Идея создания цикла лекций возникла в ходе Открытого международного конкурса на архитектурную концепцию Театра Камала, сообщает Министерство культуры Татарстана. Историки и культурологи из Татарстана должны были в максимально короткие сроки не только познакомить конкурсантов с культурой татар, но и передать им некую национальную идею, дух народа.
Специалисты написали эссе (подробно ознакомиться с этими материалами можно на сайте конкурса) и записали видеолекции, основываясь на проведенных исследованиях. Участники состязания, архитекторы из 14 стран, высоко оценили помощь экспертов, признали ценность полученных знаний для дальнейшей работы над своими проектами и были благодарны за возможность открыть для себя мир татарского народа. Тогда было принято решение сделать все материалы доступными широкому кругу зрителей, поделиться знаниями и наработками со всеми, кто интересуется культурой. А удобный видеоформат лекций и субтитры на английском языке позволили наследию конкурса выйти за пределы республики и узкого круга специалистов в сфере архитектуры.
Цикл состоит из следующих лекций:
Театр Камала: вехи истории и взгляд в будущее. Автор лекции – Нияз Игламов, известный театральный критик, много лет служивший в Театре Камала. Ведущий – Рамиль Вазиев, актер Театра Камала, заслуженный артист РТ.
Эссе «Театр Камала: вехи истории и взгляд в будущее»: https://theatre.tatar/storage/app/library/files/Vekhi_istorii.pdf.
Художественная культура татар. Автор и ведущая лекции – Рауза Султанова, доктор искусствоведения, заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Академии наук РТ, автор книг и статей о сценографии татарского театра и истории искусств.
Эссе «Художественная культура татар»: https://theatre.tatar/storage/app/library/files/Hudozhestvennaya_kultura_tatar.pdf
О перформансе и деколонизации культуры. Автор и ведущий лекции – Альфрид Бустанов, доктор философии, заместитель директора Института истории Академии Наук РТ, ассистент-профессор Амстердамского университета.
Эссе «Театральное пространство и деколонизация культуры»: https://theatre.tatar/storage/app/library/files/Teatralnoe_prostranstvo.pdf.
Первая лекция – «Театр Камала: вехи истории и взгляд в будущее» – это своего рода ликбез, краткая история татарского театра за 30 минут. Ведущий лекции Рамиль Вазиев рассказывает о социокультурном контексте возникновения татарского театра и его сложной и прерывистой истории. Зритель узнает, где зарождался татарский театр, какие личности участвовали в его создании, как изменился репертуар после того, как татарский театр из передвижного стал стационарным, с какими локациями в Казани связана его история, кто был его зрителем на протяжении всего существования, какое влияние на татарское театральное искусство оказали революция, войны и репрессии.
В следующей лекции Рауза Султанова знакомит зрителя с основными компонентами художественной культуры татар – такими, как татарский дом и декоративно-прикладное искусство. За полчаса можно узнать, как историческое и географическое положение татар повлияло на культуру и искусство народа, какими чертами обладает татарская монументальная архитектура, как татары создавали духовную и эмоциональную среду в интерьере, какое влияние на декоративно-прикладное искусство татар оказало принятие ислама и завоевание казанского ханства, что послужило появлению и становлению общенациональных традиций в культуре и искусстве татар. А в конце лекции Рауза Султанова дает рекомендации литературы для более глубокого изучения предмета.
В третьей лекции цикла Альфрид Бустанов описывает хронологию и этапы, которые проходила история перформанса в татарской культуре, рассказывает о том, как татарский театр был связан с историей суфизма, и как впоследствии происходил разрыв глобальных связей с другими нациями, дистанцирование от собственного духовного опыта и деколонизация татарской культуры. Бустанов размышляет о роли пространства в развитии татарского театра и о том, как, в целом, влияет местоположение и пространство культурных институций на то, какие чувства возникают у их посетителей.
Таким образом, авторы всех трех лекций заявляют о важности рефлексии и критического переосмысления собственного исторического опыта. Анализируя 115-летнюю историю Театра Камала можно с уверенностью сказать: театральное искусство очень тесно связано с национальным самосознанием. И сейчас Театр Камала стоит на пороге новой для себя эпохи. Переезд и предстоящие перемены бросают вызов всему национальному сообществу: нам предстоит найти новый эстетический язык и понять, каким должен быть татарский театр будущего. И это задача не только для архитекторов и театральных деятелей, но и для всех неравнодушных к культуре.