
Начало лета стало в Татарстане горячей порой для проведения научных исследований и экспедиций с целью исследования исторического наследия народов, проживающих в республике. С 9 июня по 15 июня в Татарстане прошла фольклорно-этнографическая экспедиция сотрудников Института гуманитарных исследований Уральского отделения Российской академии наук (г. Пермь) по изучению традиционной культуры русских Республики Татарстан. Об этом мы писали здесь. А 6 июня стартовал Всероссийский исследовательский проект «Фольклорно-этнографические экспедиции по выявлению объектов нематериального этнокультурного наследия» в Республике Татарстан. Проект осуществляется при поддержке Министерства культуры России в рамках исполнения Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов России до 2030 года. Организаторы проекта в Республике Татарстан: ГРДНТ им. В.Д. Поленова, ГБУ «Таткультресурсцентр».
В составе экспедиционной группы именитые ученые и исследователи:
- Вострокнутов Артем Викторович, кандидат исторических наук, заведующий Музеем археологии и этнографии Пермского Предуралья ФГБОУВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»;
- Чернышева Юлия Сергеевна, научный сотрудник Института гуманитарных исследований УрО РАН (филиала Пермского ФИЦ УрО РАН);
- Никонов Владимир Владимирович, научный сотрудник Института гуманитарных исследований УрО РАН (филиала Пермского ФИЦ УрО РАН).
Первые два дня экспедиции были посвящены съемкам фильма об объекте нематериального этнокультурного достояния – празднике «Сабантуй». 7 и 8 июня съемочная группа из Москвы работала в Сабинском и Рыбно-Слободском районах Республики Татарстан во время проведения праздника «Сабантуй». Подробнее об этом можно прочитать по данной ссылке.
Третий день Всероссийского исследовательского проекта «Фольклорно-этнографические экспедиции по выявлению объектов нематериального этнокультурного наследия» в Республике Татарстан был посвящен изучению технологии изготовления традиционного казанского чак-чака. С секретами приготовления любимого лакомства поделилась жительница Казани Лилия Сагдиева. Рецепт изготовления чак-чака передается в их семье из поколения в поколение. Также члены экспедиционной группы зафиксировали традиционную технологию изготовления чак-чака в Арском и Атнинском муниципальных районах республики. Помогли им в этом Эльмира Камалиева из Атнинского района и Маужида Камалиева из Арского района. Несмотря на то, что чак-чак – это традиционное татарское блюдо, каждая местность имеет свои уникальные особенности в его приготовлении, что делает его еще более интересным и разнообразным.
Пятый день экспедиции был посвящен изучению технологии изготовления Пестречинской керамики. Данный промысел возник в конце XVI в. в селе Пестрецы, занятом русскими переселенцами из ярославских, суздальских, новгородских земель. Одной из причин возникновения промысла было наличие около села залежей высококачественной глины с примесями оксида железа и титана (она отличалась жирностью и ярко-красным цветом). С тех времен гончарное производство развилось и приобрело массовый характер. Изготовлением посудной керамики стали заниматься также в соседних с Пестрецами деревнях – Уланово, Большие Дюртили.
В настоящее время промысел продолжает жить в работах местных мастеров, технология изготовления восстанавливается, изучается история развития промысла на селе, создаются мастерские. Экспедиционная группа изучала коллекции пестречинского гончарного промысла и в краеведческом музее в селе Пестрецы.
С технологией изготовления Пестречинской керамики познакомили мастера Наталья Пилюгина, Елена Давлетшина, Алсу Саттарова, Наталия Тяжелова, Елена Крюкова. Экспертом выступила старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и дизайна факультета Инноваций и традиций народной художественной культуры Казанского государственного института культуры Екатерина Менгден.
Шестой день экспедиции проекта «Фольклорно-этнографические экспедиции по выявлению объектов нематериального этнокультурного наследия» в Республике Татарстан был посвящен изучению коллекций Пестречинской керамики музейных фондов Республики Татарстан. На примере музейных коллекций можно изучить и восстановить все этапы становления и развития традиций Пестречинской керамики Татарстана.
Седьмой день экспедиции его участники посвятили фиксации календарно-обрядового праздника «Балтай» с. Мордовская Кармалка Лениногорского района Республики Татарстан.
Экспедиционная группа провела работу по изучению истории происхождении праздника «Балтай» на территории села Мордовская Кармалка. Уникальность праздника состоит в том, что данный праздник проводится на месте бытования на протяжении века. В архивах Мордва-Кармалкинского СДК хранятся фотографии праздничного действия 1940-х гг. Обрядовую основу праздника Балтай составляет языческое моление древнему духу – «хозяину» леса, у мордвы он воплощен в образе медведя.
Балтай обычно проводится в июне – в следующие выходные после празднования Троицы, когда обычно в деревне заканчивались весенние сельскохозяйственные работы. В этом году день празднования пришелся на 15 июня.
В восьмой день экспедиции экспедиционная группа провела работу на территории мордовского села Спиридоновка. Она была посвящена изучению календарно-обрядовых праздников мордвы Лениногорского района Республики Татарстан. Респондентами являлись коренные жители села – солистки мордовского фольклорного ансамбля «Винайвене» М. Гаврилова, М. Потапова, жители А. Михайлов, М. Кузьмин. Они исполняли песни, рассказывали о традициях и праздниках.