Развернутое описание ОНКН
По словам жительницы села Шура Арского района РТ Салиховой Рафии Салиховны, раньше население села активно занималось изготовлением рогожи, так как село расположилось в местности, где много лесов. Для изготовления рогожи требуется липа. В лесах в то время было очень много липы. Мастерами были обычные жители села. К этому делу привлекались все домочадцы, почти в каждом доме был станок для изготовления рогожи. Приостановили работу в 1960-х гг.
Заготовкой материала для изготовления рогожи занимались только определенные люди, которые знали толк в этом деле. Процедура проводилась весной. Липовое дерево срубалось и на месяц замачивалось в водоемах в лесу, после этого с дерева снимали кору. Кору завязывали и снова опускали в воду, где она должна была пролежать еще месяц. И только после этого можно было приступать к изготовлению мочалы, которая бывает внутри коры. Заготовка мочалы также производится непосредственно в лесу. Мочалу сушили в лесу летом на жердях. Только осенью до начала дождей привозили их в деревню на лошадях. Из готовых мочал начинали изготавливать рогожу, которым тоже занимались не все, только определенные люди.
Для изготовления рогожи применялись специальные станки. Станок состоит из четырех шестов, которые прикрепляют между собой палками. В середину сверху по длине вставляют еще один шест, которая называется «урта колга» (центральный шест), по которой двигается основная часть станка. Эта часть называется в народе «чыгыр». Через чыгыр проводят плетеную из мочалы веревку, соединяют с «кылыч»ем. (деревянная решетка длиною 1,5 метра). Через решетку проводят по 5 штук мочалок длиною 2 метра сверху и снизу, в конце должно быть получиться 10 пар. С двух сторон станка надо провести плетенную веревку со стены до столбов, в конце которых должны висеть гири. При изготовлении рогожи еще используются инструменты инә (игла) и калак (деревянная гладкая палка). Такой вид станка сохранился по сей день и хранится в Шуринском СК. Раньше были станки, собранные из двух шестов, которые прикреплялись к стене дома. Такие станки были почти в каждом доме. К сожалению, этот вид станков уже не сохранился в настоящее время.
За станком работают два человека. Один из них при помощи иглы тянет мочалу, расправляет. Обычно это бывает человек повзрослее, пожилой, его называют «инә бирүче» (человек, подающий иглу). Другой, стоя напротив него, поднимает вверх «кылыч» (деревянную решетку), потом спускает и бьет по рогоже «калак»ом (деревянной гладкой палкой), чтобы рогожа была тугой и плотной. Его называют «кылыч кагучы» (человек, бьющий палкой). Обычно этот процесс продолжается до тех пор, пока рогожа не достигнет двух метров (длиною станка). Готовая рогожа снимают со станка. Изготовление продукции продолжалось до окончания материала. Из рогожи шили мешки. Этих мешков сдавали лесникам на обмен стройматериалов. Раньше, во время артелей, план был изготовление по 10 пар рогожи.
В настоящее время изготовлением рогожи в быту уже не занимаются. В с.Шура сохранился лишь один станок, который хранится в Шуринском сельском клубе Арского МР и используется как предмет для изучения объектов нематериального культурного наследия. Во время национального праздника Сабантуй, фольклорных мероприятиях района, республики народный фольклорный коллектив «Чордашлар» Шуринского СК демонстрирует этот древний сохранившийся станок и ознакамливает население с древним ремеслом, связанный с технологией изготовления рогожи.
Аудио ОНКН
Рассказ Салиховой Р.С. о технологии изготовления рогожи на татарском языке.
- Арский