С мая по июль в городах и селах республики проходят традиционные праздники летнего календарного цикла, отражающие своеобразие и самобытность культур народов Татарстана. В нашей республике стало доброй традицией проведение и праздника мордовской (эрзя) культуры «Балтай». Праздник проходит ежегодно в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района. В этом году он пройдет 27 июня.
По преданию в 1902 году, в лесу у деревни появился дед-отшельник по имени Балтай, который, чтобы порадовать ребятишек, нарядил себя кленовыми ветками и прошелся по деревне. Так и закрепилось за праздником название «Балтай». В других местах компактного проживания мордвы его так же называют «Овто чи», «Медень чи».
Праздник справляется через неделю после Троицы. В основе его лежат языческие моления в честь хозяина леса – медведя. Для мордовского народа выбор именно этого животного неслучаен, так как медведь является тотемным животным.
Впервые праздник «Балтай» на республиканском уровне состоялся в 1995 году и прошел в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района, поскольку только в этом селе сохранились основные элементы этого праздника.
На праздник съезжаются участники и гости из соседних муниципальных образований Татарстана - это Альметьевский, Бугульминский, Черемшанский, Лениногорский муниципальные районы, города Казань, Набережные Челны. Приезжают гости и из Самарской области.
Праздник начинается со встречи с хлебом и солью фольклорные коллективы. А продолжается шествием участников и гостей в лес на заветную поляну, где проходит обряд выбора и «одевания» медведя. Выбор медведя ведут старые женщины села. Они приглашают мужчин и проводят среди них состязания, чтобы выявить самого ловкого, сильного. Вот его-то, с обрядовыми песнями «одевают» кленовыми ветками и полевыми цветами.
Головной убор для «медведя» делают из папоротника и украшают цветами. Тело обвязывают кленовыми ветками. И при этом поют старинные мордовские песни. После «обряжения медведя», все лесное семейство выходит на большую поляну, водят вокруг медведей хороводы, благодарят их за богатые дары леса. Здесь же затеваются веселые народные игры, самая популярная среди которых – это сбор кикерок (лыковых шариков) с завязанными глазами.
Затем все вместе направляются в деревню. У каждого дома их встречают жители села с поклоном, хлебом - солью, квасом, пирогами, всем тем, чем богата традиционная мордовская кухня. И звенит, поет деревня, задабривая наступившее лето, прося у него добрых всходов да богатого урожая.
Прошагав около 5 км «медвежьего пути», все участники проходят через церемонию прощания с «медведем». Водят вокруг него хороводы с обрядовыми песнями, затем происходит «разрывание» медведя, т.е. каждый участник выдергивает из одеяния «медведя» кленовые ветки и со словами: «Шумбра чи» хлещет рядом стоящего, желая, здоровья и долгих лет жизни. Ведь по преданию, чем больше взмахов, тем больше благ достанется каждому. А если ветку смочить колодезной водой, то и того больше. А молодежь и дети обливают друг друга водой. Это символизирует обилие дождей, а значит хороший урожай.
Примечательной особенностью праздника «Балтай» является то, что он не приближен к стандарту «массовых мероприятий». Здесь нет награждения передовиков производства, соревнований по современным видам спорта и т.д., всего того, что скрадывает поэзию национальной специфики. Организаторы праздника стараются сохранить все лучшее от традиционного ритуала и проводят в соответствии со сроками проведения этого праздника.
Для информации: На территории Республики Татарстан проживает около 24 тысяч представителей мордовского народа, что составляет 0,6% от общей численности населения республики. Наиболее компактно мордовское население проживает в Альметьевском, Лениногорском, Бугульминском, Черемшанском, Тетюшском районах Татарстана.