Всего записей: 8
Айтука - народная песня о трагической любви, распространенная у барабинских татар. Название происходит от уменьшительной формы имени Айтмухаммет.
Карьят батыр - памятник историко-песенного фольклора сибирских татар с широким эпическим содержанием и напевом.
Дастан "Пури Хан" - это изустный памятник народного творчества и представляет собой разрозненные отрывки когда-то широко распространенного среди сибирских татар исторического дастана «Пури Хан», посвященного одному из местных политических и военных деятелей Золотой Орды в Западной Сибири по имени Пури Хан.
Дастан «Сейфульмулюк» - это лирическое произведение на любовную тематику, сохранилось до наших дней в виде волшебной сказки.
Любовный дастан «Кампар» имеет древнетюркское происхождение, известен среди тюркских народов Западной Сибири, Юго-Восточной Европы.
Буз егет - стихотворный популярный любовно-романический дастан татарского народного творчества. Устные варианты дастана “Буз егет” были широко распространены на территориях компактного проживания различных этнографических групп татар, в том числе на Урале и Западной Сибири. Этому способствовало неоднократное обращение к нему татарских писателей Бахави, А.Уразаев-Курмаши и др..
Дастан “Кузы Курпяч и Баян Сылу” является классическим примером лиро-эпического дастана. В лиро-эпических дастанах кроме эпических повествований присутствует лиро-эпическое описание взаимоотношений между молодыми. В фольклористике такие произведения называются любовными дастанами. В них героические поступки главных героев отсутствуют, на первый план выходит романтическая, возвышенная любовь, заканчивающая трагедией между влюбленными. Дастан “Кузы Курпяч и Баян Сылу” был распространен среди тюркских народов вплоть до первой половины ХХ столетия. Это удивительная любовная история особенно характерна для тюркских народов кыпчакской группы. В науке известны алтайская, казахская, татарская версии этого дастана.
Татарские варианты дастана «Алпамыш» («Алпамша», «Алыпмәмшән», «Алпанша», «Алфамыш») зафиксированы татарскими фольклористами с 1960 по 1980 годы в местах компактного проживания татар в субъектах Российской Федерации. Дастан «Алпамыш» восходит к видоизмененному, модернизированному варианту богатырской сказки. Исследователи отмечают, что татарский вариант дастана «Алпамша» обладает свойствами не только богатырской сказки или сказочно-архаического эпоса, но и героического дастана.