Развернутое описание ОНКН
Искусство плетения кружев имеет глубокую историю и давнее происхождение. Центром и родиной европейского кружевоплетения является Бельгия. В конце XV — начале XVI веков кружева появились в Италии, в конце XVI в. – в Южных Нидерландах. В Европу же искусство кружевоплетения, предположительно, попало с Востока. Кружево из металлических нитей близко ювелирному искусству и напоминает ажурную скань; плели кружева из шелка и других высококачественных нитей. В Россию технологии и рисунки для кружевных узоров «официально» были привезены из Европы (Германии, Бельгии и Франции) в первой половине XVIII в., однако ещё в XVI – XVII вв. плетение кружев из льна было традиционным сельским занятием, возможно, поэтому технологии кружевоплетения были переняты сравнительно быстро. В России сформировалось несколько центров кружевоплетения, имеющих как общие, так и своеобразные. Наиболее изучены кружева Вологодские, Елецкие, Кукарские, в меньшей степени – кружева Тверской, Рязанской, Новгородской губерний.
На территории Казанского края кружевоплетение начинает свою историю во второй половине XVI в. Кружева в то время изготовлялись из льняных ниток местного производства для собственных потребностей (костюма, полотенец для свадебного обряда), продажи (кружевные изделия являлись универсальной единицей товарно-денежного обмена в Казанской губернии), в форме домашнего ремесла или производства под руководством помещиц;
В начале XX в. кружево производится на экспорт. Кружево сельские жители применяли в отделке костюма (русские – в одежде, а татары, чуваши, марийцы покупали для головных уборов), а городские – в декоративном убранстве интерьера. В Казанской губернии сложилось два крупных центра кружевоплетения.
В с. Рыбная Слобода и окрестных поселениях Лаишевского уезда – более 400 мастериц (к 1887 г. в c. Рыбная Слобода кружевным промыслом были заняты до 255 женщин, в с. Анатыш – 130 (60 семей), в с. Полянка – 10 женщин, с. Горица – 6 женщин, в селениях Троицкий Урай, Ошняк и Монастырь – количество не установлено). Ныртинский центр Мамадышского уезда объединял 280 мастериц (в селениях Нырты, Абди, Покровка). Каждый из двух центров имел самобытные традиции в орнаментации и композиции, своеобразные технические приемы.
В 1883 г. исследователю С.А. Давыдовой удалось узнать лишь об издавна существующем промысле кружевоплетения в с. Рыбная Слобода Лаишевского уезда. Именно этот центр и описан в самых ранних публикациях о кружеве края.
Казанскую губернию по развитию кружевоплетения С.А. Давыдова включала в число двенадцати самых развитых кружевных центров России. Отсутствуют данные о кружевоплетении других уездов Казанской губернии, хотя в выставках уже с 1897 г. участвовали кружевницы и из других селений.
Многопарное кружево с геометрическим орнаментом получило название «русское кружево», оно роднит Рыбно-Слободское кружево с другими центрами России. Среди кружевниц РТ сегодня есть уверенность, что в местном Рыбно-Слободском кружеве нет каких-либо отличительных особенностей, и оно выполнялось в русле общероссийских тенденций. Но в отличие от центральных и северных регионов России, мотивы Рыбно-Слободского кружева практически не изучены, хотя, на наш взгляд, не менее интересны и своеобразны. У С.А.Давыдовой находим сведения о названиях аршинных (мерных) кружев с. Рыбная Слобода – своеобразного плетения без сколков, которое шло на продажу исключительно в мордовские деревни. Узоры таких кружев назывались «речка, сетка и городок», выплетались из толстой и блестящей нити; узоры лапка, лимоны, змейка, четыре ягодки, кудрявая змейка, приплет, круги, сосновый бор, ёлочки, вятские круги, мелкие древы, стеклушки, пава за павой, медвежья лапа, причем названия большинства узоров не встречаются в других центрах. Уникальным источником информации о мотивах кружева и их названиях в первой четверти XX в. является альбом образцов кружевных изделий Рыбно-Слободской артели "Разнопромысловик".
В рисунках Рыбно-Слободского кружева преобладают геометрические мотивы – квадрат, розетка, волна, а также мотив «трилистник» или «лапка» с тремя лепестками. Большинство композиций строится по «косой сетке», определяющей широкое распространение изображения ромба. Варианты ромбовидных мотивов характерны как для фона (простая плетешковая решетка), так и для плотных форм чередующегося узора. Среди растительных мотивов самый распространенный – это V-образное древо двух, трех, реже четырехъярусное, вписанное в ромб (центральная симметрия).
Варианты композиции:
- последовательное чередование мотивов в горизонтальной полосе;
- расположение мотивов зеркально по вертикальной оси, с повтором в горизонтальной полосе;
- композиция в виде букета из четырёх древ, расположенных центрально симметрично (либо из одинаковых мотивов, либо чередование двух видов), вписанных в большой ромб;
- композиция, напоминающая лучи звезды (при применении элементов по центральной симметрии в центре восьмиугольника – например, покрышки зонтика).
По характеру трактовки древа можем предположить, что это изображение хвойных пород деревьев, ёлочек («сосенка»; «сосновый бор», возможно и «мелкиедревы», упомянутые С.А.Давыдовой). Также встречаются мотивы росток (напоминает две раскрытые доли семени; называется «косячок»), цветок с четырьмя лепестками, вписанный в ромб, Λ-образный мотив с гребнем, напоминающий женскую фигуру или сложное древо.
Непрерывная ломаная линия – зигзаг или «речка в различных вариантах, как правило, применяется в виде прошв и края в полотенцах, или в виде обрамления композиций; задаёт ритмический строй изделиям. Они представляют собой зубчатый край мерного кружева в виде заострённых или округлых уступов, плотных или ажурных (среди них мотивы с вертикальным членением – «павлинка»). Собственно ромб, который трактуется весьма разнообразно – фигура плотная или с внутренней разработкой («кольцо» по Н.Т.Климовой). Внутреннее пространство его имеет сетчатое заполнение (4, 9, 16 или 36 ячеек), а внешний контур чаще гладкий, реже с лучиками – «гребенчатый ромб».
Более ранняя распространенная композиция – последовательное чередование мотивов по горизонтали, а в начале XX в. мотивы стали располагать в три ряда, в шахматном порядке, применять различные варианты ромбов в одном изделии. Встречаются сложносоставные мотивы, где ромб вписан в другой ромб.
Возможно, истоки композиционных приёмов мерного кружева следует искать в золото-серебряном кружеве, получившем распространение в России в XVII - XVIII вв. Рыбно-Слободские кружева преимущественно белые (кремовые), плотная вилюшка которого подчеркнута сканью того же или голубого цвета.