- Бугульминский
Развернутое описание ОНКН
По мнению ученых, искусство изготовления узорных войлочных ковров сложилось уже во времена кочевого образа жизни, когда скотоводство было одним из главных занятий людей. Стада овец и верблюдов давали, кроме продуктов питания, шерсть для различных изделий.
Позже, когда кочевые народы стали вести оседлый образ жизни, коврами застилали пол, завешивали плетеные или каменные стены. На коврах спали, а наиболее тонкими и красиво выделанными укрывались, как одеялами.
Сегодня войлочные ковры ценятся главным образом за их декоративные достоинства. Прекрасные художественные ковры выделывают в Средней Азии киргизы, казахи, туркмены и узбеки, в Восточной Европе – татары, в Закавказье – грузины и армяне. Искусство художественного оформления войлока – неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства многих народов Российской Федерации - татар, башкир, калмыков, дагестанцев, балкарцев, карачаевцев, чеченцев и др. На протяжении веков вырабатывались характерные для каждого народа композиционные приемы и узоры.
К ручному ковроделию относится глубоко традиционное в искусстве татарского народа производство узорных войлочных ковров - киез. Материалом для них служила овечья шерсть естественных оттенков - белого, серого, изредка черного цветов и окрашенная – в красный, синий и коричневый. Причем, изделия украшались введением узора из шерсти в процессе валяния войлока или же использовался прием аппликации - нашивание узоров цветными нитями на однотонный (белый или серый) войлочный фон.
Орнаменты народных войлочных ковров значительно отличаются от композиций безворсовых паласов своими криволинейными очертаниями, замкнутыми контурными формами, уходящими в своих истоках в древнюю степную культуру тюрок. Войлочные ковры в интерьере татарского дома играли утилитарно-декоративную роль – они стелились на дощатые сэке (нары), изредка на пол. Со второй половины XIX века они постепенно выходят из употребления, хотя их производство продолжалось в отдельных районах Республики Татарстан (Бугульминском, Азнакаевском и др.) вплоть до 30-40-х гг..
Во второй половине XX века к возрождению народных традиций в искусстве создания войлочных ковров (в технике «ала-киез» и «сырмак») обратились художники из села Татарская Дымская – Дефак и Роза Рахматуллины. Супруги Рахматуллины родились и выросли в одной деревне. Дефак окончил Казанское художественное училище и вместе с Розой, имеющей хорошие способности к рисованию, работал с 1976 г. в Бугульминском производственном отделении Художественного фонда.
К искусству войлоковаляния они пришли не случайно. Во-первых, у них была давняя тяга к традиционному народному творчеству, которое окружало их с детства. Во-вторых, импонировали им прибалтийские гобелены, а позднее захватила красота казахских войлочных ковров, в которых они обнаружили родство с татарскими «киез». Побывав в Алма-Ате, они ближе ознакомились с технологией войлочных ковров и осознали для себя необходимость освоения культуры тюркских народов. Сквозь призму общего наследия они заново открыли для себя булгарское искусство и некоторые оставшиеся в забвении традиции татарского творчества. Технологию производства войлочных ковров они узнали не из книг или понаслышке, эти навыки им передали родители. Особенно восьмидесятилетний отец – Гатаулла бабай, который явился живым носителем традиций войлочного ковроделия.
Технология изготовления войлочного ковра очень интересна. Необходимыми материалами являются овечья шерсть, ткань, хозяйственное мыло, вода, краситель, скалка, тесьма, чесальный гребень, карандаш.
Для изготовления войлочных ковров традиционно применялись грубые сорта овечьей шерсти осенней стрижки. Шерсть очищалась, промывалась теплой водой, окрашивалась. Окрашенную и просушенную шерсть расчесывали на чесальном гребне. Брали толстую ткань размером больше предполагаемого ковра. Карандашом наносили рисунок. Разложив ткань-шаблон, вкладывали шерсть между контурами на шаблоне. Затем покрывали его равномерным слоем чесаного одноцветного шерстяного волокна. Общая толщина должна быть 5-6 см. Весь ковер сбрызгивали очень горячей водой с растворенным в ней хозяйственным мылом. Затем аккуратно накрывали с четырех сторон свободными краями ткани, на котором выкладывали ковер, и все вместе туго наворачивали на круглую скалку длиной на 30-40 см больше ширины ковра. Полученный рулон перевязывали в 3-4 местах. Рулон перекатывали ногами. Затем сворачивали войлок в рулон уже без скалки и катали на ткани, на полу или большом столе. Окончив валку, просушивали войлок в расправленном виде. Затем края подрезали ножницами.
На коврах изображали татарские национальные узоры и орнаменты, редко животных и людей. Татарский орнамент с цветочно-растительным мотивом являлся наиболее распространенным. Растительный орнамент татарской культуры имеет отличительную особенность – асимметрию элементов, т.е. на одном изделии изображали цветы, которые в природе никогда не растут вместе. Вторым по популярности являлся орнамент с геометрическими мотивами – простые фигуры (треугольник, ромб, квадрат, круг), сложные фигуры (шестигранная розетка, ступенчатые фигуры, восьми лучевые звезды).
Однако освоение технологии войлоковаляния явилось для Розы и Дефака Рахматуллиных только началом новых перспективных исканий в области ковроделия. В дальнейшем начинается этап поиска новых художественных форм, современной образности и орнаментальных средств. В итоге появились настенные войлочные ковры - особый вид текстильных панно, которые дали художникам простор для проявления индивидуального, творческого начала. Таким образом, войлочные ковры, потеряв свое первоначальное утилитарное назначение (покрывало, подстилка, половик и т. п.), превратились в чисто декоративный предмет, выполняющий в интерьере сугубо эстетические функции.
Новая роль обусловила постановку задач зрительского восприятия, появление в коврах современного содержания и формирование новой семантики. В войлочных панно объединяются орнаментальные и тематические композиции, создается тип ковра-панно, в котором изобразительный сюжет находит свое выражение в предельно декоративной, схематической форме.
К примеру, триптих «Ак йон» (ала киез, 1981 г.) состоит из трех тематических частей. Художниками используются изобразительные мотивы с введением в композицию человеческих фигур: старушка, прядущая нить, и старик, формующий валенки. В последующих работах художники отходят от изобразительных сюжетов и создают орнаментально-декоративные композиции и имеющие тематическое содержание: «Сабантуй» (ала киез), «Гөл» (сырмак), «Шүрәле» (ала киез), «Бәйрәм белән» (ала киез) – все были выполнены в 1982 году и экспонировались на республиканской выставке, посвященной 60-летию образования СССР. Ими были созданы и условно орнаментальные, абстрактные композиции: «Мәдхия» (ала киез, 1983), триптих «Айлы төн» (ала киез, 1983), «Тормыш агачы» (сырмак, 1984) и др.
Отличительной особенностью орнамента войлочных ковров являются крупные формы, мягкая округлая передача контуров, плавные изогнутые линии, что определяется особенностями техники «киез». В эти криволинейные по рисунку формы художники моделируют фигуративные изображения (например, панно «Кубыз», «Шүрәле», «Сабантуй»). Они намеренно создают композиции столкновением и сочетанием криволинейных плоскостей, цветовых пятен, на фоне которых вырисовываются конкретные изобразительные элементы, даже в коврах, созданных ими для настила на пол, таких как «Күбәләк» (ала киез) и «Тузганак» (сырмак).
По-своему используя несложную технологию изготовления войлока, цвет, простые, но обладающие исключительной декоративностью узоры древних орнаментов, они добиваются от картинной плоскости войлочного настенного панно графичности и живописности одновременно. Одна из таких работ Рахматуллиных - войлочный ковер «Карга боткасы» (ала киез, 1984) выполнена по мотивам татарского фольклора. Она воспроизводит древний обряд, связанный с языческими верованиями. Размеры панно 2 на 1,5 метра. При детальном рассмотрении в узорах панно выявляются человеческие фигуры, которые образуют отдельные группы, располагаясь в стилизованном пейзаже, и объединяются единым содержанием ритуального действа. Контуры панно дают изгибающийся абрис изображений. В отличие от других своих работ, авторы используют здесь полихромную гамму – семь различных цветов. Они даны не в контрастных, как ранее, а в нюансовых соотношениях. Цвета не яркие, приглушенные, как бы разбеленные. На основном - белом фоне разворачивается ритмическая композиция из сочетаний голубого, синего, зеленого, желтого, оранжевого и красного цветов. Свободная живописная структура панно без соблюдения принципов орнаментального раппорта, без оси симметрии воспринимается, в целом, как абстрактно-декоративная композиция, построенная на ритмике плавных округлых линий и гармоничном сопоставлении цветовых пятен и плоскостей.
Работа экспонировалась на Республиканской выставке молодых художников в 1984 году в Казани. Надо отметить, что Рахматуллины являются участниками не только республиканских, но и зональных, всероссийских выставок. На «Большой Волге - 84» экспонировалась работа «Древо жизни» (сырмак), а на выставку «Голубые просторы России» прошла по конкурсу работа «Кама» (сырмак). В свое время триптих «Айлы төн» по сказкам Г. Тукая (ала киез) украшал банкетный зал ресторана Бугульминского железнодорожного вокзала, а «Сабантуй» – интерьер служебного помещения Музея изобразительных искусств Татарстана.
Яркая декоративность и эмоциональная выразительность настенных войлочных ковров делают их особенно привлекательными в современном общественном интерьере. Они вносят в него самобытность и национальное звучание.
Наши предки издревле занимались овцеводством. Овца не только кормила, но и грела татарский народ. Из овечьей шерсти ткали и валяли чикмени, чулки - тула, шляпы, валенки, рукавицы, носки, паласы, ковры. Все это украшалось орнаментом. Орнаменты служили для передачи человеческих чувств и мыслей, пожеланий счастья и долголетия, представления о мироздании.
«В то же время наши орнаменты в высшей степени эстетичны по форме. Татары, что бы они не делали своими руками, всегда подходили к работе творчески. Я помню, как мы сидели вечерами: младшие из детей чесали овечью шерсть, мама пряла, бабушка сучила, а старшая сестра вязала. Все это происходило на «саке» (деревянные нары), где лежал белый теплый войлочный ковер, по краям ковра бежал красноватый узор-орнамент. Нашу работу украшали сказки бабушки, которые она не просто рассказывала, но распевала под определенную мелодику. Все это в памяти, как красивая картина из детства. А когда в 1974 году я вышла замуж за Дефака Рахмати, еще раз пришлось, к радости, восхищаться войлочным ковром. На полу в родительском доме мужа лежал белый толстый войлок! Мне сразу стало тепло, радостно и светло. Начиная с 1980 года, мы занимаемся валянием войлока. Таким образом, войлок всегда присутствовал в нашей жизни. К этому ремеслу мы старались привлечь своих друзей, родственников и детей. Сейчас древнее ремесло - войлоковаляние в деревнях почти забыто. Изучая историю исчезновения войлока, других ремесел, я пришла к выводу, что исчезновение ремесел приводит к деградации народа, потере не только культурных ценностей, но и нравственных начал. И только возрождая народные ремесла, именно через школу, можно остановить деградацию человека. Надо привлекать детей к забытым видам ремесел: войлоковалянию, ткачеству, гончарному делу, лозоплетению и другому. По моему мнению, надо начинать работать с учащимися именно с войлоковаляния, так как это коллективный труд. Такой труд создает хорошую сплоченную группу», - говорит Роза Халитовна.
Ознакомление с этим видом национального искусства надо начинать не только с истории самого войлоковаляния, но и с исторических фактов, касающихся конкретной деревни, села. Желательно приглашать людей, кто занимался видами народного искусства и прочими промыслами, тех, кто привык украшать быт своими руками. Важно возродить в учащихся гордость за своих предков и стремление знать культуру своего народа. Первые занятия кружка изучение орнаментов, стилей, композиций, природных красителей должны преподноситься в интересной форме, чтобы с первой же минуты заинтересовать и вовлечь в этот мир детей.
В деревне ценят и ковры ала киез, и сырмак. Если ала киез привлекает быстротой изготовления и яркостью красок, то сырмак – лаконичностью и аккуратностью. Ала киез любят валять мальчики, а сырмак нравится девочкам, так как над ним можно работать спокойно и долго. Детям интересен сам процесс войлоковаляния: они поют ритмичные песни, соревнуются, шутят. И из этого общего труда получается прекрасный ковер. Все удивляются, как это, применяя только шерсть и горячую воду, мы выделываем прочный и одновременно мягкий ковер. Ради забавы ребята даже испытывают ковер на прочность! К самому процессу изготовления войлока желательно привлечь и родителей учащихся. Бабушки и мамы могут помочь в крашении и обработке шерсти.
Следует развивать народные ремесла не только в кружках, но и на уроках технологии. Как отмечалось выше, желательно вовлечь и родителей в процесс войлоковаляния. Общая радость: чья-то мама принесла овечью шерсть, кто-то красил шерсть соком из коры деревьев, кто-то чесал, кто-то собирал орнаменты, а кто-то валял.
В войлочных коврах, созданных Рахматуллиными, проявляются не только древние традиции этого вида искусства, но и творческая индивидуальность, особый талант их создателей, которые смогли достигнуть стилевого единства - как по используемым мотивам, их трактовке, взаимосочетанию, так и колористическому решению. Они обогатили образность открытиями, такими как оконтуривание изображений орнаментальным швом, введение локальных цветовых плоскостей. Сами художники убеждены в том, что войлок – это чудесный материал, который очень близок характеру нашего народа, и пусть эта особенность сохраняется в нем всегда.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
1. Валеев Ф.Х. «Орнамент Казанских татар». Академия наук СССР. Институт языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова. Татарское книжное издательство. Казань. 1969. - 204 с.
2. Валеева-Сулейманова Г.Ф. «Декоративное искусство Татарстана. 1920 - е - начало 1990-х годов». Монография - Казань: Издательство «Фэн». 1995. – 1883 с.
3. Махова Е. И., Черкасова Н. В. Орнаментированные изделия из войлока. ТКАЭЭ, т. 5. М., 1968.
Служебная информация
- Бугульминский