Название праздника связано с атрибутами весеннего земледельческого праздника, в котором «сабан» является символом «весны», пробуждения природы», «пашни», «плуга», «первой борозды», «сева яровых культур», а «туй» – связан с «празднованием», «торжеством».
Сабантуй не имеет точной календарной даты проведения. Празднование состоит из трех частей: длительной подготовительной части (комплекс обрядов), кульминации праздника (день состязаний на майдане), проходящей в течение одного дня, и менее продолжительной заключительной части (молодежные игрища).
- г. Казань
Развернутое описание ОНКН
В современных условиях праздник Сабантуй является общенациональным праздником татар, проживающих во всех регионах Российской Федерации, странах Европы, Средней Азии, Америки и Австралии. Благодаря этому празднику татары всего мира постигают многовековое духовное наследие своего народа, что, несомненно, способствует развитию единой народной культуры, передаваемой из поколения в поколение, способствует сохранению культурной идентичности.
Вопрос раскрытия генетических корней Сабантуя представляется весьма сложным, существует несколько гипотез о происхождении данного праздника. Некоторые ученые считают, что Сабантуй был привнесен в быт татар из Китая или Монголии (О. Ковалевский, Н. Катанов, Н. Семенов,) [40, с. 82], также превалирует мнение о его зарождении на территории Волжской Булгарии (Н. Загоскин, Г. Ахмеров, Ф. Валеев, А. Халиков, Я. Ханбиков, Я. Абдуллин) [40, с. 82], и существует гипотеза, что праздник Сабантуй связан с тенгрианскими верованиями, которые отражаются в ярких отголосках кочевнико-скотоводческого образа жизни наших предков (Д. Шарифуллин, Г. Давлетшин, М. Бакиров) [40, с. 82, Давлетшин, с. 4-5, Бакиров, с. 56-57]. Наряду с этими общеизвестными версиями о происхождении Сабантуя в некоторых источниках высказывается мысль о том, что проведение данного праздника берет начало от пророка Авраама (Ибраһим пәйгамбәр) [Яхин, с. 160, 164]. Согласно данной гипотезе, традиционные игры, как борьба, конные скачки, стрельба из лука, проводимые в рамках современного Сабантуя, составляли также основу мероприятий «Сабыйан туе» и «сач туйлары» организовываемых предками татар в честь рождения мальчика или же первой стрижки волос новорожденного. [https://www.youtube.com/watch?v=O99LFn4iTZ0].
Краткий обзор научных трудов отечественных ученых, а также выявление аналогичных обрядов и обычаев у многих тюркских народов позволяет считать третью версию наиболее достоверной и отнести Сабантуй к разряду древнетенгрианских праздников [Шарафутдинов, с. 95].
Сабантуй – праздник весенне-летнего цикла. Праздники, связанные с приходом весны, культом плодородия и земледелия были присущи многим народам Европы и Азии на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Они связаны с тенгрианской идеологией – обрядами жертвоприношения в честь верховного божества, небесного духа-хозяина Тенгре («Неба и солнца»).
Эти праздники являются символическим отражением традиционного народного мировоззрения, порожденного многовековым культом воспроизводства жизни человека и общества посредством сельскохозяйственной деятельности, которая неотделима от природы – единственного источника жизни.
Календарные праздники приурочены к пограничным периодам, сменам времен года, когда по народному мировоззрению природа, олицетворявшаяся тюрками-солнцепоклонниками именем бога неба и солнца – Тенгре, может особенно щедро поделиться своим плодородным потенциалом с людьми.
Сабантуй у татар является синтезом кочевой и оседлой культур, прошедшим сложный и длительный путь развития. Он генетически связан с земледельческими праздниками тюркских и финно-угорских народов. Здесь уместно отметить, что практически у всех народов Поволжья, проживающих по соседству с татарами, существуют аналогичные Сабантую праздники: «Гырон быдтон» у удмуртов, «Акатуй» у чуваш, «Агавайрем» у марийцев. Все эти праздники являются древними земледельческими праздниками, посвящёнными божествам плодородия, земли и силам природы [Владыкина, 150; Чувашская мифология, с. 85; http://mariez.ru/tradicii-i-obryady/agavayrem].
Ранних письменных источников, по которым можно было бы судить о времени возникновения праздника, практически не сохранилось. Некоторые сведения о можно встретить в древнекитайских и древнетюркских источниках. Так, например в древнекитайской летописи VI веке «Вэйшу» сообщается о том, что тюркские народы (древние хунну), исповедовавшие тенгрианство, при исполнении обряда весеннего жертвоприношения включали в культовые действия борьбу, битвы на мечах, конные скачки, игры и пляски. В литературном памятнике XI в. «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым») поэта Юсуфа Баласагуни повествуется об одном из основных элементах праздника, как борьба на поясах.
Одним из первых письменных упоминаний праздника у булгар – предков современных татар – является эпиграфический памятник, найденный в с. Иске Салман Алькеевского района Республики Татарстан, датируемый июнем 1292 годом [Хакимзянов, с. 38-39]. В XIII в. булгарский ученый Лачин Хисами написал трактат «Подарок бойцам, соревнующимся на майдане» [http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/iz-dalnih-stranstviy-vozvratyas-vstrechi-sootechestvennikov-tatar-v-kazani/].
Развернутое описание праздника, прошедшего летом 1505 г. в окрестностях Казани и совпадающего в своих основных чертах с Сабантуем, приводится в известном литературно-публицистическом произведении XVI в. «История о Казанском царстве, или Казанский летописец», написанном русским автором, долгое время жившем в Казанском ханстве [История о Казанском царстве (Казанский летописец) ПСРЛ, Т. XIX/ 546 с.].
После присоединения Казанского ханства к Российскому государству Сабантуй сохранил свои традиции и продолжал развиваться как истинно татарский народный праздник.
В XIX веке по мере усиления урбанизации и смешения в городах представителей разных этнических групп татар Сабантуй принимает характер общенационального праздника и отмечается не только на селе крестьянами-земледельцами, но и в татарских слободах городских центров, где проживали татары – предприниматели, мещане, рабочие и служащие. Именно в этот период оформляются основные элементы праздника, характерные для всех этнических групп татар – обряды, связанные с подготовкой к празднику, конные и другие состязания, а также игры и развлечения.
Советский период истории характеризуется активным воздействием государства на весь комплекс праздничной культуры татар, в том числе и на Сабантуй, попытками подчинения его определенным идеологическим установкам. Организация праздничных мероприятий, разработка их программы начинают жестко регламентироваться. Их проведение становится обязанностью партийных органов и органов государственной власти.
Несмотря на стремление к унификации, превращению Сабантуя в спортивное и идеолого-пропагандистское событие, праздник сохранил неповторимый народный дух, являясь одним из сильных факторов этносоциальной консолидации татар и выражением их идентичности.
Вместе с тем праздник Сабантуй претерпел сильные изменения: трансформировался исконный смысл праздника, были утрачены многие обряды, являвшиеся составной частью празднования, вытеснены традиционные образцы музыкального, танцевального творчества, а также утеряны традиции народных промыслов и элементов декоративно-прикладного мастерства.
В годы демократических преобразований в России (начало 90-х гг. ХХ в.) татарская общественность подняла вопрос о необходимости возрождения праздника Сабантуй в его первоначальном исконном виде. Поскольку именно Сабантуй дает возможность в условиях унификации и глобализации приобщиться к живой народной традиции.
На сегодняшний день праздник «Сабантуй» представляет собой сплав древнетюркской, татарской и современной общероссийской культуры, в котором объединились элементы языческих обрядов и монотеистической веры, кочевнической и оседлой традиции тюркских и ряда других этнических общностей, выработанных в ходе длительного исторического развития.
В праздновании Сабантуя участвует все население того или иного татарского поселения независимо от возраста, социальной и конфессиональной принадлежности. Это торжество содержит в себе различные формы обрядов, бережно хранимых на протяжении столетий в устной традиции и исторической памяти, в особенностях народного фольклора – поговорках и пословицах, музыке и песнях, символике праздника. К сожалению, многие традиционные выражения народного творчества, специфические особенности проведения Сабантуя у отдельных этнических групп, сейчас оказались утраченными или унифицированными.
Сабантуй не имеет не только точной календарной даты, но и определенного (установленного) дня недели. Все зависит от погодных условий, интенсивности таяния снега и, соответственно, от степени готовности почвы к севу яровых культур [34, с.42]. Века отшлифовали форму проведения праздника. Сабантуй как народный праздник состоит из трех частей: длительной подготовительной части, кульминации праздника, проходящей в течение одного дня, и менее продолжительной заключительной части.
К подготовительной части относятся обряды, проводимые задолго до самого праздника Сабантуй, такие как «Карга боткасы» («Грачиная каша») – коллективное угощение детей кашей, приготовленной из собранных продуктов (время проведения в настоящее время – 1 мая); сбор детьми крашеных яиц, бытующий на сегодняшний день во многих селах и деревнях Республики Татарстан (время проведения – 1 мая); ныне утраченный обряд сөрән (сөрән, сөрән чабу, сөрән сугу – клич, сход), заключавшийся в сборе яиц юношами. Бытующий обряд в дер. Кошкино Кукморского района Республики Татарстан под названием сөрән сугу в настоящее время функционирует как обряд сбора подарков к Сабантую юношами призывного и предпризывного возраста. Завершающим череду досабантуевских обрядов является сбор подарков для победителей предстоящих соревнований (бирнә җыю, бүләк җыю, сөлге җыю), который проводится за один-два дня до праздника. По традиции, группа из мужчин и юношей во главе с гармонистом, напевая деревенские напевы (авыл көе), начинают обходить деревню еще в первую половину дня. Обязательным атрибутом обряда становится шест, на который привязывают подарки. Самым ценным подарком считается полотенце, которое дарит невеста (яшь килен сөлгесе), вышедшей замуж после предыдущего Сабантуя. Она специально для этих целей готовит одно из лучших, богато орнаментированных полотенец из своего приданого. Остальные одаривают отрезами материи, головными и вышитыми носовыми платками, полотенцами, скатертями, салфетками, покрывалами, чайными наборами и т.д. Кроме того, хозяйка традиционно дает одно или несколько яиц. Также принято давать деньги, как правило, регламентированной суммы нет – дают столько, сколько пожелают.
В обязательном порядке требуют подарок только с молодушки, в то время как все остальные выделяют подарки добровольно. В большинстве деревень подарки дарят все хозяйки. Более того, если сборщики по какой-то причине не заходят в дом, то этим могут нанести обиду. Выделять подарок считается необходимым, так как в противном случае односельчане могут осудить за жадность. Есть в деревнях и такие, кто дает зарок выделить подарок для Сабантуя в случае исполнения желания (адарынып) или осуществить подаяние (садака итеп). Причем нередко оговаривают: «Мой подарок – борцу», или победителю скачек, или наезднику, пришедшему последним [34, с. 42] и т.д.
Обычай сбора подарков на Сабантуй, согласно утверждениям исследователей, является трансформированной формой языческих жертвоприношений Тенгре [Шарафутдинов, с. 107]. Дары участникам рассматриваются как объекты, наделенные магической силой, призванной помочь выполнению желаний, как дарителя, так и получателя даров [Рикман, с. 177, 182].
Закончив сбор подарков на конце деревни, юноши объединяются и еще раз с песнями проходят по деревне, демонстрируя собранное. Затем их передают группе уважаемых в деревне стариков, знатокам традиционных состязаний, которые будут судьями (далее – судейская коллегия) в состязаниях майдана, или руководителю сельского поселения, заведующему сельским клубом. Они и выносят эти подарки на место состязаний.
Согласно обычаю аксакалы – старейшины сел – определяют день и место проведения дня состязаний. Местом проведения Сабантуя обычно выбирают ровное поле, луг или широкую поляну в лесу, удобные для проведения состязаний, имеющие ровные, хорошо просматриваемые площадки, окруженные деревьями, кустарником, на которых огораживалось место состязаний (майдан).
Кульминацией праздника – майдан – состоит из комплекса разных состязаний, характерной особенностью которых является индивидуальность. Это состязания в силе, ловкости, конные скачки.
Характерной их особенностью является унифицированность формы проведения. Повсеместно они включают в себя одинаковые виды состязаний, состоящие из скачек, бега, прыжков и национальной борьбы (көрәш). Во всех видах состязаний принимают участие все желающие жители села и прибывшие гости. С 90-х гг. XX века традиционные состязания рассматриваются как спортивные и проводятся в виде спортивных состязаний по четко прописанному регламенту.
Следует отметить, что лишь в отдельных деревнях было постоянное, строго установленное место проведения состязаний. В большинстве же деревень оно зависит от того, в какой стороне в этом году располагается паровое поле (такыр басу). Там и организовывают состязания, чтобы не допустить потраву посевов. Вместе с тем в каждой стороне имеются традиционные места устройства праздника – ложбина, луг, поляна, удобные для проведения состязаний, имеющие ровные, хорошо просматриваемые площадки, окруженные деревьями, кустарником, которые в большинстве случаев называются майдан.
В условленное для каждой деревни время руководители праздника – уважаемые в деревне аксакалы – выносят сюда собранные подарки. Процессию возглавляет мужчина, который несет шест с привязанными к нему полотенцами. Подарки для победителей в разных видах состязаний распределяются заранее.
Основными компонентами современного Сабантуя являются традиционные состязания, веселые игровые состязания, концертная программа.
Традиционные состязания проводятся по выработанному веками распорядку. Начинают их скачки.
Подготовка к скачкам начинается задолго до начала праздника. Примерно за месяц до дня Сабантуя юноши выводят своих скакунов на предварительные забеги, где постепенно приучают их к предстоящим соревнованиям. В народе этот обычай получил название «ат тоягы кыздыру» («разогрев ног коней») [Шарафутдинов, с. 106].
Участие в них считается престижным, поэтому на деревенские скачки выставляют коней все, кто может. Наездниками являются мальчики 8-12 лет или же взрослые мужчины. Участники скачек, собравшись вместе, отправляются к месту старта, расположенному в 5-8 км от селения. Их сопровождает один из руководителей состязаний. По его сигналу конники стартуют по полевой дороге в сторону деревни, к финишу, где их поджидают участники праздника. Интересно отметить, что такой вид скачек был характерен для всех кочевых народов Средней Азии, и например, у туркмен-иомудов назывался улу байрак. Кстати, у них эта форма была одной из разновидностей скачек, у татар же – единственной.
В целях безопасности финиш располагается в стороне от основного места проведения состязаний, однако награждение участников скачек проходит на майдане. Победителю дарят одно из лучших полотенец. Наездники и владельцы скакунов получают отдельные призы. Награждают, как правило, всех участников скачек, правда, ценность подарков различна.
По неписаным правилам майдан открытый, никто с праздника не должен уйти без подарка. Так, обязательно награждают бегуна, повредившего ногу, вручают приз коню, который пересек финишную черту последним. Этот обычай живет и передается из поколения в поколение. На сабантуях на шеи скакунов, пришедших к финишу последними, узорчатые полотенца подвязывают бабушки-татарки, вдовы, матери, у которых сыновья служат в армии.
В этом ритуале ярко выражена гуманность народа: скакуны, в упорной борьбе преодолевшие дистанцию, своим стремительным бегом доставили людям радость, следовательно, они заслуживают похвалы, одобрения. Этот трогательный ритуал, известный как «Нәзер аты» («Конь надежды»), имеет и другой, более глубокий смысл, реально отражающий обычаи татарского народа. Ведь бабушки, женщины, вдовы, тянущиеся к шее, гриве, к ремням уздечки и привязывающие вышитые полотенца, платки и салфетки, закидывая ими чуть ли не всего коня, приговаривают при этом: " Да, будет, во имя Аллаха!", " Извелась было от подагры...", " Дала обет, чтобы дочь, наконец, ребенком благополучно разрешилась...", "Чтобы корова телку принесла".
Обычай связан с желанием отогнать нависшую беду и воздаянием дани безгрешным душам покойных предков, матери, ребенка, спутника жизни. А еще с надеждой и оптимизмом. Так, многие послевоенные годы «кони надежды» одаривали женщины, чьи мужья, сыновья и братья не вернулись с войны. При исполнении ритуала они выражали надежду на то, что дорогие им люди хоть последними, как отставший на скачке конь, но вернутся домой.
В то время когда наездники отправляются к месту старта, проводятся и другие состязания, в частности бег. Бег на скорость и выносливость на самые различные дистанции, наперегонки в гору, через препятствия, прыжки в длину, а также с помощью шеста, палки, бросание камня и другие. Принцип организации состязаний тот же, что и скачек: старт устраивают в отдалении, а финиш – на майдане. Дистанция не длинная, 1–3 км и короче. Соревнования по бегу в гору, происхождение которого уходит корнями в далекое прошлое и связано с поклонением наших предков «Духу горы» – ежегодно проводятся в селах, например, Сармановского и Лениногорского районов Республики Татарстан.
Состязания по бегу проходят интересно. Как правило, первыми начинают мальчики (дистанция 500–600 м). Вслед за ними соревнуются юноши (до 2–3 км) и, наконец, взрослые (до 5 км). В каждой возрастной группе участвуют до 40 и более человек. По традиции на длинных дистанциях бегунов сопровождают всадники или мотоциклисты,выполняющие функции судей и оказывающие при травмах необходимую помощь. Победители, занявшие 1-е, 2-е, 3-е места, награждаются призами, и совершают круг почета.
Как отголоски развлечений древних предков, на Сабантуях встречаются состязания в прыжках в длину с шестом. Для усложнения этого упражнения на Сабантуях, например, Актанышского района, роют специальную яму и наполняют водой. Не сумевший перепрыгнуть плюхается в воду.
Чтобы одержать победу над соперником, необходимо прижать его руку к столу, на который кладется специальная подушка. При этом голова, туловище, плечо участников не должны пересекать среднюю линию стола (двух цветов).
Предупреждение борцу объявляется за отрыв локтя от подлокотника, срыв захвата (не в критическом для себя положении), отрыв обеих ног от пола, пересечение средней линии головой, плечами, корпусом, касание плечом своего предплечья; потерю контакта свободной руки со штырем и т.д.
В случае срыва захвата или объявления предупреждения, участники имеют 30 секунд для отдыха. При объявлении участнику второго предупреждения засчитывается поражение. Если борец срывает захват в проигрышном для себя положении, ему объявляется поражение без предупреждения.
Состязание проводятся с выбыванием после двух поражений.
Перетягивание каната. Участвуют команды, каждая из которых состоит из восьми человек и капитана. Соревнования проводятся в пяти весовых категориях. Победителем выходит команда, которая перетягивает противника за линию своей площадки, обозначенной флажком красного цвета. В некоторых татарских населенных пунктах РТ до сих пор сохранилось состязание - стрельба из лука. В сказках и дастанах стрельба на меткость встречается под названием мәрәй атышу. Меткого стрелка называли мәргән.
У древних тюрков существовало состязание в стрельбе из лука, при котором со столба сбивали мешочек с золотом. Это было только на майданах, организованных ханами и беками. К сожалению, из-за отсутствия должного внимания и этот вид состязаний потихоньку угасает.
Издавна на Сабантуях состязались в поднятии тяжестей – камней. Этот обычай и поныне сохранился на праздниках в ряде районов. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 килограммов. Правила соревнований: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На современных Сабантуях также поднимают гири. Этот вид состязаний включает: жим гири левой рукой и правой, толчок двух гирь от груди и рывок гири одной рукой. Участники делятся на 4 весовые категории: 60, 70, 80 и свыше 80 кг.
На майдане одновременно приступают и к проведению состязаний по национальной борьбе на кушаках (көрәш).
Гвоздь программы любого Сабантуя, как и в далеком прошлом, – это көрәш. Много батыров снискали почет и уважение на народных праздниках. О них слагались песни, баиты, их имена прославлялись в сказках.
Для удобства обоюдного захвата борцы обязаны бороться в кушаках (матерчатых поясах). Основа борьбы көрәш сохранилась до наших дней – это бросок соперника на лопатки. Для этого надо обладать не только физической силой, но и прекрасно владеть техникой борьбы. Постановка рук, ног и туловища – это навыки, которые отрабатываются годами. Главное отличие борьбы на поясах от других видов борьбы – это то, что спортсмены борются, держа друг друга за пояс крестным захватом. Под захватом надо понимать следующее: соперники стоят лицом друг к другу с намотанными на кистевую часть правой руки кушаками, причем короткая часть кушака проводится под длинной частью и последняя зажимается пальцами. Затем длинная часть кушака набрасывается на поясницу соперника под его разноименной рукой и захватывается другой рукой, накладываемой на разноименную руку соперника. При этом длина кушака между кулаками должна быть такой, чтобы кулаки оказались на спине соперника.
В схватках разрешены все действия, способные перевести противника из положения, стоя в положение лежа. Но существует одно обязательное для всех условие – борцы не должны отпускать захват. Победу одерживает тот участник, который бросает своего соперника на спину.
По правилам борьбы на поясах все желающие для участия в состязании сначала записываются у судьи. Затем происходит взвешивание участников и распределение борцов по весовым категориям. В каждой категории создаются пары. По жребию определяется очередность поединков каждой пары. Борьба проходит по олимпийской системе: проигравший выбывает из состязания.
Начинают борьбу мальчики 5–6 лет, иногда два старика. Это зачин, затравка. Затем поочередно борются мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста.
Поединок продолжается до тех пор, пока один из борцов не будет признан побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становится претендентом на звание сильнейшего борца-батыра. Таких претендентов набирается несколько человек; их борьба между собой становится кульминационным моментом состязаний. Победителя состязания называют «Батыром Сабантуя», ему достается самый ценный подарок. Как правило, это живой баран. В наши дни к этому традиционному подарку может прилагаться и новый автомобиль.
На майдане помимо спортивных состязаний проводятся и игровые состязания, которые на протяжении веков отрабатывались и стали маркерами традиционности Сабантуя.
Участники, водрузив на плечи коромысла с ведрами, полными воды, выстраиваются на линии старта. После сигнала старта нужно быстрее всех добежать до финиша (17-100 м). Соответственно, победитель – финиширующий первым, и у кого в ведрах осталось больше воды. Могут участвовать и мужчины, и женщины.
Два участника верхом садятся на бревно длиной 3 метров, которое установлено в 1-1,2 метра от земли. Им выдаются мешки, набитые соломой или сеном. После сигнала участник должен постараться выбить соперника из бревна, ударяя мешком. Хватать бревно руками нельзя. Кто остался на бревне – тот и победитель. Состязания проводятся по олимпийской системе – проигравший сразу выбывает из дальнейшей борьбы.
На вершину гладкого столба высотой 15-25 метров привязывают клетку с живым петухом, вышитое полотенце или другой подарок. Кто быстрее всех одолеет высоту и дотронется рукой до привязанного подарка, тот победитель. Подъем по шесту – один из тех национальных состязаний, где подростки могут состязаться наравне со взрослыми, а нередко и отбирать у них первый приз.
Участника, у которого завязаны глаза, отводят от горшка на 10-12 шагов и поворачивают на 180 градусов. Если участник, ударивший палкой, разобьет горшок, он получает подарок. Есть и второй вариант игры. Участника с завязанными глазами на некотором расстоянии от горшка поворачивают вокруг своей оси три раза. Если найдет и разобьет палкой горшок, он – победитель.
Бревно длиной 4-5 метров устанавливают таким образом, что один конец на высоте 1-1,5 метра над землей, а второй – в свободной «качке». На свободный конец привязывают подарок. Участник должен дойти до конца бревна и взять подарок.
Монета в катыке. В глубокую тарелку или миску наливают катык (кисломолочный продукт) где-то на 3-5 см. На дно кладут монету. Участник с завязанными назад руками должен языком найти монету и ухватить ее, причем сделать это надо быстрее соперника.
Подвешенные подарки (это могут быть игрушки, хозяйственная утварь, сладости и т.д.). Подарки нитками подвешивают на веревку, перетянутую между двумя столбцами. Участникам выдаются ножницы, а глаза их завязываются. Надо попасть ножницами на нитки и отрезать подарок. Прикасаться руками к подаркам или ниткам нельзя.
Участникам на линии старта выдаются мешки. Мешок полагается надеть на ноги, схватить руками и после сигнала устремиться к финишу, который находится в 75-100 метрах от старта. Можно вприпрыжку, можно и семеня мелкими шажками. Главное – добраться до финиша быстрее всех.
На линии старта выдаются ложки и куриные яйца. Яйцо полагается положить на ложку, а ложку за рукоять взять в рот. После сигнала начинается бег, до финиша около 100 метров. Туда надо добраться не только быстрее всех, но и сохранить яйцо. Участник, который потерял яйцо где-то по дороге, выбывает из игры. Хватать ложку руками нельзя.
Нужен канат длиной 4-6 метров. Оба конца каната перевязываются узлом. Два участника должны «надеть» два конца каната, встать на четвереньки и постараться перетянуть соперника за указанную линию. Во время игры нельзя выпрямиться, хватать что-то руками.
Два участника усаживаются на землю друг напротив друга, уперев пятки. Потом они берутся за палку длиной около метра, диаметром около 3 см. После сигнала нужно постараться поднять соперника с земли. Сгибать ноги нельзя.
Во время Сабантуя традиционные и игровые состязания проводятся вместе с музыкой и танцами. Концертная программа готовится в зависимости от наличия фольклорных, творческих коллективов, исполнителей народной и фольклорной музыки в каждом конкретном селении, городе. Специально оборудуется сцена. На Сабантуях каждый желающий может попробовать себя в роли певца или танцора. Для этого оборудуются специальные площадки, на которых устраиваются состязания и для танцоров.
Украшение места проведения Сабантуя имеет огромное значение. На середину майдана вкапывается шест с завязанными на верхушке полотенцами, зрители располагаются вокруг майдана. Оформленный в национальном стиле сабантуйный круг, ассоциируясь с солнцем, небом, символизирует идею непрерывности человеческой жизни, торжество счастья, благополучия и гармонии с природой.
Кичке уен (молодежные игрища, вечерки). Неотъемлемым элементом Сабантуя являются вечерние молодежные игрища. Их проводили в течение нескольких дней, начиная со дня сбора яиц. Они были обязательны и в завершающий день праздника – день состязаний. Игрища устраивали на месте майдана или на традиционных местах игрищ – за околицей, на лугах, поляне. До глубокой ночи звучали гармони, скрипки; парни и девушки пели песни, водили хороводы, плясали. Было много игр, сопровождаемых пением. В настоящее время кичке уен в деревнях стали возрождаться.
Сегодня ярко и интересно проходит Сабантуй во всех районах Республики Татарстан. География праздника не ограничивается только Татарстаном, он издавна проводится в Измайловском парке города Москвы, в таких городах как Санкт-Петербург, Киев, Ташкент, Уфа, Астрахань, Саратов, Магнитогорск, Новосибирск, Иркутск, а также в Приморском крае. Проводится в городах и селах Республик Башкортостан, Чувашия, Удмуртия, Мордовия, а также в Кировской, Пензенской, Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Пермской, Тюменской, Кемеровской областях, где компактно проживают татары.
В последние годы Сабантуй проводится в Польше, Германии, в странах Прибалтики, во Франции, в Великобритании, в США, в Китайской Народной Республики, в Канаде, в Австралии и т.д.
Современный Сабантуй – это праздник, объединяющий и традиционную культуру, прежде всего музыкальную, танцевальную, и народные игры, и традиционные состязания. В городах Сабантуй проводится в течение одного дня. Обычно традиционные и игровые состязания проходят параллельно, одновременно работают площадки для танцев, песен, также осуществляется продажа сувениров, изделий национального декоративно- прикладного искусства.
Сабантуй – сугубо народный праздник. Это связано не столько с его массовостью, но и с сутью народности в целом. Он является праздником, консолидирующим татарский народ по всему миру. Интегрирующая функция праздника позволяет татарам, проживающим за пределами республики, определять свою идентичность, они имеют возможность приобщаться к татарской культуре и через этот праздник донести гуманистические ценности народа. Согласно традиционной семантической, управленческой системе, праздник Сабантуй основан на уважительном, толерантном отношении к каждому участнику праздника, невзирая на различия в возрасте, национальности, конфессиональной принадлежности. Как на празднике любого народа, на празднике Сабантуй у всех участников равные права, каждый по желанию может принимать участие на любом состязании.
Традиция празднования Сабантуя у татар передается из поколения в поколение на протяжении многих веков. В его праздновании участвуют все слои населения: дети, молодежь, пожилые. Каждая возрастная группа имеет свои регламентированные канонами традиционной культуры функции и обязанности, как во время приготовления к празднику, так и во время проведения праздника. Важна роль Сабантуя в укреплении преемственности поколений, сохранении традиционной культуры народа. Сабантуй – это еще и социальный институт, отвечающий за формирование семьи. Во время подготовки и празднования молодежь выбирает себе пару.
Видеоматериалы ОНКН
Дополнительная информация
Библиография
- Агавайрем (Сабантуй). – Электронный ресурс. Режим доступа: http://mariez.ru/tradicii-i-obryady/agavayrem (Дата обращения: 22.06.2020).
- Бакиров М.Х. Татарский фольклор: монография. Второе дополненное издание. – Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2018 – 406 с.
- Баязитова Ф.С. Татар халкының бәйрәмнәре һәм көнкүреш йолалары / Ф.С. Баязитова. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1995 – 158 б.
- Әмирхан Ф. Яз бәйрәме Сабан туе / Ф. Әмирхан // Татарстан. — 1922 – 5 июль; 7 июль.
- Владыкина Т.Г. Удмуртский народный календарь и сельский социум / Т.Г. Владыкина, Г.А. Глухова, Т.И. Панина // Научный диалог. – 2017 – № 10 – С. 149-169.
- Давлетшин Г.М. Древние корни сабантуя // Федеральная, просветительская газета «Татарский мир». – 2011 – № 6 (6339). – С 4-5.
- Игра – дело серьезное (из истории традиционной культуры татарского народа) // Эхо веков. Электронный ресурс. Режим доступа. – URL: http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/? path=mg:/numbers/2004_01/14/09_2/&searched=1.
- Из истории календарных праздников предков татарского народа Эхо веков. – Электронный ресурс. Режим доступа. http :// www . archive . gov . tatarstan . ru / magazine / go / anonymous / main /? path = mg :/ numbers /2005_1/13/13_2/& searched =1 .
- История о Казанском царстве (Казанский летописец) ПСРЛ, Т. XIX Издание 1-е. СПб., 1903 546 стр. + 6 табл. снимк.
- Кабыргалы-камчылы: татар халык уеннары. – Казан: Мәгариф, 2002 – 159 б.
- Магдеев М. Сабантуй / М. Магдеев // Праздники, традиции, обряды / сост. Б. Марьянов. – М.: Молодая Гвардия, 1976 – С. 97 – 98
- Муллануров М. Сабантуй бәйрәмен үткәрү тәртибе: сценарий / М. Муллануров; Л. Батыр-Болгари муз. – Казан, 1997 – 76 б.
- Нечто об увеселениях во время Сабана // Казанские губернские ведомости. 1847 – № 25
- Новые моменты в современной праздничной культуре татар: симбиоз этнического и конфессионального // Конфессиональный фактор в развитии татар: концептуальные исследования. – Казань, 2009 – С. 171 – 187
- О происхождении традиционного праздника татарского народа Сабантуй // Эхо веков = Гасырлар авазы. – 2002 – № 1/2. – URL: http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/? path=mg:/numbers/2002_1_2/08/05/&searched=1_.
- Общеболгарские исторические корни Сабантуя // Гасырлар авазы Эхо веков. – Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/? path=mg:/numbers/2008_1/11/11_01/.
- Обычаи и праздники татар // Праздники народов России. – М.: Росмэн, 2002 (энциклопедия для ст. школьн. возраста). – С.34 – 37
- Очерки истории народов Поволжья и Приуралья / КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, каф. Истории СССР; отв. ред. Ю.И. Смыков. – Казань: Изд-во КГУ, 1967 – Вып. 1 – 240 с.
- Праздники народов России: энциклопедия / М.М. Бронштейн, Н.Л. Жуковская и др. – М.: Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002 – 103 с.: ил. – Статья «Обычаи и праздники татар» подготовлена Р.К. Уразмановой.
- Рикман Э.А. Место даров и жертв в календарной обрядности // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. [Редкол.: С. А. Токарев (отв. ред.) и др.]. – М. : Наука, 1983 - 222 с
- Сабантуй: методическое пособие / под ред. Ф.Х. Завгаровой. – Казань: Ихлас, 2012 – 100 с.
- Семенов Н. Национальные народные праздники в Татарии и их физкультурное значение / Н. Семенов. – Казань: Татгосиздат, 1945 – 55 с.
- Семенов Н. Сабантуй / Н. Семенов. – Казань: Татполиграф, 1929 – 67 с.
- Семенов Н. Татар халык бәйрәмнәре һәм аларның физкультура әһәмияте. – Казан, 1946 – 52 б.
- Тартарика. Этнография. – М.: Изд-во Феория, ДИК, 2008
- Татар халкының җырлы-биюле уеннары. – Казан, 1968 – 156 б.
- Татар-башкорт спорт көрәше: = Татаро-башкирская спортивная борьба: ярыш кагыйдәләре. – Казан, 1997 – 14 б.
- Татары Среднего Поволжья и Приуралья. – М., 1967 – 197 с.
- Татары / под ред. Р.К. Уразмановой, С.В. Чешко. – М.: Наука, 2001 – 583 с.
- Традиционные трудовые праздники и обряды татар и их роль в воспитании молодежи // Современные этносоциальные процессы на селе. – М.: Наука, 1986 – С. 222 – 225
- Уразман Р. Татар халкының йолалары һәм бәйрәмнәре. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1992 – 96 б.
- Уразманова Р.К. Татарский народный праздник Сабантуй / Р.К. Уразманова // Сов. Этнография. – 1977 – № 1 – С. 94 – 100
- Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Приуралья (годовой цикл XIX – XX вв.): историко-этнографический атлас татарского народа / Р.К. Уразманова. – Казань: Дом печати, 2001 – 196 с.
- Уразманова Р. К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв. Историко-этнографические очерки. – Наб. Челны: Духовноделовой центр «Ислам Нуры», 2013 – 189 с.
- Халык уеннары. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1966 – 88 б.
- Чувашская мифология: этнографический справочник / А.А. антипина [и др.] – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2018 591 с.
- Шарафутдинов Д.Р. Сабантуй / Д.Р. Шарафутдинов // Эхо веков. Электронный ресурс. Режим доступа. URL: http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/? path=mg:/numbers/1995_may/12/1/&searched=1.
- Шарафутдинов Д.Р. Сабантуй – образ жизни народа Д.Р. Шарафутдинов. – Казань: 1997 – 312 с.
- Шарафутдинов Д.Р. Татар барда – Сабан туе бар: историко- документальный очерк / Д.Р. Шарафутдинов. – Казань: Гасыр, 2003 – 480 с.
- Шарафутдинов Д.Р. Семейные и календарные обычаи и обряды татар / Д. Шарафутдинов, Р. Садыкова. – Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров РТ, 2012 – 352 с. [32].
- Шәрәфетдинов Д.Р. Сабан туе – халыкның яшәеше = Сабан туй – образ жизни народа: фәнни-популяр очерк / Д.Р. Шарафутдинов; М. Богодвид, Н. Курамшин, Ш. Шәрәфетдинов фотолары. // Гасырлар авазы. – 1997 – 312 б. (рус һәм татар телләрендә).
- Яхин Ф.З. Себер татарларына кагылышлы бер язма ядкәр уңаеннан // Эхо веков = Гасырлар авазы. – 2018 – № 4/93. – с. 160-165.
Служебная информация
- Кукморский
Государственное научно-исследовательское «Государственный центр сбора, хранения, изучения и пропаганды татарского фольклора» (ГТФЦ).