Кружево – декоративные элементы из ниток и ткани. Ажурный узор, образованный переплетениями нитей, является общим признаком всех видов кружев. Техника кружевоплетения используется в оформлении одежды, в частности, воротников, подола, рукавов и, конечно же, нижнего белья. Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.
- Рыбно-Слободский
Развернутое описание ОНКН
Искусство плетения кружев имеет глубокую историю и давнее происхождение. Центром и родиной европейского кружевоплетения является Бельгия. В конце XV — начале XVI веков кружева появились в Италии, в конце XVI в. – в Южных Нидерландах. В Европу же искусство кружевоплетения, предположительно, попало с Востока. Кружево из металлических нитей близко ювелирному искусству и напоминает ажурную скань; плели кружева из шелка и других высококачественных нитей. В Россию технологии и рисунки для кружевных узоров «официально» были привезены из Европы (Германии, Бельгии и Франции) в первой половине XVIII в., однако ещё в XVI – XVII вв. плетение кружев из льна было традиционным сельским занятием, возможно, поэтому технологии кружевоплетения были переняты сравнительно быстро. В России сформировалось несколько центров кружевоплетения, имеющих как общие, так и своеобразные. Наиболее изучены кружева Вологодские, Елецкие, Кукарские, в меньшей степени – кружева Тверской, Рязанской, Новгородской губерний.
На территории Казанского края кружевоплетение начинает свою историю во второй половине XVI в. Кружева в то время изготовлялись из льняных ниток местного производства для собственных потребностей (костюма, полотенец для свадебного обряда), продажи (кружевные изделия являлись универсальной единицей товарно-денежного обмена в Казанской губернии), в форме домашнего ремесла или производства под руководством помещиц
В начале XX в. кружево производится на экспорт. Кружево сельские жители применяли в отделке костюма (русские – в одежде, а татары, чуваши, марийцы покупали для головных уборов), а городские – в декоративном убранстве интерьера. В Казанской губернии сложилось два крупных центра кружевоплетения.
В с. Рыбная Слобода и окрестных поселениях Лаишевского уезда – более 400 мастериц (к 1887 г. в c. Рыбная Слобода кружевным промыслом были заняты до 255 женщин, в с. Анатыш – 130 (60 семей), в с. Полянка – 10 женщин, с. Горица – 6 женщин, в селениях Троицкий Урай, Ошняк и Монастырь – количество не установлено). Ныртинский центр Мамадышского уезда объединял 280 мастериц (в селениях Нырты, Абди, Покровка). Каждый из двух центров имел самобытные традиции в орнаментации и композиции, своеобразные технические приемы.
В 1883 г. исследователю С.А. Давыдовой удалось узнать лишь об издавна существующем промысле кружевоплетения в с. Рыбная Слобода Лаишевского уезда. Именно этот центр и описан в самых ранних публикациях о кружеве края.
Казанскую губернию по развитию кружевоплетения С.А. Давыдова включала в число двенадцати самых развитых кружевных центров России. Отсутствуют данные о кружевоплетении других уездов Казанской губернии, хотя в выставках уже с 1897 г. участвовали кружевницы и из других селений.
Многопарное кружево с геометрическим орнаментом получило название «русское кружево», оно роднит Рыбно-Слободское кружево с другими центрами России. Среди кружевниц РТ сегодня есть уверенность, что в местном Рыбно-Слободском кружеве нет каких-либо отличительных особенностей, и оно выполнялось в русле общероссийских тенденций. Но в отличие от центральных и северных регионов России, мотивы Рыбно-Слободского кружева практически не изучены, хотя, на наш взгляд, не менее интересны и своеобразны. У С.А.Давыдовой находим сведения о названиях аршинных (мерных) кружев с. Рыбная Слобода – своеобразного плетения без сколков, которое шло на продажу исключительно в мордовские деревни. Узоры таких кружев назывались «речка, сетка и городок», выплетались из толстой и блестящей нити; узоры лапка, лимоны, змейка, четыре ягодки, кудрявая змейка, приплет, круги, сосновый бор, ёлочки, вятские круги, мелкие древы, стеклушки, пава за павой, медвежья лапа, причем названия большинства узоров не встречаются в других центрах. Уникальным источником информации о мотивах кружева и их названиях в первой четверти XX в. является альбом образцов кружевных изделий Рыбно-Слободской артели "Разнопромысловик".
В рисунках Рыбно-Слободского кружева преобладают геометрические мотивы – квадрат, розетка, волна, а также мотив «трилистник» или «лапка» с тремя лепестками. Большинство композиций строится по «косой сетке», определяющей широкое распространение изображения ромба. Варианты ромбовидных мотивов характерны как для фона (простая плетешковая решетка), так и для плотных форм чередующегося узора. Среди растительных мотивов самый распространенный – это V-образное древо двух, трех, реже четырехъярусное, вписанное в ромб (центральная симметрия).
Варианты композиции:
- последовательное чередование мотивов в горизонтальной полосе;
- расположение мотивов зеркально по вертикальной оси, с повтором в горизонтальной полосе;
- композиция в виде букета из четырёх древ, расположенных центрально симметрично (либо из одинаковых мотивов, либо чередование двух видов), вписанных в большой ромб;
- композиция, напоминающая лучи звезды (при применении элементов по центральной симметрии в центре восьмиугольника – например, покрышки зонтика).
По характеру трактовки древа можем предположить, что это изображение хвойных пород деревьев, ёлочек («сосенка»; «сосновый бор», возможно и «мелкиедревы», упомянутые С.А.Давыдовой). Также встречаются мотивы росток (напоминает две раскрытые доли семени; называется «косячок»), цветок с четырьмя лепестками, вписанный в ромб, Λ-образный мотив с гребнем, напоминающий женскую фигуру или сложное древо.
Непрерывная ломаная линия – зигзаг или «речка» в различных вариантах, как правило, применяется в виде прошв и края в полотенцах, или в виде обрамления композиций; задаёт ритмический строй изделиям. Они представляют собой зубчатый край мерного кружева в виде заострённых или округлых уступов, плотных или ажурных (среди них мотивы с вертикальным членением – «павлинка»). Собственно ромб, который трактуется весьма разнообразно – фигура плотная или с внутренней разработкой («кольцо» по Н.Т.Климовой). Внутреннее пространство его имеет сетчатое заполнение (4, 9, 16 или 36 ячеек), а внешний контур чаще гладкий, реже с лучиками – «гребенчатый ромб».
Более ранняя распространенная композиция – последовательное чередование мотивов по горизонтали, а в начале XX в. мотивы стали располагать в три ряда, в шахматном порядке, применять различные варианты ромбов в одном изделии. Встречаются сложносоставные мотивы, где ромб вписан в другой ромб.
Возможно, истоки композиционных приёмов мерного кружева следует искать в золото-серебряном кружеве, получившем распространение в России в XVII - XVIII вв. Рыбно-Слободские кружева преимущественно белые (кремовые), плотная вилюшка которого подчеркнута сканью того же или голубого цвета.
С конца XIX в. в России повсеместное распространение получает сцепное кружево с растительными и орнитоморфными мотивами.
Для выявления особенностей сцепного кружева РТ, нами проведен сравнительный анализ произведений Рыбно-Слободского и балахнинского (нижегородского) кружева на примере схожих изделий – треугольных косынок черного цвета, выполненных в начале XX в.
Общие их черты: мотив «древо жизни» в центре, фестончатый край из последовательно чередующихся фигур, рамка-обводка внутреннего контура и плотный узор на ромбовидной фоновой решетке. Анализ проведен по следующим параметрам: цвет, форма изделия; соотношение узора и фона, верхней и нижней каймы; характер трактовки древа, птиц, фигур по нижнему краю изделий.
Выявлено, что для Рыбно-Слободского кружева характерен больший контраст и выразительность: в соотношении 1:5 верхней и нижней каймы; в заполнении решетки фона не только насновками, а розетками из насновок на фоне плетешковой решетки; в соотношении плотного узора и облегченного фона. Это свидетельствует о том, что Рыбно-Слободскому сцепному кружеву свойственен симметричный характер узоров и более реалистичная трактовка древа, влияние местного декоративно-художественного языка.
Ряд художественных приемов близок мотивам искусства казанских татар (например, древо в вазоне, характерное для резьбы по камню, кожаной мозаики; антропоморфные или зооморфные фигуры со спиралевидными завитками, мотив сердца, характерные для кожаной мозаики), или напоминающие финно-угорские коньковые подвески. Специфика ремесленной организации Рыбно-Слободского кружева проявилась: в концентрации мастериц в отдельных селах («очаговое распространение», а не повсеместное, как в других регионах России) и относительной этнической обособленности (в XIX в. – конце XX в. национальным ремеслом занимались только русские; татары, мордва, чуваши, марийцы покупали изделия, но сами не плели).
По сравнению с Рыбно-Слободским кружевом в ныртинском мерном кружеве более плотные узоры, т.к. используются более толстые нитки (собственного изготовления), фон менее ажурный. В изделии прошва и край часто разные, не обязательно повторяют друг друга, а в Рыбно-Слободском чёткая комплектность В ныртинском кружеве отмечается сочетание с кружевом цветной вышивки (крест, настил, вышивка по выдернутому полотну смелее комбинирование разнообразных технологических приёмов, произведения многоцветные при ведущей роли белого цвета; Рыбно-Слободские сдержаннее и строже. Характерные для него ярусные древа в ныртинском практически не встречаются, зато гораздо чаще используются плотные узоры из сгруппированных овальных насновок - «8 овсинок» и «14 овсинок», внешне ассоциирующиеся с образом ромашки, солнца, стрекозы, черепахи.
Эти особенности во многом связаны с историей сёл. Так, при заселении села Рыбная Слобода во второй половине XVI – XVII вв. русскими из регионов России (из Вятских и Новгородских земель, Рязани) переселенцы принесли с собой определенные культурные традиции, обычаи и занятия, в дальнейшем трансформировавшиеся под влиянием особенностей местной культуры.
Благодаря своему географическому положению, Рыбная Слобода является центром торговли окружающей её местности
С самого зарождения поселение не имело пахотных земель, живя рыбной ловлей; с уменьшением рыбных богатств развиваются разнообразные ремёсла. Женщины и девушки плели кружева, а мужчины занимались обработкой цветных металлов круглый год. В селе ткали холсты, кружева изготовляли для собственных потребностей (в частности, для свадебного обряда) из льняных ниток местного производства и из Вятской губернии. Девочки начинали заниматься плетением с 7-8 лет. Беднейшие жители продавали свои кружевные изделия, которые всегда находили «верный и скорый сбыт». Со временем рисунки искажались:
«В Рыбной слободе плели из льна одноцветное парное и численное (без предварительного рисунка) кружево самого простого рисунка… Своего изобретения не возникло, узоры были завезены сюда в разное время и отовсюду. Мастерицы не заботились о сохранении сколков в порядке, а возможно, и не умели делать их, т.к. велики искажения».
С 1861 г. происходит еще более активное развитие именно кружевного промысла по всей России, что совпало с широкой модой на кружевные изделия. Однако С.А. Давыдова считает, что отмена крепостного права нанесла самый решительный удар по производству кружев. Ранее помещицы в своих усадьбах организовывали обучение крестьянских девушек плетению кружев для собственных нарядов, продажи (в Казанской губернии – деятельность помещиц Донауровых). После 1861 г. это полуфабричное производство угасло, зато расцвело крестьянское ремесло «… первичного типа [мелкого кустарного] русского кружева, изготовляемых ныне крестьянками и мещанками в разных деревнях и селах Вот это-то кружево, служившее выражением народного творчества, любовно изготовлявшееся каждой семьей для личного своего употребления, стало под давлением экономических причин проникать в продажу. Распространению плетеных изделий в значительной степени способствовало пробудившееся в начале 1860-х гг. внимание русского общества ко всем отраслям национального искусства‹…› в которой проявлялся народный вкус и самобытное мышление».
«С уничтожением крепостного права плетение кружев и все так называемые работы у помещиков прекратилось: кружевницы разошлись в разные стороны, многие из них совершенно оставили это занятие, некоторые же‹…› продолжали плести кружево на продажу, или по заказу, и охотно брали в выучку» к себе учениц.
То есть освобождение крестьян дало толчок развитию искусству кружевоплетения, так как работницы перестали сосредотачиваться только в усадьбах помещиков и стали распространять свое ремесло в окрестных деревнях и городах. Однако, и после 1860-х годов помещицы руководили производством кружев в с. Рыбная Слобода. После реформы 1861г. кружевоплетение стало самым массовым среди художественных ремёсел.
Таким образом, именно на кружевоплетение наиболее заметное, хотя и противоречивое влияние, оказал Манифест 1861 г. В 1870-е годы в связи с упадком производства льна кружевницы вынуждены покупать нитки. Многие жители с. Рыбная Слобода оставили крестьянские работы, изготовление холстов, занявшись более прибыльным кружевоплетением, однако это пагубно сказалось на всем производстве кружев (покупка более дешевых х/б нитей, перекалывание рисунков резко возросшим количеством мастериц привели к утрате качества изделий).
Наивысший расцвет Рыбно-Слободского кружева как в художественном плане, так и в качестве, ассортименте был связан с именами помещиц Донауровых (их предкам село было пожаловано в конце XVIII в. императором Павлом I). В 1820-е г.г. кружевоплетение «курировала» М.С.Донаурова (1801 – 1832) - искусная рукодельница, у которой была мастерская из крепостных женщин, плетущих красивые кружева по составленным ею рисункам. Возможно, именно ей принадлежит слава создателя кружевного промысла в Рыбной Слободе.
Однако впоследствии произошел упадок производства кружев, и только в 1860-е г.г. Н.Г. Донаурова (1816 - 1874) пришла на помощь жителям и занялась подъемом кружевоплетения – выучилась плести; исправляла старые изношенные сколки, нарушающие правильность узора; делала заказы, сбывая изделия в Петербурге, организовав новый рынок сбыта для угасавшего уже кружевоплетения и этим обеспечив его подъем. После её смерти дочь Е.И. Донаурова (1840 – не ранее 1907) приняла на себя дальнейшее руководство Рыбно-Слободским кружевоплетением: применила существующие узоры к городским вещам, аксессуарам костюма в стиле модерн (ранее плелись прямые полосы кружева для концов полотенец, обшивки простынь – аршинное кружево – Е.И. Донаурова адаптировала его для покрышек зонтиков, еще для носовых платков, покрывал для постелей, накидок для подушек). Она поддерживала хороших мастериц экономически, выдавая оплату вперед; делала заказы и следила за хорошим исполнением кружев, что повысило качественный уровень работ. Здесь первые в России применяли разделение труда, когда одно изделие по частям плели разные кружевницы, а потом детали соединяли, что увеличивало скорость выполнения. Все это сделало изделия Рыбно-Слободских кружевниц оригинальнее и востребованнее.
В 1881-1883 годах здесь трудится уже 255 мастериц. С 1892 г. до 1910-х годов Донауровы обучали мастериц в училище, при Рыбно-Слободской художественно-ремесленной мастерской работали женские классы по обучению кружевному делу. В 1902 г. положение в Рыбной Слободе значительно ухудшилось: Донаурова часто стала уезжать, и торговки сбивали цену на изделия, чем вынуждали женщин оставить плетение кружев и помогать мужчинам – ювелирам. Многие местные девушки перенимают городские черты жизни и поведения и «вовсе к рукоделиям в семье не приучаются».
В конце XIX – начале XX вв. в кружевоплетении просматривались следующие тенденции: утрата изящных приемов в плетении, забвение самых красивых старинных узоров кружев и подражание новым образцам машинного производства, использование бумажных нитей – всё это крайне обесценивало работу кружевниц, что С.А.Давыдова называет ёмкой фразой «бессознательное отношение мастериц к ремеслу».
Конец XIX – начало XX в. характеризуется активизацией внимания к ремесленным занятиям, в т.ч. кружеву, в связи с всероссийскими и международными выставками.
После 1917 г. существовала Рыбно-Слободская артель «Разнопромысловик», работающая на экспорт, куда входили и кружевницы. Экспорт изделий оказал огромное влияние на развитие промыслов и ремёсел.
После 1920-1930-х годов кружевоплетение в Татарстане идет на спад, что связывают с отходом от производства кружев на экспорт, невостребованностью на внутреннем рынке из-за изменений в моде, отраженных в журналах XX в., переходом крестьян к занятию сельским хозяйством.
К 1929 г. во всей республике (по переписи населения) всего 259 человек, занятых кружевным промыслом. В отчете о деятельности Таткустпромкредитсоюза еще встречаются упоминания о кружевном деле: на начало 1928 г. в кооперативы вступили 56 кружевниц и уже 132 кружевницы на начало 1929 г., что составляет 50,9 % мастериц, записанных на тот момент. Несмотря на «приговор» Декрета 1919 г., до 1930-х годов ремесло кружевниц существовало, они вошли в кооперативы и артели, но имелась тенденция к уменьшению их численности.
В середине XX века о кружевоплетении писали уже в прошедшем времени, однако на бытовом уровне традиции сохраняются. В 1970-е годы в с.Рыбная Слобода сохранение кружевоплетения подтверждено экспедицией. В 1980-е годы традиционное плетение на коклюшках ещё сохранялось в творчестве народных мастериц селений Полянки, Пестрецы и Рыбная Слобода (изделия О.Балыковой, А.Воробьёвой, А.Седовой, Л.Артемьевой были представлены на I Республиканской выставке декоративно-прикладного искусства (далее ДПИ) в Казани в 1983 г.).
В 1985 – 1992 годах в Доме Пионеров с. Рыбная Слобода вела кружок кружевоплетения Н.М.Капаруллина. Местные традиции кружевоплетения возрождаются уже в XXI в. на базе Рыбно-Слободского Районного дома культуры и краеведческого музея, где с 2009 г. в студии «Возрождение» под руководством мастера Р.С.Фаттаховой и местных жителей, небезразличных к сохранению культурных и ремесленных традиций, осваиваются приемы кружевоплетения на коклюшках.
В творческом коллективе более 10 участников – местные жительницы, представители сферы культуры (педагоги, сотрудники музея и районного Дома культуры; художники, творческие люди). С 2015 г. в программу введено обучение многопарной технике плетения.
У мастериц много творческой энергии, желания развивать кружевное дело, они проводят презентации, мастер-классы, участвуют в выставках, планируют воссоздание старинных кружев из коллекции Краеведческого музея.
Дополнительная информация
Библиотека об объекте
Библиография
1. Бабич И.А. Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: герменевтический анализ / И.А. Бабич //
2. Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. З.М. Явгильдина. – Казань: Отечество, 2013. – С. 102-109. 120. Бадяева Т.А. Проблемы развития народных художественных промыслов на современном этапе / Т.А. Бадяева // О специфике современного этапа развития искусства народных художественных промыслов РСФСР: сб. науч. тр. НИИХП / под ред. Н.В. Черкасовой. – М., 1989. – С. 5-25. 175
3. Бусыгин Е.П. Русское население Среднего Поволжья (историкоэтнографическое исследование материальной культуры) / Е.П.Бусыгин. – Казань, Изд-во КГУ, 1966. – 403 с.
122. Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья: учеб.пособие. Часть I / Е.П. Бусыгин, Н.В. Зорин. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1984. – 97 с.
4. Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., Михайличенко Е.В. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. Историкоэтнографическое исследование (середина XIX – начало XX вв.). Изд-во Казанского гос.ун-та, Казань, 1973. – 170 c.
5. Валеев Р.М. Государственная политика в области сохранения объектов культурного наследия в Республике Татарстан / Р. М. Валеев; М-во образования и науки Рос. Федерации, Казан.гос. ун-т [и др.]. - Казань: [Ин-т истории АН РТ], 2007. – 39 с.
6. Валеев Р.М. Историко-культурное наследие Республики Татарстан: тенденции развития и опыт исследования, сохранения, реставрации и использования в последней четверти XX века / Р.М. Валеев; Мин. культуры РТ [и др.]. – Казань: Идел-Пресс, 2007. – 319 с., [32 л.] цв. ил., табл.
7. Валеев Р.М. Культура и искусство Татарстана на рубеже тысячелетий. Основные тенденции развития в 90е годы ХХ – начала ХХI века / Р.М. Валеев; КГУКИ, КГУ, Татар.отд-ние Рос. ком. Междунар. ком.по охране памятников и достопримечательных мест. – Казань, 2008. – 64с.
8. Валеев Ф.Х. Древнее искусство Татарстана / Ф.Х. Валеев, Г.Ф. Валеева-Сулейманова. – Казань: Татар.кн. изд-во, 2002. – 104 с.
9. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана / Ф.Х. Валеев, - Казань, Таткнигоиздат, 1984. – 171 с.
10. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана / Г.Ф. Валеева-Сулейманова. – Казань: Фән, 1995. – 191 с.
11. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Кружево / Г.Ф. Валеева-Сулейманова // Татарская энциклопедия. В 6-ти т. / гл. ред. М.Х. Хасанов – Казань: Институт татарской энциклопедии, 2006. – Т. 3. – С. 468-470. 176
12. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Народные художественные промыслы / Г.Ф. Валеева-Сулейманова // Татарская энциклопедия. В 6-ти т. / гл. ред. М.Х. Хасанов – Казань: Институт татарской энциклопедии, 2008. – Т. 4. – С. 362-363.
13. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Рыбнослободский ювелирный промысел / Г.Ф. Валеева-Сулейманова // Татарская энциклопедия. В 6-ти т. / гл. ред. М.Х. Хасанов – Казань: Институт татарской энциклопедии, Т. 5. – 2010. – С. 164-165.
14. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Рыбнослободской и Ныртинский кружевные промыслы / Г.Ф. Валеева-Сулейманова // Искусство русского народа: каталог выставки, 27 февраль-27 май 2014 г. – Казань: Заман, 2014. – С. 14-17.
15. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Рыбнослободской ювелирный промысел / Г.Ф. Валеева-Сулейманова // Искусство русского народа: каталог выставки, 27 февраль-27 май 2014 г. – Казань: Заман, 2014. – С. 12-13.
16. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Татарская филигрань: в контексте генезиса и развития ювелирного искусства / Г.Ф. Валеева-Сулейманова // Из истории татарского народного искусства: сборник статей под ред. Валеевой-Сулеймановой Г.Ф. - Казань: ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АН РТ, - 1995. – 143 с.
17. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Чебаксинский кузнечный промысел / Г.Ф. Валеева-Сулейманова // Искусство русского народа: каталог выставки, 27 февраль-27 май 2014 г. – Казань: Заман, 2014. – С. 18-19. 137. Вишленкова Е.А. Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в XIX – XX вв. / Е.А. Вишленкова, С.Ю. Малышева, А.А. Сальникова. – Казань: Изд-во Казан.гос. ун-та, 2008. – 452 с.
18. Воробьев Н.И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья / Н.И. Воробьев, Г.М. Хисамутдинов, А.А. Загидуллин, и др. ... – М.: Наука, 1967. – 538 с.: ил.
19. Воробьев Н.И. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем / Н.И. Воробьев, Е.П. Бусыгин. – Казань: Гос. музей Татар. АССР, 1957. – 42 с.: 18 л. илл.
20. Давыдова С.А. Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Казанской и Вологодской / С.А. Давыдова. – СПб.: тип. В. Киршбаума, 1886. – 158 с., 14 л. ил.
21. Докладная записка действительного члена ИХКП А.Башкирова о мероприятиях по развитию художественной промышленности Татарской республики от 13 июня 1932 г. / Советское декоративное искусство. Материалы и документы 1917-1932. Народные художественные промыслы / Сост. Л.И.Давыдова, Д.М.Габиев, Т.Ю.Красовицкая, под общ.ред. М.А.Некрасовой, С.М.Темериной. – М.: Искусство, 1986. – 432 с.
22. Донина Л.Н., Суслова С.В. Чеканка и филигрань в ювелирном деле казанских татар: опыт классификации технологических параметров / Л.Н.Донина, С.В.Суслова // Традиционная культура народов Поволжья: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (9-11 февраля 2016): в 2ч. Ч.1 (А-К) - Казань: Ихлас, 2016. – С.226-234.
23. Дульский П.М. Искусство Казанских татар / П.М. Дульский. – М.: Центр.изд-во народов СССР, 1925. – 19 с.
156. Журавлёва О.Ф. Атрибуция образцов кружев из частных коллекций по материалам выставки «Кружево напоказ» / О.Ф.Журавлёва // История кружева - история страны: сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. 3 ноября 2016 г. / сост. Е.А.Рычкова – М.: Технологии рекламы, 2017. – С. 125 - 132.
24. Зорин Н.В. Очерки этнодендрологии / Н.В.Зорин. – Казань: Казанский государственный университет им.В.И.Ульянова-Ленина, 2006. – 88 с., ил.
25. Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал / Н.В.Зорин. – М.: Наука, 2001. 248 с.
26. Искусство и этнос: новые парадигмы / под ред. Г.Ф. ВалеевойСулеймановой. – Казань: Дом печати, 2002. – 168 с.
27 Каган М.С. О прикладном искусстве: некоторые вопросы теории / М.С. Каган. – Л.: Художник РСФСР, 1961. – 160 с., ил.
28. Канцедикас А.С. Искусство и ремесло (к вопросу о природе народного искусства) / А.С. Канцедикас. – М.: Изобр. искусство, 1977. – 120 с., ил.
29. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево: учеб.пособие / Н.Т. Климова. – М.: Изобр. искусство, 1991. – 224 с., ил.
30. Ключевская Е.П. Казанская художественная школа. 1895-1917. – СПб: изд-во «Славия», 2009. – 240 с., 105 ил.
31. Коськов М.А. К теории прикладного искусства / М.А. Коськов. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – 52 с.
32. Коськов М.А. Предметный мир культуры / М.А. Коськов. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 344 с. 33. Кулиничева Е.А. Деятельность художественных кружков Абрамцева и Талашкина глазами американской художественной критики (на примере журнала «Ремесленник» Густава Стикли) / Е.А.Кулиничева // Актуальные проблемы теории и истории искусства (сборник статей) – Вып.3. / под ред. С.В.Мальцевой, Е.Ю.Станюкович-Денисовой. - СПб.: НП-Принт, 2013. – С.280-286.
34. Кульбака Н.Э. История дворянского рода Донауровых. – М.: Старая Басманная. 2013. – 182 с.
35. Лескова Т.И. Художественные решетки Казани (1978 - 1979) / Т.И. Лескова // Государственный музей изобразительных искусств в публикациях музейных сотрудников: сб. ст. – Казань: Заман, 2009. – С. 53-60. 36. Липаков Е.В. История русских поселений Высокогорского района / Е.В. Липаков // Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан / сост. Р.Р. Салихов, Р.Р. Хайрутдинов, К.М. Низамутдинов. – Казань: МастерЛайн, 1999. – С. 206-250.
37. Лобашева И.Ф. Художественный металл в собрании ГМИИ РТ (2001) / И.Ф. Лобашева // Государственный музей изобразительных искусств в публикациях музейных сотрудников: сб. ст. – Казань: Заман, 2009. – С.110-114. 180
38. Лукашева Р.А. Стильные штучки из кружева / Р.А. Лукашева. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 144 с., ил.
39. Макаров К.А. О сосуществовании и взаимодействии различных типов художественного творчества в век НТР / К.А. Макаров // Проблемы народного искусства: сб. ст. / научн.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств Акад. Художеств СССР; под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макарова. – М.: Изобр. искусство, 1982. – С. 34-45.
40. Макарова Г.И. Традиционная культура в современных социокультурных практиках татар и русских Татарстана / Г.И.Макарова // Этнологические исследования в Татарстане / сост. Г.Ф.Габдрахманова. – Вып.IV. – Казань: Институт истории АН РТ, 2010. – С. 224–225.
41. Масленицын С.И. Ученичество в народном искусстве / С.И. Масленицын // Проблемы народного искусства: сб. ст. / НИИ теории и истории изобр. искусств Акад. Художеств СССР; под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макарова. – М.: Изобр. искусство, 1982. – С. 101-112.
42. Махинин А.Ю. История создания гончарной художественно-ремесленной учебной мастерской в селе Пестрецы Казанской губернии / А.Ю. Махинин // Татьянин день: сб. ст. и материалов Третьей межвуз. науч.-практ. конф., посвященной памяти Т.А. Геллер. – Казань: РИЦ «Школа», 2006. – Вып. 3. – С. 184-188.
43. Медведев В.Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие / В.Ю. Медведев. – 3-е изд., испр. и доп. − СПб.: СПГУТД, 2009. – 110 с.
44. Морозов С.Т. О постановке земской губернской организации по содействию кустарной промышленности / С.Т. Морозов. – М.: тип. Я.Г. Сазонова, Б. Никитская, д. № 31, 1912.
45. Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены: историко-этнографическое исследование материальной культуры, середина XIX – начало XX вв. Ю.Г.Мухаметшин. – М.: Наука, 1977. – 184 с.
184. Народная художественная культура: учеб. / под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. – М.: МГУКИ, 2000. – 412 с.
46. Национальная художественная культура: опыт, проблемы, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. / КГУКИ; отв. ред.: З. М. Явгильдина, Г. И. Фазылзянова. – Казань, 2009. – 575 с.
47. Некрасова М.А. Федеральный закон «О народных художественных промыслах» № 7-Ф3; его осуществление и последствия для художественной практики промыслов. Проблемы Гжели и других очагов народного искусства / М.А. Некрасова // Народное искусство России в современной культуре. XX – XXI век / авт.-сост. М.А. Некрасова. – М.: Коллекция М, 2003. – С. 27-43. 182
48. Нечвалода Е.Е. Русское село Карлыханововначале XX в. в сочинении П.М.Кучина / Е.Е.Нечвалода // Известия Уфимского научного центра Российской академии наук. – 2016. – № 4. – С. 115-121.
49. Обрезкова А.П. История развития кружевоплетения в Казанской губернии (XIX – XXI вв.). Этнохудожественные традиции и язык символов / А.П. Обрезкова. – Казань: Астория, 2006. – 28 с.
50. Обрезкова А.П. Кружение кружева: мировые и региональные традиции в развитии кружевоплетения / А.П. Обрезкова // Сохранение и развитие НХП в едином культурно-образовательном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24-25 ноября 2013 г. – Казань; Чебоксары, 2014. - С. 76-81
51. Обрезкова А.П. Ныртинское плетеное кружево / А.П, Обрезкова. – Казань: Унипресс, 2002. – 24 с.
52. Перцов В. Очерк статистики и экономики Казанской губернии / В. Перцов. – Казань, 1919. – 74 с.
196. Проблемы народного искусства: сб. ст. / НИИ теории и истории изобр. искусства Акад. художеств СССР; под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макаровой. – М.: Изобр. искусство, 1982. – 157 с.
53. Руденко К.А. Некоторые проблемы изучения истории декоративноприкладного искусства Татарстана / К.А. Руденко // Ревитализация культурного наследия народов России: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Возрождение, сохранение и трансляция культурного наследия народов России в современном этнокультурном пространстве» / отв. ред. А.Р. Еникеева. – Казань: Изд-во Казан.гос. ун-та культуры и искусств, 2012 – С. 165- 169. 183
54. Руденко К.А. Этнокультурное взаимодействие народов Волго-Камья в конце X – XIV вв. По археологическим данным. Saarbrücken: PalmariumAcademicPablishing, 2013. – 682 с.
55. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство / А.Б. Салтыков. – М.: Просвещение, 1968. – 296 с., ил.
200. Сираиева А.К. Актуализация традиционной культуры в произведениях современных художников декоративно-прикладного искусства Татарстана (на примере ювелирного искусства) / А.К. Сираиева // Сохранение и развитие народных художественных промыслов в едином культурнообразовательном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24-25 ноября 2013 г. – Казань; Чебоксары, 2014. – С. 81-84.
56. Сираиева А.К. Из истории развития промыслов и ремесел Поволжья и Урала / А.К. Сираиева // Вестник Казан.гос. ун-та культуры и искусств. – 2004. – №2. – С. 11-12.
57. Токсубаева Л.С. Русское народное искусство Казанского Поволжья XIX – XX веков: деревянная домовая резьба, вышивка, бранное ткачество, кружево / Л.С. Токсубаева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2014. – 140 с.
58. Урываева И.А. Кружевоплетение на коклюшках / И.А. Урываева. – М.: Изд. Дом РДФ, 2001. – 254 с. 211. Уткин П.И. Традиции и современные тенденции развития искусства народных художественных промыслов / П.И. Уткин // О специфике современного этапа развития искусства народных художественных промыслов РСФСР: сб. науч. тр. / НИИХП; под ред. Н.В. Черкасовой. – М., 1989. – С. 26-42.
59. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. / В.А. Фалеева. - Л.: Художник РСФСР, 1983. – 326 с., ил.
60.Шкляева Л.М., Сираиева А.К. Выставки проекта «Искусство народов Поволжья» в ГМИИ РТ, как фактор сохранения и распространения традиционной культуры народов Среднего Поволжья // Сборник материалов I международного конгресса «Пространство этноса в современном мире» 29-31 октября 2014 года, Грозный: Изд-во Чеченского гос. ун-та, 2014. – С.384 – 387.
61. Ярмухаметова А.К. Нормативно-правовая база в области сохранения историко-культурного наследия в Российской Федерации / А.К. Ярмухаметова // Ревитализация культурного наследия народов России: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Всерос. научно-практ. конф. «Возрождение, сохранение и трансляция культурного наследия народов России в современном этнокультурном пространстве» / отв. ред. А.Р. Еникеева. – Казань: Изд-во Казан.гос. ун-та культуры и искусств, 2012. – С. 239-242. Периодическая печать 62. Арватов Б. Искусство и производство / Б. Арватов // Литературнохудожественный и научно-популярный журнал Горн. – М.: Издание Всероссийского и Московского пролеткультов, 1922. – книга 2 (7) – С. 103-108. 186
63. Валеева-Сулейманова Г.Ф Будут ли наши внуки знать, что такое «народные промыслы»? // Татарстан. – 2008. - №7. – С.29-37.
64. Васильев С.В. ДореволюционнаяЧебакса / С.В. Васильев // Высокогорские вести (из личного архива респондента).
65. Высочайшее посещение Кустарного Музея Московского губернского земства // Кустарный труд. – 1912. – № 17. – 1-15 сентябрь.
66. Грузов Н.Г. О гончарном промысле в селе Пестрецах, Казанскаго уезда / Н.Г. Грузов // Казанская газета. – 1903. – № 49. – 7 декабря. – С. 7-9.
67. Ключевская Е.П. Художественные промыслы Татарстана в прошлом / Е.П. Ключевская // Татарстан. – 1997. – № 3. – С. 24-32.
68. Кулагина С. Кружевница из Рыбной Слободы / С. Кулагина // Республика Татарстан. – 1999. - № 165. – от 17 августа.
69. Лескова Т.И. Металлическое кружево Казани (рецензия на альбом Н.Х.Халитова) / Лескова Т.И. // Вечерняя Казань. – 1988. – №291 (2991). – от 20 декабря. – С.3.
70. Махмудова А. Не прервется волшебная нить… / А. Махмудова // Казань. – 1998. – № 11-12. – C. 133-136.
71. Саттарова Л.И. Сокровища народного искусства / Л.И. Саттарова // Казань. – 2009. – № 3. – С.82-85. 235. Сивкова А. Зырянская Казань Альбины Обрезковой / А. Сивкова // Дым Отечества: историко-краеведческий выпуск газеты «Республика». – 2010. – № 30 (4187). – 27 февраля. – С. 4-5.
72. Султанова Р.Р. Восхождение / Р.Р. Султанова // Казань. – 2006. – № 8-9. – С. 224-239.
73. Филимонов Г. Кто-то плетёт языком, а мы – коклюшками! / Г. Филимонов // Республика Татарстан. – 1996. – № 67-68. – от 30 марта. – С. 1.
74. Халитов Н.Х. Металлическое кружево Казани / Н.Х. Халитов // Вечерняя Казань. –1988. – №67 (2767). – от 22 марта. – С. 4.
75. Халитов Н.Х. Чебакса / Н.Х. Халитов // Казанские истории. – 2002. – № 6- 7. – С. 15.
76. Халитов Н.Х. Металлическое кружево / Н.Х. Халитов // Казанские истории. – 2002. – № 17-20.
77. Шагеева Р.Г. Ось татарского мира / Р.Г. Шагеева // Казань. – 2009. – № 3. – С. 26-37.
78. Г.Ф.Валеева-Сулейманова Декоративное искусство Татарстана. Издательство «Фэн» казань 1995г. С 32-33, 110-114.