- Аксубаевский
Развернутое описание ОНКН
Вышивание занимало в быту татар значительное место. С одной стороны, оно бытовало как домашнее рукоделие, с другой стороны, некоторые его виды, в частности, золотошвейное дело, получили характер промысла. Широкому распространению и развитию вышивки в качестве домашнего рукоделия, по мнению известного этнографа Н.И. Воробьева, способствовал затворнический образ жизни татарок, которые редко выходили из дома и в свое свободное время занимались рукоделием [6, С.125].
Наибольшее распространение в домашнем рукоделии татарских женщин получила техника аппликации тканью. До наших дней дошли бытовые изделия – простыни с подзорами, занавески, в которых узоры сделаны из разноцветных шелковых лент в виде различных бантиков, розеток, зигзагообразных или ромбических полос [2, С. 33-34].
Интересный вид аппликации лентами представляет старинная, так называемая ушковая техника, которая применялась для декорирования женских головных уборов еще с XVIII вв. [1, С. 21]. Суть данной техники заключается в том, что из мелких треугольной формы кусочков шелка путем нашивки составляются крупные и полихромные цветочные композиции типа астр, георгин, хризантем [1, С. 21].
При аппликации рабочая поверхность приклеивается на запяленную ткань. Наносится узор вышивки, подбираются близкие по тону ленты (атласные, шелковые, кожаные, из органзы). Ленты нарезаются на небольшие полоски и квадраты. Верхнюю сторону полоски, слегка отвернув назад, сгибают вперед, образуя так называемые «ушки». У кожаных квадратов сгибаются противоположные углы. Нижний конец подравнивают и, обмакнув в клей, пришивают на элемент узора начиная от внешних краев к центру. Следующие элементы пришиваются друг за другом таким же образом. Последующий ряд частично закрывает предыдущий. Все концы элементов должны быть направлены к центру цветка. Таким образом от внешних краев к центру заполняются все лепестки. В центре цветка концы хорошо закрепляются и закрываются бусинами, бисером. При этом создается красивая ребристая поверхность объемных цветочных розеток [9, С. 26-27].
Первоначально на головные уборы нашивали готовые шелковые цветы европейской работы, позднее местные татарские мастерицы начали создавать собственные произведения на продажу. Один из первых исследователей культуры и быта татар К.Ф. Фукс еще в первой половине XIX в. отмечал новизну в отделке женских головных уборов – калфаков цветами из разноцветного шелкового буфмуслина [12]. Трудоемкая ушковая техника отделки калфаков широкое распространение получила в середине XIX столетия, что объясняется финансовыми возможностями, большим выбором материала и популярностью данного вида оформления.
Из-за применения ушковой техники головной убор получался нарядным. Различного рода веточки, бутоны, завитки, усики при этих мотивах делались нашивкой цветного бисера и мелкого жемчуга, что, по существу, превращало калфак в произведение декоративно-прикладного искусства. В каждом ярусе массивного калфака располагалась оригинальная цветочная композиция, стыки бархатных полос скрывались цепочками из лиххака – скрученной в пружину металлической нити [11, С. 680]. Калфаки, украшенные в этой стилистике, пользовались популярностью у татарок вплоть до 1870-х гг.
К концу XIX вв. ушковая техника окончательно перестала применяться в декорировании головных уборов, так как не имела промыслового значения, а бытовала только как домашнее рукоделие [6, С. 123]. К тому же, из-за применения ушковой техники головной убор получался весьма дорогим по причине трудоемкости, ювелирности выполнения, высокой стоимости тканей. Для данной техники использовали тонкие и легкие материалы (они были дорогие), чем объясняется малодоступность для широких слоев населения [11, С. 680].
В конце ХХ века были сделаны попытки реконструкции ушковой техники. Казанские художники Н. Кузьминых и И. Макарова создали образцы диванных подушек для украшения интерьера, где основой декора служат цветы, сделанные из атласных лент. Данные подушки были специально изготовлены для выставки «Традиция и мода», которая прошла в Российском этнографическом музее в 1990 г. [3, С. 110]
В наши дни возрождением и популяризацией забытой ушковой техники вышивания занимается Член Союза художников Республики Татарстан Нурхаметова Альфия Рашидовна. Впервые об уникальной техники она узнала на мастер-классе Нурзии Сергеевой, который прошел в 2013 г. в Казани. «Данная техника меня заворожила своей красотой, необычностью и в тоже время сложностью», - вспоминает мастер. «Сначала «ушки» я собирала из атласных лент, сейчас делаю – из капроновых ленточек. Чем уже ленточка, тем изящнее получается цветок. Орнамент для первых калфаков я разрабатывала на бумаге, делала эскизы, а сейчас он сам «рождается» сразу на калфаке. В ушковой технике сейчас декорирую не только головные уборы, но и театральные сумочки, и выполняю панно. В общей сложности я вышила около 90 калфаков. В течение года, оформляя костюмы ансамбля песни и танца «Казань», создала в ушковой технике цветы и листья. Выполнила девять панно, украсила камзолы, декоративные подушки, и брошки».
Оформленные в ушковой технике калфаки А.Р. Нурхаметовой были признаны лучшим этнографическим сувениром Республики Татарстан 2017 года. В 2019 г. она стала победителем конкурса на соискание Гранта Министерства культуры Республики Татарстан в номинации Музейно-выставочной деятельности и народных художественных промыслов в проекте «Возрождение ушковой техники вышивания». В 2020 г. стала участницей Международного конкурса «Золотое хасите» («Алтын хәситә»). Изделия мастера экспонировались на выставках в Москве, в ряде городов Татарстана. Они находятся в частных собраниях Турции, Башкирии, Узбекистана.
На сегодняшний день в Краеведческом музее Аксубаевского района, директором которого является А.Р. Нурхаметова планируется создать мастерскую по изготовлению калфаков и сувениров в ушковой технике. В Музее еженедельно проводятся мастер-классы по вышивке с целью приобщения молодого поколения к национальным истокам, к культурному наследию, к мастерству.
Видеоматериалы ОНКН
Мастер-класс «Возрождение вышивания ушковой техникой». – Казань: Республиканский центр развития традиционной культуры, 2020
Дополнительная информация
Библиография
1. Валиев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань: Татарское книжное издательство, 1984. – 188 с.
2. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. – Казань: Татарское книжное издательство, 1969. – 202 с.
3. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана (1920-е – начало 1990-х годов). – Казань: Фән, 1995. – 190 с.
4. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. – 104 с.
5. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.У. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. – М.: Советский художник, 1990. – 213 с.
6. Воробьев Н.И. Казанские татары (этнографические исследования материальной культуры дооктябрьского периода) – Казань: Татгосиздат, 1953. – 383 с.
7. Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1980. – 80 с.
8. Муртазина С.А., Халимова Р.Р. Исторические мотивы в декоративном решении современных костюмов с применением полимерных материалов // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – № 20. – Т. 17. – С. 151-152
9. Сергеева Н.Г. Гомер агачы – Дерево жизни. – Казань: Магариф, 2008. – 79 с.
10. Сергеева Н.Г. Татар чигүе – Татарская вышивка. – Казань: Магариф, 2005. –47 с.
11. Томина Т.А. Традиции отделки татарского народного костюма в современной одежде // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2016. - С. 677-681.
12. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. – Казань: Тип. Казанск. ун-та, 1884. – 131 с.
Служебная информация
- Аксубаевский