Развернутое описание ОНКН
«Алпамыш» состоит из двух частей. Вкратце содержание поэмы таково:
В племени Конграт были два брата Байбури и Байсары. У Байбури был сын Алпамыш, у Байсары красавица дочь, по имени Барчин. Дети были помолвлены с колыбели. Но вот между отцами происходит ссора из-за того, что Байбури, пользуясь правом старшего в роде, вздумал требовать от младшего брата Байсары уплаты подати — зякета. Байсары наотрез отказался выполнить это неслыханное среди конгратцев требование и с обидой откочевывает в страну калмыков, захватив всю свою семью. Вскоре его дочь, красавица Барчин, привлекает внимание калмыцких богатырей, которые начинают добиваться ее руки. Чтобы избавиться от их домогательств верная Алпамышу Барчин объявляет им, что мужем ее может стать лишь тот, кто выйдет победителем в четырех состязаниях. Тем временем она посылает послов на родину к Алпамышу, приглашая его принять участие в соревнованиях, надеясь, что он выйдет победителем.
В состязаниях за право быть мужем Барчин Алпамышу помогает его верный друг — Караджан, один из калмыцких богатырей, перешедший на сторону узбеков и ставший другом героя. Караджан на коне Алпамыша Байчибаре обгоняет всех женихов — калмыцких богатырей, несмотря на то, что те чинят ему всяческие препятствия: связывают его, вбивают гвозди в копыта его коня и т. д. Караджан: же вступает в борьбу с калмыцкими богатырями, побеждает их, а следом за ним Алпамыш вступает в единоборство с самым сильнейшим из всех калмыцких богатырей — Кокальдашем. Выйдя победителем из всех состязаний, Алпамыш становится мужем Барчин. С молодой женою и другом своим Караджаном он возвращается на родину. Однако отец Барчин не хочет мириться со старшим братом и остается в стране калмыков.
На этом заканчивается первая часть поэмы.
Во второй части поэмы рассказывается о том, как калмыки притесняют оставшегося у них отца Барчин — тестя и дядю Алпамыша. Алпамыш решает освободить Байсары и наказать калмыков за все их насилия и притеснения, которые они чинили над конгратцами. Он отправляется в страну калмыков, но усыпленный вином, которым его напоила старуха Сурхаиль, мать калмыцких богатырей, попадает в плен к калмыкам. В течение семи лет Алпамыш томится в подземной темнице — зиндане, куда ему приносит пищу пастух Кайкубат. Однажды его случайно видит дочь калмыцкого шаха — Тавка-аим, она влюбляется в Алпамыша и помогает ему бежать. Алпамыш побеждает калмыцкого шаха, убивает его и на престол сажает Кайкубата.
Тем временем, пока Алпамыш томился в плену, главой племени Конграт становится его младший брат — Ултантаз, сын рабыни-персиянки. Захватив власть, он притесняет отца Алпамыша и пытается силой заставить Барчин стать его женой. В день свадебного тоя приезжает Алпамыш, узнает обо всем и, не сообщая никому о своем возвращении, переодевшись в одежду пастуха Култая, испытывает верность Барчин и наказывает Ултантаза и его приспешников. Байсары возвращается на родину, и расколовшееся было племя Конграт вновь объединяется под властью богатыря Алпамыша.
В образах основных героев эпоса — Алпамыша и Барчин — воплощены высокие моральные и этические черты народа, его мужество и стойкость, его священная любовь к родной земле. В образах Ултаназа, младшего брата Алпамыша, изображается насильник и узурпатор, которого, как и его мать-сообщницу персиянку Бадам, эпос клеймит презрением, ненавистью. Зло, а местами в гротеско-юмористическом духе, высмеиваются в эпосе враги — огромные, прожорливые, наглые и трусливые, лишенные благородных человеческих черт.
В татарской фольклористике известны 13 вариантов данного сказания.
Генетическую связь татарского варианта с общетюркским кунгратским вариантом можно увидеть из первых же строк. Повествуя о себе главный герой сообщает, что он находился в Куростане, в городе Туркмен. Его отцом был хан Айтуби, мать Кунерсылу, младшая сестра –Карлыгачсылу, женой была Мардженсылу [1].
Главному герою Алпамышу свойственны все те требования, которые предъявляются главному герою классических сказаний: бездетность родителей и вымаливание ребенка, чудесное рождение, богатырское детство, добывание богатырского коня и волшебного оружия, богатырская женитьба, боевые схватки с чудовищами и трагическая гибель героя.
Для всех вариантов характерна общность сюжетной линии. В некоторых вариантах главный герой является сыном известного хана. Только в казанском варианте Алпамша преподносится как пастух. В татарских вариантах много моментов, общих с кунгратским: Алпамша рождается в бездетной семье. В дастане описываются такие эпические мотивы, как его чудесное рождение, богатырское детство, помолвка до рождения или женитьба в раннем возрасте, повествуется о том, как он наряду с другими соперниками принимал участие в состязаниях претендентов на руку невесты, как между молодыми объявляется соперник – хан из соседнего государства, как, уходя в поход, он выбирает боевого коня.
Во многих татарских вариантах, присутствует мотив погружения героя в богатырский сон, вследствие чего Алпамша попадает в плен. Алпамша из глубокого зиндана обращается за помощью диким гусям, пролетающим над ним:
Га-га-га-га черный гусь мой, эй!
Приди ко мне, эй, спустись ко мне, эй!
Издалека выросший черный гусь мой, эй!
Иди ко мне, эй, спустись ко мне, эй!
Моему отцу Айтуби, гусь мой,
Передай привет, скажи молитву,
Пусть помолится, эй, сказал.
С помощью диких гусей Алпамша посылает весть о себе своим близким. Из зиндана (тюрьмы) его освобождает его родной брат богатырь Ирнек, который родился после его отъезда. Они вместе отправляются в родную деревню. В это время в деревне происходила свадьба жены Алпамши Мердженсылу. Во время состязания, устроенного по поводу свадьбы Мардженсылу, Алпамша пристрелил своего соперника. Мардженсылу вернулась к мужу. Все эти мотивы, приведенные выше, в той или иной мере характерны для преобладающего большинства вариантов.
Исследователи татарских вариантов дастана «Алпамши» убедительно доказывают, что на основе кыпчакской (татарской, башкирской) и кунгратской версий лежит общий сюжет. В недавно обнаруженных вариантах сибирских татар прозаические тексты регулярно сочетаются со стихотворным сопровождением. Некоторые из них, записанные в 1970-ые годы известным татарским фольклористом Ф.В. Ахметовой-Урманче, имеют музыкальное сопровождение [1].
Эти записи в настоящее время хранятся в фольклорном фонде ГБУ «Таткультресурсцентр».
Изображения ОНКН
"Алып Мәмшән" - "Алып Мамшан" (Алпамыш)
Нотирование Д.Н.Арслановой
"Алып Мәмшән" - "Алып Мамшан" (Алпамыш)
Нотирование Д.Н.Арслановой
"Алып Мәмшән" - "Алып Мамшан" (Алпамыш)
Нотирование Д.Н.Арслановой
"Алып Мәмшән" - "Алып Мамшан" (Алпамыш)
Нотирование Д.Н.Арслановой
"Алып Мәмшән" - "Алып Мамшан" (Алпамыш)
Нотирование Д.Н.Арслановой
"Алып Мәмшән" - "Алып Мамшан" (Алпамыш)
Нотирование З.Сайдашевой. См.: Татар эпосы.Дастаннар / Составитель, автор вводного слова, комментариев, словаря Флора Вагаповна Ахметова-Урманче. - Казан: Раннур, 2004. С.482-486, 627
"Алып Мәмшән" - "Алып Мамшан" (Алпамыш)
Нотирование Н.Альмеевой (1999). См.: Татар эпосы.Дастаннар / Составитель, автор вводного слова, комментариев, словаря Флора Вагаповна Ахметова-Урманче. - Казан: Раннур, 2004. С.482-486, 627
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
Служебная информация
Фольклорно-этнографическая экспедиция Казанского университета 1970-1973 гг. Участники экспедиции: Ф.Ю. Юсупов, Ф.В. Ахметова, Х.Х.Махмутов.
Место фиксации:
РФ: Республика Татарстан, (Бондюжский р-н, дер. Камаево; Мензелинский р-н, дер. Байларово; Тюменская область (Вагайский р-н, дер. Юрмы; Тобольский р-н, дер. Лайтамак; Оренбургская область, Илекский р-н, дер Ажурово; Оренбургская область, Октябрьский р-н, дер. Биккулово.