- Новошешминский
Развернутое описание ОНКН
Частушки распространенные среди населения с. Тубылгы Тау Новошешминского района, относятся к раннему жанру песенно-инструментального фольклора, исполнение его немного схоже с русской частушкой. Известно, что гармонь появилась в России в 30-х годах XIX века. Предположительно на Тубылгытауской земле местная частушка сложилась под воздействием данного инструментария. В то же время местна форма частушки имеет несомненную генетическую связь с традиционными местными жанрами. В настоящее время данный жанр народного творчества бытует в с. Татарское Утяшкино, Тубылгы Тау и чаще воспроизводится фольклорными ансамблями.
Такмаки исполнялись во время застолий, уличных гуляний, вечерних игрищ в форме величальных песен -кара-каршы жырлау как сольно, так и смешанным виде. Уникальность данных частушек заключается в том, что ни одни уличные гуляния, застольные гуляния, вечерние игрища не обходятся без их исполнения. По словам самих старожил, исполнение такмака сопровождается игрой на тальянке / гармони, губной гармошки, маракаса, бубна, трещоток. Стиль такмака речитативный и песенно-речитативный мелодический. В плясках такмак служит воодушевлению, подбадриванию танцора, так как пронизан легким юмором и зачин начинается словами “Тыпыр - тыпыр” (топни, топни).
Выявлено что в такмаках, исполняемых в с. Тубылгы Тау, довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля как юмор и ирония, юмористический подтекст, также их отличает простота и краткость. В такмаках, как и в традиционных песнях, довольно широко употребляются риторические вопросы и обращения. Такмаки сочинялись во время вечерок, посиделок, а иногда и прямо на ходу, во время тяжелых хозяйственных работ. Основные темы, освящаемые в такмаках, это: любовь и любовные страдания, гармонист и гармони, о жизни в колхозе и «забавах» молодежи в деревне.
Такмаки - это не просто вербальные тексты, в них заложены духовные ценности местного населения, лирические переживания и образы ярких личностей и их жизненный опыт. Особенность каждого такмака – они содержат небольшой припев-рефрен, который произносится всеми гостями в момент припева.
Урманда агач беткәнмени,
Кисәләр муртайганын.
Хатын – кызга чыкмый сакал
Белми ул картайганын.
Припев: Эх, тыпыр тыпыр тыпыр,
Тыпырдаталар икән тыпыпр тыпыпр тыпыр биегәндә
Матур басалар икән.
Эх девочка моя, комиссарочка моя
Ярым үземә охшаган ятларга бирү кая.
Яшь гомерләр уза диләр,
Узганың күрсәң иде.
Узган чакта тотып алып
Кирәген бирсәң иде.
Припев
Маңгайларны сыр басса да
18 дә бит йөрәк.
Картаерга ашыкмыйбыз
Яшьнәп яшәргә кирәк.
Припев:
Әйттерәбез түгелме
Типтерәбез түгелме.
Әйттерүче типтерүче
Без үзебез түгелме.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
1.Нигмедзянов М. Н. Татарская народная музыка. Казань, 2003.
2. Абдуллин А. Х. Татарская народная песня: тематика, жанры и некоторые особенности народного исполнительства Текст.: автореф. дис. канд. искусствоведения /А. X. Абдуллин. — Л., 1971.-24 с.
3. Файзи Д. Х. Халык җәүhәрләре. Татар халкының хәзерге заман музыка фольклоры. Казан, 1971. (татар.)
4.Частушки / Сост. Ф.М.Селиванова.- М.: Сов. Россия, 1990.- 656 с.
5.Ради жизни на земле: Репертуар. сб. для руководителей шк. худож. самодеятельности/ Сост. А.В.Фоменко.-М.: Просвещение, 1990.- 288 с
Служебная информация
- Новошешминский