- Камско-Устьинский
Развернутое описание ОНКН
Зависимость от стихийных сил природы порождала и поддерживала необходимость исполнения ритуальных действий на протяжении многих тысячелетий во многих культурах мира. В современном обществе многие обряды земледельческого цикла изжили себя, ввиду утери прагматической функции, но некоторые из них сохраняют активное бытование по сей день. Одним из таких ритуалов является обряд вызывания дождя, проводимый вследствие возникновения засухи.
Обряд вызывания дождя у татар выполняет прагматическую функцию – посредством имитационно-магических действий предоставить людям желаемое, в данном случае дождь. Вода небесная – конечный объект воздействия обряда, наиболее отдаленный от человека объект природы. Промежуточными объектами, через которые человек может воздействовать на воду небесную – вода земная, вода из реки.
По обычаю, существующему у жителей д. Малые Карамалы Камско-Устьинского района РТ уже на протяжении многих лет, в специально оговоренный день уважаемые в деревне женщины и абыстай (женщина, наделенная в сельском социуме особыми полномочиями, сопровождающая большинство религиозных обрядов) после обязательного утреннего намаз оправляются на место совершения жертвоприношения на лугу (келәү куагы / место молений), которое издревле считается священным. Время проведения обряда – после восхода солнца – выбрано не случайно: в это время происходит утренний намаз у мусульман. Утро считается подходящим временем для очищения и молитв. С появлением солнца вся нечистая сила прекращает свободное хождение по земле. Также время проведения обряда можно объяснить и языческим пережитком солярного культа.
По свидетельству Ф. Т. Валеева, изучавшего культуру и быт сибирских татар, солнце рассматривалось ими как божественная сила, которая может помочь в беде, вылечить от болезни или наказать за те или иные проступки [Валеев Ф. Т., 1976. С. 325]. Об особом отношении татар к солнцу свидетельствует запрет выполнять какую-либо работу во время заката - САУЛ ВАКЫТ («время заката»). С солнцем связано соотношение положительного и отрицательного начал: добро для местного населения исходит с юга и с востока, зло – с запада и с севера [Баширова З. А., 1984. С. 88].
Животное, избираемое в качестве жертвы, со временем также видоизменилось. Если в начале ХХ века в жертву приносилась лошадь белой масти, то в середине ХХ века ее заменили овцой, а к началу нашего столетия их место заняли куры. В ходе подготовительных действий режут жертвенную курицу белой масти и в большом котле готовят из нее шурпу (бульон). Жертвенную курицу дает кто-нибудь из жителей деревни, это считается благодатным делом.
В назначенное время на место жертвоприношения собираются все жители деревни. Каждый житель приносит с собой табынлык (угощение на стол). Угощение начинается после общественного моления, во время которого читаются специальные молитвы о дожде, совершается намаз и произносятся традиционные для татар слова багышлау (посвящение прочитанных молитв пророкам, духам-хозяевам, духам предков и т.д.).
Обращение к духам-хозяевам, духам предков подтверждает, что этот обряд берет начало с Тенгриянства и это отражается в подборе пространства для моления. Оно несет определенную семантическую нагрузку. В сознании татар место около кладбища, направление реки вниз по течению были связаны с путем в загробный мир. Поэтому эти места назывались изге (святыми). По мнению наших предков, на этом месте легче связаться с духами умерших. Берег реки – символическое место соединения воды земной и воды небесной.
Прочитав все молитвы, участники произносят следующие слова: «Ярабби, мәрхәмәтле Аллам, яңгыр яудыр (3 раза). Безгә зыян китерми торган, безгә файдалы булган яңгыр яудыр, Яраббым»/ «Боже, всемилостивый Боже, наиспошли дождь. Ниспошли дождь, не приносящий вред, полезный для нас» (пер Л.Давлетшина, автор - Гимадиева Марьям Шайхутдиновна, 1931 г.р. – д. М.Карамалы Камско-Устьинского района РТ).
Раньше структура обряда включала обливание водой. После жертвенной трапезы все спускались к воде и обливались. В обливании участвовали все жители села, даже женщины, которым ислам запрещал купание на людях. В это время произносились особые заклички, при помощи которых выражали просьбы и пожелания о дожде:
Яңгыр яу, яу! Дождик лей, лей!
Без сорыйбыз ходайдан Мы просим у Бога
Арыштан, бодайдан, Ржи, пшеницы,
Пәрәмәчтән, күмәчтән. Перемяча, хлеба.
Сыерларның сөтләре Чтобы было много молока
Аз булмасын, күп булсын У коров.
Игеннәрнең башлары Чтобы колосья были полными.
Ач булмасын, тук булсын. Зарежу чёрную овцу,
Кара сарык суярмын, Ляжку отдам тебе.
Ботын сиңа куярмын, Молочная корова в хлеву,
Сөтле сыер абзарда, Будет дождь – будет все,
Бар да булыр яуганда. Дождик лей, лей!
Яңгыр яу, яу!
В обращении ощущается некоторое одушевление, олицетворения дождя, который способен выполнить просьбу.
Обряд является коллективным. Эффективность его зависит от числа участников и присутствующих – чем больше, тем лучше. Участие каждого человека в обряде проявляется в совместном поедании мяса. Жители, которые не могут принять участие в самом обряде, провожает участников с пожеланиями благодарности и стараются направить вместо себя детей и внуков.
Перед обрядом обязательно надо было провести полное омовение и надеть чистую одежду, так как молиться можно только после этих процедур.
Изображения ОНКН
Фотоматериалы ЦЕНТРА ПО КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ КАМСКО-УСТЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ФИЛИАЛ №11 (МАЛОКАРМАЛИНСКИЙ СДК), фонд №2 (фотофонд).
- Камско-Устьинский
Фотоматериалы ЦЕНТРА ПО КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ КАМСКО-УСТЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ФИЛИАЛ №11 (МАЛОКАРМАЛИНСКИЙ СДК), фонд №2 (фотофонд).
- Камско-Устьинский
Фотоматериалы Центра по культурно-досуговому обслуживанию населения Камско-Устьенского муниципального района, филиал №11 (Малокармальский СДК), фонд №2 (фотофонд).
- Камско-Устьинский
Фотоматериалы ЦЕНТРА ПО КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ КАМСКО-УСТЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ФИЛИАЛ №11 (МАЛОКАРМАЛИНСКИЙ СДК), фонд №2 (фотофонд)
- Камско-Устьинский
Аудио ОНКН
Видеоматериалы ОНКН
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
- Абрамова А.А. Особенности обряда вызывания дождя у тарской группы сибирских татар // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. – Томск, 2001. – С. 93 – 94.
- Бакиров М. Татарский фольклор: монография. Второе дополненное издание. – Казань: Изд-во Академии наук, Рт, 2018. – С.406.
- Басилов В. Н. Культ святых в исламе. – М.: Мысль,1970. –C. 144.
- Баширова З. А. Природа в религиозных представлениях сибирских татар // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. – Омск, 1984. – С. 87 – 89.
- Валеев Ф. Т. О религиозных представлениях западно-сибирских татар // Природа и человек в религиозных верованиях народов Сибири и Севера. – М., 1976.– С.332.
- Валеев Ф. Т. Обереги как пережиток доисламских верований у сибирских татар // Из истории Сибири. – вып. 19. – М., 1976а. – С. 244 – 249.
- Давлетшина Л.Х. Моления о дожде в традиции казанских татар. – Казань, С.16-18.
- Интеграция археологических и этнографических исследований: Сб. науч. тр. / Под ред. А.Г. Селезнева, С.С. Тихонова, Н.А. Томилова. - Нальчик; Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. - С. 189-194.
- Кашафутдинов Р.Г. Народные праздники/Татары среднего Поволжья и Приуралья – Москва, 1967. –С.260
- Мавлютов Р. Р. Ислам. – М.: Изд-во политической литературы, 1974. – С.168.
- Толстые Н. И. и С. М. Вызывание дождя в Полесье // Славянский и балканский фольклор. – М., 1978. – С. 81 – 95.
- Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (годовой цикл ХIХ –начало ХХ в) - Казань: Дом печати, 2001. – С.196.
Служебная информация
- Камско-Устьинский
Экспедиция проводилась в сотрудничестве с ГБУ «Республиканский центр развития традиционной культуры», МБУ «ЦКДОН», филиал №11 Малокармалинский СДК
Год, собиратели: 2019 год, Гильмуллина Лилия Шагитовна
Место фиксации: РТ, Камско-Устьинский район , д. Малые Кармалы.