Развернутое описание ОНКН
Происхождение термина тюбетейка связано с тюркским словом «тюбе», что означает «вершина», «навершие» [1]. Исследователи связывают ее появление с воинскими подшлемниками. Наиболее распространенным типом была сфероконическая шапка, сшитая из четырех клинообразных кусков. Такую простеганную шапочку воины надевали, чтобы избежать соприкосновения головы с металлическим шлемом. Бытование таких подшлемников в период Волжской Булгарии и Казанского ханства отмечают и некоторые исследователи [3, С. 32]. Постепенно головной убор распространяется в качестве повседневного и праздничного головного убора всех слоев мужского населения.
В сер. XIX – нач. ХХ вв. среди татар существовали два типа тюбетеек: такыя - полусферической формы и каляпуш - в форме усеченного конуса. Тюбетейки обоих типов носились мужчинами всех возрастов и всех территориальных групп (за исключением кряшен) [5, С. 25].
По сведениям исследователей, первый тип является наиболее ранним. Он, наравне с такими элементами одежды, как күлмәк, ыштан, аякчу, входил в число приданого невесты. Поздравляя молодого человека с законным браком, здесь говорили: «Такыяң котлы булсын!» («Пусть такыя принесет тебе счастье») [5, С. 24].
В иллюстрациях XVIII – первой половины XIX вв. «түбәтәй-такыя» имеет слегка заостренный верх. В дальнейшем он испытал некоторые изменения. Так, среди большого количества музейных коллекций, относящихся к концу XIX – нач. ХХ вв., четырехклинные тюбетейки имеют полусферический верх и соответствуют полусферической форме верхних головных уборов этого периода [5, С. 25].
Второй вариант тюбетейки – кәләпүш получил распространение лишь в конце XIX – начале ХХ вв. сначала среди мужского населения Казани и Заказанья, а затем и других территориальных групп народа. Очевидно, этим объясняется тот факт, что термин «кәләпүш» встречается именно в Заказанье [8, С. 72].
Данный тип тюбетейки имеет плоский верх и твердый край. Его шили почти исключительно из бархата, расшивали шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже жемчугом и бисером [9, С. 34]. «Кәләпүш» из черного бархата в конце XIX – нач. ХХ вв. являлся одним из элементов национальной одежды татар. Его носили в комплексе с коротким казакином и брюками европейского покроя [5, С. 25].
Особенность татарским бархатным тюбетейкам придавал своеобразный способ крепления подкладки с верхом, при котором применялась мелкая стежковая техника. Эта техника выглядела особенно эффектно, так как ворсистый бархат скрывал стежки с лицевой стороны. Между рядами стежков закладывался тонкий шнур или скрученный конский волос. В результате этого на внутренней стороне тюбетейки образовывалась ребристая поверхность в виде чередующихся выпуклых и вогнутых бороздок, что обеспечивало своеобразную вентиляцию внутри плотно прилегающего головного убора [8, С. 71].
На протяжении более чем полувекового периода произошли существенные изменения в орнаментации тюбетеек. Использование при их пошиве разнообразной ткани и приемов орнаментации давало возможность казанским мастерам создавать бесконечное множество вариантов мужских тюбетеек [5, С. 24-25].
Более старинные тюбетейки первой половины XIX в. отличаются тем, что крупные волнообразные цветочно-растительные композиции и геометрические мотивы покрывали всю украшаемую поверхность убора. Со временем узор тюбетеек изменился. Ко второй половине XIX в. на верхней части тюбетейки узор по окружности с розеткой посередине заменяется орнаментом, составленным из нескольких крупных букетиков, расположенных по кругу. К концу XIX – нач. ХХ вв. крупные цветочные букеты заменяются мелкими, менее выразительными букетами [9, С. 35].
Тюбетейку расшивали шелковой нитью, золотой и серебряной канителью [5, С. 24-25]. Как отмечает Г. Залкинд, в конце XIX - в начале ХХ века спрос на богато расшитые тюбетейки стал сокращаться. Это было связано с активизировавшимся на рубеже веков процессом вытеснения национального костюма общеевропейским. К тому же, большое распространение получили тюбетейки из темной материи, если и с золотой вышивкой, то самого скромного размера, чаще же без всякой вышивки [4, С. 49].
В 1950-1970-е гг. тюбетейка, как правило, орнаментировалась вышивкой цветными нитями. Однако доступность с 1980-х гг. бисера, а с 1990-х и 2000-х и других материалов для украшения тюбетеек и создания узора, обусловили большую вариативность в технологических приемах. С начала 1990-х гг. вышитая цветными нитками тюбетейка постепенно начинает уступать по распространенности головному убору, орнаментированному бисером. Появление в 1990-2000-е гг. разнообразной швейной фурнитуры привело к активному использованию блесток-паеток и других элементов в орнаментации тюбетеек [10, С. 137].
Этапы создания тюбетейки также имеют четкую последовательность и связаны с основными технологическими приемами ее изготовления.
Необходимые материалы для изготовления тюбетейки:
-черный, зеленый или другого цвета бархат либо шелк или парча;
-хлопчатобумажная основа для подклада;
-около 15 м шпагата;
-крученые и смазанные воском нити от распущенных льняных мешков;
-белые и цвета выбранного бархата катушечные нитки;
-тонкая, средняя и большая со слегка согнутым концом и большим ушком иглы;
-бисер или золотая, серебряная нить;
-канитель.
Выкройка
Тюбетейка состоит из двух частей: плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы, плюс 2 см на шов. Ширина (высота тюбетейки) равна 10-11 см: 8-9 см + 1,5-2 см на шов. Для 58 размера тюбетейки делается выкройка края длиной 60 см и шириной 10-11 см. Высота головного убора не должна превышать 8-9 см.
Раскрой
Подготовленную с припусками на шов выкройку нужно положить на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Из прямоугольного отреза кроят сразу около десяти тюбетеек. Подкладка края тюбетейки выкраивается по косой. Она должна быть на один сантиметр длиннее и шире бархатной части. Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10-12 см. Диаметр верха тюбетейки - 19 см (радиус - 9,5 см). Размеры указаны с припусками на шов. Далее следует сделать из жесткой бумаги лекало, скроить верх и его подклад.
Вышивка
Процесс вышивания частей происходит до простегивания, сразу после раскроя. При вышивке бисером можно использовать бисер как одного цвета, например, желтого, под золотое шитье, так и нескольких сочетающихся по тону цветов. До натягивания на пяльцы детали тюбетейки нужно пришить к хлопчатобумажной основе, на изнаночную сторону которой наносится узор. Швом «вперед иголка» узор выводится на рабочую поверхность.
Шитье и простегивание деталей
Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата. Шить следует с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку складывают с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачивают на машинке нижнюю часть. Чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, нужно вывернуть изделие так, чтобы бархатная ткань на 1-2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу тюбетейки сделать аккуратный шов. Отступив на 3 мм от него вверх, сделать еще один шов. Для придания жесткости нижней части головного убора необходимо продеть шпагат в кулиску. Надлобная часть готова.
Снизу по лицевой стороне светлыми нитками необходимо отметить высоту тюбетейки (8-9 см) и линию, по которой будут сшиваться боковая и верхняя части тюбетейки. Дальше простегивают швом «вперед иголка» наклонными линиями участок между стежками так, чтобы между ними свободно проходили веревочки. Следует подобрать веревочку потолще, чтобы тюбетейка хорошо держала форму, иначе она получится неустойчивой и будет мяться. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу до верхнего стежка, вынуть через подклад наружу, отрезать веревку. Так нужно обработать все ряды между вертикальными стежками. Подтянуть ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли внутрь изделия.
Затем простегивается верх тюбетейки. Верхний круг необходимо дугообразными линиями разделить на шесть частей. Каждую часть по отдельности, как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, следует сделать лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам шести треугольников, получаем шесть дугообразных линий. Эти линии необходимо перевести через копирку на подкладку. После этого подкладку притачать к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала простегать все шесть дугообразных линий и продеть в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, вывести иглу, отрезать нить и, слегка потянув ткань, убрать внутрь торчащие концы. Так следует простегать всю поверхность круга.
Сшивание частей
Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки необходимо разделить на четыре одинаковые части. Соединить детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачать их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогнуть за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришить. Вывернуть тюбетейку, внутри слегка опрыснуть водой, надеть на специальную форму до высыхания [9, С. 36-41].
Изготовление тюбетеек рано перешло в руки ремесленников и кустарей (в основном, Казани и Заказанья). К XIX в. можно отнести формирование каляпушного промысла по изготовлению расшитых головных уборов – тюбетеек, каляпушей, калфаков. Кустарями каляпушного промысла производилось и доставлялось в магазины г. Казани около 50 тысяч головных уборов в год [6, С. 58]. Стоимость колпака или тюбетейки, вышитых серебром, золотом и жемчугом, составляла от 2-х до 70 рублей и дороже [6, С. 59].
Среди производителей головных уборов стоит отметить купеческую жену Х.М. Апакову, представившую изделия на Первой мануфактурной выставке в Казани в 1837 г. [2, С. 42]. Наиболее крупной фирмой в конце XIX в., которая занималась изготовлением и торговлей тюбетеек, каляпушей и калфаков, была фирма Г. Сабитова. Помимо основной торговли в Казани, филиалы фирмы имелись на Нижегородской, Мензелинской, Бугульминской и других ярмарках. Изделия фирмы Г. Сабитова были признаны лучшими на всем общероссийском рынке и удостаивались наград на промышленных выставках в России и за рубежом. Например, в XIX в. они были награждены золотой медалью в Лондоне (1884 г.), серебряными медалями в Амстердаме (1883 г.), Казани (1886 г. и 1890 г.), Париже (1888 г.), Нижнем Новгороде (1896 г.) [2, С. 42-43].
В 1929 г. начала функционировать первая казанская женская кооперативная артель по производству вышитых головных уборов «Азат хатын» («Свободная женщина»). Мастерская артели помещалась в Ново-Татарской слободе на верхнем этаже небольшого двухэтажного деревянного дома. Помещение мастерской занимало 5 комнат, из которых четыре были отведены мастерицам, разбитым по процессам производства, а одна комната составляла приемную готовых изделий и склад материалов. В мастерской работало 25-30 работниц, на дому - 125 человек. В 1920-1930-е гг. артель работала в периферии Татарского союза промысловой кооперации Татпромсоюза [4, С. 53].
В обозначенный период центры каляпушного промысла были сосредоточены в основном в Казани – в Ново- и Старо-Татарской, Суконной, Кизической, Адмиралтейской, Игумновой слободах и в Заказанье – в Арском и Дубъязском кантонах ТАССР (ныне – Арский и Высокогорский районы Республики Татарстан) [7]. По данным исследователя Г. Залкинда в производственных мастерских Казани было занято 896 человек (288 женщин, 608 мужчин). Из них в 1929 г. 234 человека вошли в кооперацию Таткустпромсоюза, организовавшем общие производственные мастерские [4, С. 22-23].
Большой популярностью тюбетейка пользовалась в СССР в конце 1940-х и в 1950-е годы. Этот головной убор носили многие, независимо от национальной принадлежности. Тюбетейка, кроме всего прочего, символизировала братскую дружбу между народами. После развала СССР популярность тюбетейки в России начала возрождаться, но уже как неотъемлемая часть мужского религиозного костюма.
В наши дни широкое распространение получила практика пошива тюбетеек на базе небольших предприятий, акционерных обществ и отдельными мастерами. Хотелось бы отметить деятельность казанской студии «Болгар түбәтәе», которая занимается изготовлением тюбетеек с начала 2000-х гг. Их тюбетейки заслуженно пользуются спросом во всем мире. В 2015 г. «Болгар түбәтәе» приняла участие на Всемирной выставке «Экспо 2015» (итал. Esposizione Universale Milano 2015, Expo 2015), которая прошла в Милане. Тюбетейки с национальным орнаментом украсили экспозицию Российского павильона на данной выставке.
Как отмечают мастера «Болгар түбәтәе», все элементы оформлений их тюбетеек – цветы, линии, национальные орнаменты – несут в себе важную смысловую нагрузку, нередко связанную с такими универсальными понятиями, как жизнь и смерть, свет и тьма, земля и небо, добро и зло. В основном мужские головные уборы этих мастеров украшены вышивкой - тесьмой, золотом, серебром, бисером и камнями. Особым спросом пользуются стеганные и вышитые тюбетейки.
Изготовлением татарских тюбетеек также занимается мастерская «Тукай түбәтәе». Название мастерской связано с именем известного татарского народного поэта Г. Тукая. Известно, что он одевался строго, со вкусом и неизменной деталью его образа был черный каляпуш. Вообще, в начале ХХ века каляпуш был любимым головным убором татарской интеллигенции.
Мастерская «Тукай түбәтәе» начала свою деятельность в 2015 г. и до сегодняшнего дня активно занимается изготовлением тюбетеек с национальным орнаментом. Мастера «Тукай түбәтәе» позиционируют себя как часть национальной культуры татарского народа, создают и активно развивают ее, вводят новшества на современный лад, сохраняя традиции предков и поддерживая культурное наследие.
При орнаментации головных уборов мастера «Тукай түбәтәе» создают свои узоры в рамках общих местных орнаментальных традиций вышивки тюбетеек. За основу они взяли орнамент в виде тюльпана (лалә). В татарской культуре этот цветок является символом возрождения, процветания, стремления к новым достижениям. Как правило, он находится по центру узора, а от него уже идут цветки-завитушки. В совокупности получается единый орнамент, который повторяется спереди и по бокам тюбетейки, а также на ее верхушке.
В последние десятилетия казанская тюбетейка переживает один из сложных и интересных этапов своего развития. С одной стороны, она испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны головных уборов массового производства, прежде всего, легких турецких матерчатых тюбетеек с машинной вышивкой [10, С. 139]. В то же время, о развитии промысла свидетельствуют творческие поиски казанских мастеров. Например, в 2000-е годы появились белые свадебные тюбетейки. Распространение нового вида тюбетеек было обусловлено появлением в наряде жениха белого мужского костюма.
Таким образом, современный этап развития промысла ставит задачу дальнейшего его сохранения и развития в сложных условиях вытеснения предметами массового производства.
Видеоматериалы ОНКН
Часть 1. Необходимые материалы для работы.
Часть 2. Подготовка материалов для стежки.
Часть 3. Стежка.
Часть 4. Верхушка.
Часть 5. Бортик.
Часть 6. Сборка тюбетейки.
Дополнительная информация
Библиография
1. Богословская И. Об особенностях тюбетейки [Электронный ресурс]. — URL:http://fdculture.com/page386539 (дата обращения: 08.06.2021).
2. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Художественные промыслы и ремесла татар в XIX в. // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2011. - №3/4. – С. 39-47
3. Завьялова М.К. Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан. — Казань: изд-во «Заман», 1996. – 256 с.
4. Залкинд Г.М. Кустарная промышленность Татарстана. История и процесс производства обуви и головных уборов. – Казань: ТАТИЗДАТ, 1931. – 64 с.
5. Мухамедова Р.Г. Татарская народная одежда. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1997. – 224 с.
6. Обзор кустарных занятий в Казанской губернии. – Казань: Казанское отделение императорского Русского Технического Общества. – Казань, 1896. – 112 с.
7. Протокол заседания Художественно-экспертного совета Республики Татарстан по народным художественным промыслам № 82 пр от 28.12. 2009 г.
8. Суслова С.В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала середина XIX - нач. XX вв. - Казань: Фән, 2000. – 311 с.
9. Сергеева Н.Г. Татар чигүе – Татарская вышивка. – Казань: Магариф, 2005. – 47 с.
10. Черных А.В. Традиционная тюбетейка пермских башкир и татар: становление и развитие промысла по изготовлению и орнаментации тюбетеек в Тулвинском поречье // Труды КАЭЭ ПГГПУ. – Пермь. – 2017. – Вып. XIII. – С. 133-141