена, был также воцерковлен христианством, и поэтому накануне дня Св.Троицы Церковь поминает всех усопших. Этот день называют Троицкой родительской субботой. (Таких родительских суббот, т.е. дней поминовения усопших, в церковном году имеется несколько, все они приурочены к большим христианским праздникам и несут на себе следы древнего культа предков). В родительскую субботу и в сам день Св.Троицы люди идут на кладбище с березовыми ветками и поминают своих усопших родных, возвещая им радостную весть спасения.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты. Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.
Веселье начиналось после обеда. В день Троицы девушки меняли свой наряд на лучшие платья, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Там они становились в кружок около завитой березы и кто-нибудь из них срубал ее и устанавливал посреди кружка.Завить березку — обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем. На концах отдельных ветвей дерева, не отламывая их, они сплетали («завивали») венки, напевая песни.
Березку ласково называли «гостейкой», «кумушкой», «венком». Около нее водили хороводы, пели ей песни, слагали загадки, в которых каждым ласковым словом славили ее красоту. Березу часто сравнивают с юной красавицей, с невестой. Про нее сложено много песен, стихов, легенд.
Девушки загадывали желание и кумовались. Вот как происходил в Семик обряд кумления: девушки шли в рощи, где нагибали молодые плакучие березки, свивали из них венки, затем становились парами и сквозь венки целовались, приговаривая:
Покумимся, кума, покумимся,
Нам с тобою не браниться,
Вечно дружиться.
Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь, или до следующего кумления через год с другой девушкой, а иногда и просто на срок праздника. К венкам девушки подвязывали свои крестики, затем, когда поцелуются, обменивались этими крестиками и пели песни, содержанием которых является призыв к кумлению. Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь или до следующего года, когда покумятся с другой девушкой. Кумятся все девушки, которые присутствуют на празднике.
Кумушка, голубушка,
Серая кукушечка!
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся!
Ты мне — кумушка,
Я тебе — голубушка!
Маленькой девочке во время кумления говорили: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести». Девушке-невесте: «До налетья (т.е. следующего года) косу тебе расплесть надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью», т. е. в «девках». Девушки свои пожелания шептали друг другу на ухо. В лесу устраивали пир.
Тут все девушки подходили к березке и украшали её лентам; и цветами. Потом девушки шли парами, впереди всех одна девушка несла березку в руках, так обходили всю деревню.
Береза девочек гукала,
Береза девочек гукала:
«Ходите, девочки, в луг гулять,
Ходите, девочки, в луг гулять,
Зеленые веночки завивать,
Зеленые веночки завивать!»
«Мы тебя, березка, не согнем,
Мы тебя березка, не согнем,
На тебе веночки не завьем,
На тебе веночки не завьем».
«Я вам, девочки, согнуся,
Я вам, девочки, согнуся,
Сама в веночки повьюся,
Сама в веночки повьюся!»
Украшенную яркими разноцветными лентами березку девушки с парнями носили по полю, распевали песни, а затем бросали ее в рожь, чтобы деревце дало силу полю.
Молодые девушки плетут венки из полевых цветов и зелени, а затем пускают по реке, чтобы погадать на суженого. Поплывет по течению – брак будет счастливым, останется у берега – нужно немного подождать, утонет – грядет какое-то испытание. Нужно сказать, что эти обряды хотя и отличаются своей красотой, но к церковным канонам не имеют отношения. В поле ставили столы, накрывали их различными угощениями. Обязательно была яичница. А приготовление и употребление этого блюда имеет особенность: яичница готовилась сообща и ели ее только девушки.
Чего не стоит делать на Троицу
Строгих запретов не существует. Однако, как и в случае с любой другой большой православной датой, на Пятидесятницу по традиции не принято:
- Работать, заниматься рутиной, тяжелым физическим трудом;
- Выяснять отношения, ссориться;
- Предаваться пьянству и безудержному веселью;
- Планировать сложные дела, которые требуют слишком много времени (шопинг, оформление документов и т.п.);
- В народе существовал запрет на работу в самые главные три дня Троицы. Особенно воспрещались любые работы на земле, но вот приготовление пищи всячески поощрялось;
- Ни в коем случае нельзя делать в этот праздничный день метлы из березовых веток;
- В течение недели нельзя ремонтировать заборы, согласно поверью, это способствует рождению домашних животных с уродствами;
- Строжайший запрет существовал на купания в озерах и реках. Считалось, что в дни Троицы на сушу выходят русалки и всякая водная нечисть. Она завлекает к себе молодых людей и забирает их навсегда. Поэтому они сторонились берега рек и озер, для защиты на них зажигались костры, а на головы парней надевались венки с веточками полыни.
Народные игры
Очень любили в этот праздник играть в игры. Традиционная игра весенних и летних праздников – «Горелки», поэтому существует много вариантов игры.
Выбирается водящий — «горелка» («горящий»). Все играющие встают парами друг за другом, подняв руки вверх и образуя «ворота». «Горящий» становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. После приговорки, которую произносят все играющие, стоящие в последней паре разъединяют руки и бегут: один по правую сторону ряда, другой — по левую и стараются соединиться, добежав до условленного места. На расстоянии 20 шагов обозначают место (флажками или веточками березы), к которому стоящие в последней паре бегут. На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно, пока не пробегут все.
«Горящий» бежит за любым играющим и старается запятнать его прежде, чем он добежит до условленного места. Кого «горящий» поймает, тот и «горит», т. е. ловит следующую пару.
Когда все соберутся на условленном месте, играющие поворачиваются. Место, где они стояли раньше, тоже отмечается флажками или веточками, и игра начинается снова.
Приметы праздника
Славяне придумали массу примет, которым на Троицу придавалось большое значение. К примеру, сны в ночь на праздник считались вещими. Поэтому они были большой удачей для всей семьи. Многие хозяйки собирали в Троицу лечебные травы, в этот день они наполнялись силой и оказывались наиболее полезными.
В этот день умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болели; спрашивали у кукушки, когда она кукует, долго ли еще им быть в доме отца – сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать замужества; бросали в реку или колодец мелкую монетку — на счастье.
Если вы хотите в этот праздник поставить себе оберег от несчастий и невзгод, то уделите внимание нищим. Пройдитесь и раздайте им мелочь, подобное действие станет лучшей защитой для вас и ваших близких.
Дождь на Троицу означает богатый урожай грибов, к тому же после праздника можно было уже не ждать похолодания и наслаждаться по-настоящему летним теплом.
Праздник русского фольклора «Троица»в наше время
В селе Матюшино Верхнеуслонского района, ежегодно, проходит праздник Святой Троицы. Дата проведения праздника устанавливается в соответствии с православным календарём - её отмечают на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения (Пасха), из-за чего это событие называют также Пятидесятницей.
Родоначальником и инициатором проведения праздника является Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, профессор Казанского Государственного Института Культуры, руководитель фольклорного ансамбля «Коляда» Нина Кузьмина. «Коляда» вместе с районными коллективами «Калинушка» (с. Печищи) и «Коргузинские девчата» (с. Коргуза) открывает это мероприятие традиционным обрядом «Берёза».
Небольшую берёзу во время гуляний «завивают» - украшают лентами, вплетают в неё цветы. После хороводных песнопений, с берёзкой начинают триумфальное шествие по деревне, которое так же сопровождается обрядовыми песнями. Нарядную берёзу обносят вокруг всего села, привлекая удачу к его жителям. По окончании праздника деревце топят в Волге.
Стало доброй традицией проводить в этот день Фестиваль кваса, в котором принимают участие как участники творческих объединений района, так и местные жители. Каждый гость праздника имеет возможность продегустировать несколько сортов кваса, сваренных по традиционным русским рецептам.
На территории проведения праздника располагаются «Уголки мастеров», где все желающие могут не только приобрести понравившееся рукотворное изделие, но и изготовить его самостоятельно. Наибольшим спросом пользуются бесплатные мастер-классы по созданию глиняных и гончарных изделий, кукол-оберегов, роспись деревянной посуды и глиняных игрушек и сувениров.
Старинный русский народный стиль подразумевает яркие краски не только в одежде, сами обряды и ритуалы проходят «громко», с размахом, всем действием оправдывая форму «народное гуляние», когда в процесс праздника включались всем селом.