Развернутое описание ОНКН
История праздника уходит корнями в те далекие времена, когда на землю между реками Черемшан и Шешма приехали переселенцы эрзянского народа. По рассказам старожилов, которые слышали это от своих отцов и дедов, это были дикие непроходимые леса, речка, чистейший родник бил из земли. И именно там обосновали поселок «Балтай латко».
Люди начали осваивать территорию – строить дома, расчищать землю под огороды. И им приходилось как-то уживаться с лесными обитателями и с исконным хозяином леса – медведем, который часто задирал скот и нападал на людей.
Происхождение праздника связывают с именем деда-отшельника (ведуна, жреца) Балтая, жившего у родника в лесу у села Мордовская Кармалка (его вода, по словам местных жителей, до сих пор исцеляет людей). Однажды он, чтобы позабавить детвору, нарядил себя кленовыми ветками и как медведь – хозяин леса прошел по деревне, заглядывая в каждый угол. Так появился праздник Балтай.Для мордовского народа медведь является тотемным животным. Он символизирует силу и здоровье.
В основе праздника Балтай – языческий обряд поклонения хозяину леса – медведю («овто»).
Медведь для мордовского народа является не только хозяином леса. Он один из наиболее значимых образов в мифологии, который является наиболее часто встречающимся персонажем в мордовских песнях, сказках, пословицах, обрядах жизненного цикла, которые сохранили отголоски тотемизма.
«Медведей водили по домам и дворам, чтобы они отгоняли злых духов. Существовала профессия поводырей-медвежатников, которые за определенную плату обходили с медведями села и деревни. Об этом М.Е. Евсевьев писал так: «По понятиям мордвы нечистая сила, а равно и колдуны, которые имели с ней связь, боятся медведя, поэтому мордва, чтобы злые духи не могли проникнуть в конюшни и хлева и вредить скотине, в старину держали в них медвежьи черепа. А те, у кого такого черепа не было, вводили во двор и на конюшни живых медведей, когда в село приезжали поводыри медведей, за что владельцам последних платили большие деньги» [цитата по: Мокшина, 2012: 6].
В мордовских мифах о брачных союзах между людьми и медведями нередко упоминается медвежья страна, находящаяся где-то в лесу, куда не заходят люди и куда медведь уносит похищенную девушку, свою будущую жену. В семье медведя она рожает детей звериного или человеческого облика, занимается хозяйством, печет пироги, варит брагу, а потом вместе с мужем-медведем навещает родителей.
Но ее братья убивают медведя, и она проклинает их за то, что по их вине осталась без мужа, а ее дети лишились отца-кормильца. В одной из мордовских сказок женщина оплакивает своего мужа-медведя, погибшего под упавшим на него деревом. Большую роль играет образ медведя в мордовских свадьбах. Именно человек, переодетый в медведя, дает напутствие молодым. В празднике же Балтай медведь является главным героем, персонажем.
Праздник проводится в начале июня, в воскресенье, через неделю после Троицы – когда закончены посевные работы. В этот день жители села идут в лес. На большой поляне выбирают «героев праздника» – медведя и медведицу. Для этого проводят национальную игру – «Кикерькат». Согласно правилам игры, разбрасывают шарики из лыка, участникам (молодым парням) завязывают глаза, и они собирают шарики в котомку. Кто больше соберет, тот и становится «медведем» и «медведицей».
Героев обвязывают кленовыми ветками – на пояс и на шею привязывают веревки и на них прикрепляются ветки, создавая пышную «шубу», на голову надевают головной убор, собранный из листьев папоротника, и украшенный цветами. Затем все выходят из леса на большую поляну. Жители села водят вокруг «медведей» хороводы, поют народные песни, благодарят за богатые дары леса, просят щедрый урожай, добрые всходы.
Затем «медведя» и «медведицу» ведут в деревню. За ними идет вся процессия, распевая народные песни и частушки. На каждом переулке жители улицы готовят праздничный стол с традиционными мордовскими угощениями – хлебом-солью, пирогами, квасом, бражкой. «Медведей» встречают с поклоном, угощают. Одним из традиционных блюд является Кулага – старинное яство из калины. Калину отваривают примерно в литре воды, протирают через сито, жмых выкидывают, а в получившийся горячий сироп добавляют ржаную муку, сахар, изюм. Когда эта закваска остывает до состояния парного молока, добавляют куски ржаного хлеба и оставляют на 12 часов.
Через 12 часов куски хлеба вынимаются, а кулага раскладывается по чашкам. Медведи, отведав угощение, в ответ желают всем добра. В финале праздника, обойдя все село, в центре деревни народ водит хороводы с медведями и поют веселые народные песни.
Затем люди становятся вокруг «медведей» и начинает их раздевать – срывать ветки. Ветки обмакивают в колодезную воду и обмахивают себя и друг друга со словами «Шумбрачи!» (пожелание крепкого здоровья и медвежьей силы) и, конечно же, просят дождя, который так необходим после посева для хорошего урожая.
По преданию, чем больше взмахов, тем больше благ достанется каждому. И чем больше «худеют» «медведи», тем больше ликует народ. В ответ на поздравления можно ответить: «Сюк прятенк пар ова лонк кис» - «Спасибо за ваши поздравления».
Балтай традиционно проводится в Лениногорском районе, сохраняя уникальность своего бытия.
Каждый Балтай завершается богатым застольем. С образом медведя связано блюдо овтонь лапот – медвежья лапа. Блюдо связано с верованиями мордовского народа.
В мордовском обществе мужчина считался взрослым и мог жениться только после того, как убьет медведя и принесет его лапу. На основании этого появилось блюдо из перекрученной говядины, свинины и печени. Фарш готовится, как для котлет, с добавлением ржаных сухариков, напоминающих медвежьи когти. Блюдо подается со свежими овощами или гарниром.
Мордовские национальные блюда включают в себя разные крупы и не всегда в традиционном виде. Сладкие и ароматные манные блины являются сладким дополнением к праздничному столу.
На праздновании можно попробовать национальный напиток – позу. Ее готовят из сахарной свеклы по уникальным технологиям. По вкусу напиток напоминает квас и готовится на той же основе. Несмотря на то, что при приготовлении напитка используется солод и хмель, он не является алкогольным, его дают даже детям.
Еще один ароматный сладкий напиток традиционной мордовской кухни – медовый кисель. Он тоже важный элемент праздничного стола. Его готовят на натуральном меду с добавлением крахмала, клюквенного и брусничного соков. Кисель получается в меру сладким, наваристым и с легкой кислинкой.
Фольклорные мордовские коллективы существуют в Лениногорском, Альметьевском, Бугульминском районах Татарстана, в Казани, Набережных Челнах, в Самарской, Оренбургской областях.
Например, в Набережных Челнах работает ансамбль, созданный на базе мордовской общины, которая появилась в городе десять лет назад. Как и остальные девятнадцать, община функционирует на базе Дома дружбы народов. Здесь есть музей мордовской культуры и народный ансамбль «Моро» («Песня»), который также отметил свое десятилетие.
«Мордва – это дисперсно расселенный народ. Мы должны поддерживать своих в регионах. Мы приезжаем, люди нас встречают, мы здесь востребованы. Собираются полные залы, чтобы услышать свои песни, увидеть свой костюм, поэтому мы и в дальнейшем будем их во всем поддерживать», - говорит секретарь Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа Олег Дулкин.
А про ансамбль «Умарина» Тетюшского района пишут следующее: «Господи, как звучно и чисто они поют! Одна мордовка начинает, другая сразу подхватывает, и вот уже их звонкое многоголосье уносит из местного Дома культуры в далекую, первозданную реальность, заставляет задуматься о настоящем и ценном. Слушать фольклорный ансамбль «Умарина» из села Урюм Тетюшского района — все равно, что прикоснуться к чистому, не тронутому временем роднику». (Региональная общественная организация национально-культурная автономия мордвы РТ].
Видеоматериалы ОНКН
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
- Мокшина Е.Н. Образ медведя в религиозных и мифологических представлениях мордвы и других финно-угорских народов // Социально-политические науки. – 2012. – №3. – С. 16-19.
- Мордовский национальный костюм. – URL: http://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/mordovskij/; дата обращения: 28.06.2020.
- Региональная общественная организация национально-культурна автономия Мордвы РТ. – URL: http://mrdv.addnt.ru/mordovskijj-folklornyjj-narodnyjj-ans/; дата обращения: 28.06.2020.
Служебная информация
- Лениногорский